Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2011 г. N 12АП-1071/2011
г. Саратов |
Дело N А57-14368/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Дубровиной О.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола помощником судьи Поваровой Н.В.,
при участии в судебном заседании представителей:
Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области - Крючковой Ю.В., доверенность от 29.11.2010 N 60-01-56/2924, выдана сроком по 31.12.2011 (паспорт 63 04 470601, выдан УВД Ленинского района гор. Саратова 28.06.2004);
закрытого акционерного общества "Торговый Дом "Санар" - Ильина А.В., доверенность от 01.03.2011 N С-0000007, действительна по 31.12.2011 (паспорт 63 04 487500, выдан ОВД Октябрьского района города Саратова 07.09.2004), Тимофеева В.В., протокол заседания ликвидационной комиссии от 09.06.2010 N 1 (паспорт 63 03 091450, выдан УВД города Энгельса и Энгельсского района Саратовской области 01.07.2002), представлен отзыв на апелляционную жалобу;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области, г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 января 2011 года
по делу N А57-14368/2010 (судья Пермякова И.В.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Торговый Дом "Санар", Саратовская область, г. Энгельс,
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области, г. Саратов,
о признании незаконным и отмене постановления N 376 от 15.10.2010,
УСТАНОВИЛ
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось закрытое акционерное общество "Торговый Дом "САНАР" (далее - ЗАО "ТД "САНАР", Общество) с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 15.10.2010 N 376.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11 января 2011 года требования удовлетворены.
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области с принятым решением не согласилось, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Податель апелляционной жалобы полагает, что Общество было надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, телеграммы вручены лицам, не состоящим в трудовых отношениях с ЗАО "ТД "САНАР", однако это не имеет правового значения в силу того, что организация уведомлялась по юридическому адресу.
В отзыве на апелляционную жалобу ЗАО "ТД "САНАР" не соглашается с позицией суда о доказанности административным органом надлежащего извещения Общества на протокол об административном правонарушении, однако в целом полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители ЗАО "ТД "САНАР", Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области поддержали позиции по делу.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области проведена проверка соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования ЗАО ТД "САНАР" с целью проверки соответствия проводимых резидентами и нерезидентами валютных операций.
В ходе проверки установлено, что 08.12.2008г. между ЗАО "ТД "САНАР" (Поставщик) и нерезидентом закрытым акционерным обществом "Ивиди" (Покупатель) заключен договор N 38/08-112 (далее - Договор).
Согласно пункту 5.2 Договора оплата за товар производится Покупателем в течение 14 календарных дней, начиная с даты отгрузки товара путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика. Датой отгрузки товара считается дата, указанная в товарной накладной. Датой оплаты товара считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет Поставщика. Валюта платежа - российские рубли (код валюты 643). Покупатель обязан указать в платежном поручении N и дату договора, наименование и количество товара, за который производится оплата" (т. 1, л.д. 53-53).
В Филиале ГПБ (ОАО) в г. Саратове оформлен паспорт сделки от 13.02.2009г. N 09020009/0354/0011/1/0.
Отгрузка товара произведена автомобильным транспортом по товарной накладной N С-0004782 от 09.10.2009г. на сумму 2480,0 рублей РФ и по товарной накладной N С-0004783 от 09.10.2009г. на сумму 26179,0 рублей РФ.
Таким образом, в соответствии с пунктом 3.14 Инструкции ЦБР от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядка учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" ЗАО "ТД "САНАР" должно представить в банк ПС документы для оформления ПС не позднее 16.11.2009г..
Фактически документы для оформления ПС переданы в банк ПС 12.01.2010г..
По мнению административного органа, ЗАО "ТД "САНАР" нарушило положения пункта 3.14 Инструкции ЦБР от 15.06.2004 N 117-И, не обеспечив своевременное оформление ПС.
23.09.2010г. административным органом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 376.
07.10.2010г. Управлением составлен протокол об административном правонарушении N 376 в отношении ЗАО "ТД "САНАР".
Постановлением о назначении административного наказания N 376 от 15.10.2010г. ЗАО "ТД "САНАР" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, ЗАО "ТД "САНАР" назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ЗАО "ТД "САНАР" обжаловало его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что административным органом существенно нарушены процессуальные требования, установленных статьями 28.2., 25.1., 25.4.КоАП РФ, при привлечении ЗАО "ТД "САНАР" к административной ответственности, в частности, суд при доказанности состава административного правонарушения. счел Общество ненадлежащим образом извещенным на постановление о назначении административного наказания, по причине отсутствия работников, получивших телеграммы в штате юридического лица.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка и (или) сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Материалами дела подтверждается, что Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области проведена проверка соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования ЗАО ТД "САНАР" с целью проверки соответствия проводимых резидентами и нерезидентами валютных операций.
