г. Пермь |
|
6 июля 2009 г. |
Дело N А60-30424/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 июля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 июля 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л.Х.,
судей Нилоговой Т.С., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой П.С.,
при участии:
от заявителя (ООО "Элемент-Трейд") - Долобань М.А. (представитель по доверенности от 12.11.2008г., предъявлен паспорт), Ульянов Е.А. (представитель по доверенности от 01.10.2008г., предъявлен паспорт);
от ответчика (Управление государственного строительного надзора Свердловской области) - представитель не явился;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Управления государственного строительного надзора Свердловской области, Общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 15 мая 2009 года
по делу N А60-30424/2008,
принятое судьей Н.Г. Филипповой
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд"
к Управлению государственного строительного надзора Свердловской области
о признании незаконным постановления по административному делу,
установил:
В Арбитражный суд Свердловской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного строительного надзора Свердловской области от 17.09.2008г. N 2008-п-18-к-цо об изменении постановления о назначении административного наказания от 31.07.2008г. N 2008-18-к-цо.
Решением Арбитражного суда от 15.05.2009г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, стороны обратились с апелляционными жалобами.
Заявитель не согласен только с мотивировочной частью решения суда, которую просит изменить указанием на то, что он в момент проверки не являлся застройщиком земельного участка и не может быть признан субъектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.5 КоАП РФ, поскольку право собственности на земельный участок, на котором осуществляется строительство объекта, приобретено им уже после проведения контрольных мероприятий, а строительство фактически осуществляется другим лицом.
Ответчик в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, в обоснование жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. По мнению ответчика, выводы суда первой инстанции о наличии существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности являются ошибочными, законный представитель юридического лица был надлежащим образом извещен о времени и месте составления прокола об административном правонарушении, а также о рассмотрении материалов административного дела. Кроме того, ответчик указывает на то, что судом первой инстанции при разрешении спора необоснованно принято во внимание заключение ГУ Уральского регионального