В ходе проверки установлено, что 08.12.2008г. между ЗАО "ТД "САНАР" (Поставщик) и нерезидентом закрытым акционерным обществом "Ивиди" (Покупатель) заключен договор N 38/08-112 (далее - Договор).
Согласно пункту 5.2 Договора оплата за товар производится Покупателем в течение 14 календарных дней, начиная с даты отгрузки товара путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика. Датой отгрузки товара считается дата, указанная в товарной накладной. Датой оплаты товара считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет Поставщика. Валюта платежа - российские рубли (код валюты 643). Покупатель обязан указать в платежном поручении N и дату договора, наименование и количество товара, за который производится оплата" (т. 1, л.д. 53-53).
В Филиале ГПБ (ОАО) в г. Саратове оформлен паспорт сделки от 13.02.2009г. N 09020009/0354/0011/1/0.
Отгрузка товара произведена автомобильным транспортом по товарной накладной N С-0004782 от 09.10.2009г. на сумму 2480,0 рублей РФ и по товарной накладной N С-0004783 от 09.10.2009г. на сумму 26179,0 рублей РФ.
Единые правила оформления паспортов сделок установлены Инструкцией ЦБР от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядка учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок".
Согласно пункту 3.14 данной Инструкции для оформления паспорта сделки резидент представляет в банк паспорта сделки документы, указанные в пункте 3.5 настоящей Инструкции, в установленном банком паспорта сделки порядке и в согласованный с банком паспорта сделки срок не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше.
Таким образом, в соответствии с пунктом 3.14 Инструкции ЗАО "ТД "САНАР" должно представить в банк ПС документы для оформления ПС не позднее 16.11.2009г. исходя из иного исполнения обязательств по контракту - отгрузки товара по товарной накладной в соответствии с пунктом 5.2 Договора.
Фактически документы для оформления ПС переданы в банк ПС 12.01.2010.
Таким образом, ЗАО "ТД "САНАР" нарушило положения пункта 3.14 Инструкции ЦБР от 15.06.2004 N 117-И, не обеспечив своевременное оформление ПС, в связи с чем в действиях Общества присутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ, выразившийся в нарушение установленных правил оформления паспорта сделки .
Согласно части 6 статьи 15.25 КоАП РФ нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок влечет административную ответственность юридических лиц в виде административного штрафа.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Статьей 25.4 КоАП РФ установлено, что законным представителем юридического лица является его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители.
Согласно пункту 2 статьи 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
На основании пункта 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника.
В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела, и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне полно и объективно рассмотреть дело.
В данном случае административный орган, как посчитал суд первой инстанции, не уведомив надлежащим образом законного представителя Общества о месте и времени рассмотрения административного дела, допустил существенное нарушение процессуальных прав ЗАО "ТД "САНАР" при производстве по делу об административном правонарушении, что не позволило всесторонне полно и объективно рассмотреть дело.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции в силу следующего.
При привлечении к административной ответственности должны быть соблюдены требования ст.ст. 25.1, 28.2 и 29.7 КоАП РФ, обеспечивающие гарантию прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, при этом административный орган обязан принять меры к надлежащему извещению лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о времени и месте составления протокола и лишь при наличии таких сведений административный орган вправе составить протокол в его отсутствие.
Исходя из смысла и содержания ст. 28.2 КоАП РФ, административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные названной нормой Кодекса. При извещении административным органом лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, обязанность по предоставлению вышеуказанных гарантий считается соблюденной, поскольку лицо, привлекаемое к административной ответственности, не лишено возможности воспользоваться своими правами.
При этом КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением лица, привлекаемого к административной ответственности. Извещение в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.).
Согласно абзацу 4 пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Таким образом, цель извещения состоит в том, что лицо, в отношении которого составляется протокол, должно иметь точное представление о времени и месте его составления. Надлежащее извещение лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела об административном правонарушении, входит в задачу органов, уполномоченных составлять протоколы.
Между тем в силу части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие
Как было указано выше, протокол об административном правонарушении N 376 от 07.10.2010г., постановление от 15.10.2010г. составлены в отсутствие законного представителя ЗАО "ТД "САНАР".
Уведомления о составлении протокола об административном правонарушении, о месте рассмотрения дела об административном правонарушении направлялись по юридическому адресу ЗАО "ТД "САНАР": 413119, Саратовская область, Энгельс-19, телеграфом.
Представленные в материалы дела телеграммы, письмо открытого акционерного общества "ВолгаТелеком" с приложенными документами свидетельствуют о том, что 23.09.2010 административный орган направил в адрес Общества приглашение для составления и подписания протокола по факту административного правонарушения по делу N 376, телеграмма вручена экономисту Карачун.
30.09.2010 ТУ Росфиннадзора в Саратовской области в адрес ЗАО "ТД "САНАР" повторно направило посредством телеграфа уведомление на протокол об административном правонарушении, которое вручено зав. канцелярии Гвоздюк.
12.10.2010 ТУ Росфиннадзора в Саратовской области в адрес ЗАО "ТД "САНАР" направлена телеграмма, содержащая уведомление о месте и времени рассмотрения административного дела N 376, согласно уведомления телеграфа N 37048 от 12.10.2010 телеграмма вручена начальнику юридического отдела Кисиленко.
Довод ЗАО "ТД "САНАР" о том, что указанные лица в соответствии со штатным расписанием ЗАО "ТД "САНАР" не являются работниками организации, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Согласно пункту 330 "Требований к оказанию услуг телеграфной связи в части приема, передачи, обработки, хранения и доставки телеграмм", утвержденных приказом Мининформсвязи РФ от 11.09.2007 N 108 (далее - Требования) каждая телеграмма должна быть вручена адресату по расписке, установленной Ф. ТГ-32, с указанием им даты, местного времени вручения и подписи.
Пункт 333 Требований определяет, что телеграммы, адресованные организациям и (или) должностным лицам, а также в адреса войсковых частей, полевых почт, морских и речных судов либо по месту временного нахождения граждан (общежития, дома отдыха, пансионаты, санатории, оздоровительные лагеря, больницы и т.п.), вручаются уполномоченным на получение телеграмм для последующего вручения адресатам.
Согласно статье 5 Федерального Закона от 17.07.1999г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" деятельность в области почтовой связи в Российской Федерации осуществляется на основе принципов соблюдения законности, доступности для всех граждан и юридических лиц услуг почтовой связи как одного из средств получения информации и обмена ею; соблюдения прав пользователей услуг почтовой связи.
В соответствии со статьей 14 настоящего Закона основными гарантиями доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования являются обеспечение операторами почтовой связи надлежащего качества оказываемых услуг почтовой связи.
Согласно пункту 48 "Правил оказания услуг почтовой связи", утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221, информация об адресных данных пользователей услугами почтовой связи, о почтовых отправлениях, почтовых переводах, телеграфных и иных сообщениях, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, а также сами эти почтовые отправления, переводимые денежные средства, телеграфные и иные сообщения являются тайной связи и выдаются только отправителям (адресатам) или их законным представителям.
Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено и не оспорено заявителем, что телеграммы Управления о составлении протокола об административном правонарушении, о месте рассмотрения дела об административном правонарушении направлены по юридическому адресу организации.
Риск неполучения указанной корреспонденции при надлежащем качестве оказания оператором почтовой связи услуг почтовой связи несет соответствующее юридическое лицо.
В этой связи у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания считать полученные от оператора связи уведомления о вручении телеграмм представителям ЗАО "ТД "САНАР" недостоверными.
В отзыве апелляционную жалобу Общество ссылается на то, что по адресу государственной регистрации ЗАО "ТД "САНАР" зарегистрировано несколько юридических лиц, в связи с чем, административным органом не доказан факт уведомления Общества по юридическому адресу.
Апелляционная инстанция считает указанный довод несостоятельным, поскольку во всех учредительных документах Общества указан юридический адрес: 413119, Саратовская область, г. Энгельс-19, без указания на номер какого-либо офиса, что подтверждается протоколом внеочередного общего собрания акционеров ЗАО "ТД "САНАР" N 03/10 от 06.06.2010г, дополнительным соглашением N 1 от 29.09.2009г. к Договору N 38/08-112 от 08.12.2008г., реквизитами Общества, указанными в товарных накладных и доверенности.
Таким образом, из представленных в материалы дела документов следует, что Общество использует именно указанный юридический адрес без ссылки на какой-либо номер офиса, несмотря на нахождение по указанному адресу нескольких юридических лиц.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о ненадлежащем уведомлении ЗАО "ТД "САНАР" о дате и месте составления протокола об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении и нарушении в связи с этим административным органом процессуальных прав юридического лица, является ошибочным.
Исходя из вышеизложенного, правовых оснований для удовлетворения требований ЗАО "ТД "САНАР" о признании незаконным постановления административного органа о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25. КоАП РФ у суда первой инстанции не имелось.
Срок привлечения ЗАО "ТД "САНАР" к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, административным органом не пропущен.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч 6. ст. 15.25 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене, как вынесенное при неверной оценке представленных административным органом доказательств.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 января 2011 года по делу N А57-14368/2010 отменить.
Принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Торговый Дом "САНАР", Саратовская область, г. Энгельс, о признании незаконным и отмене постановления N 376 от 15.10.2010 года Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-14368/2010
Истец: ЗАО "Торговый Дом "САНАР"
Ответчик: ТУ ФС финансово-бюджетного надзора в Саратовской области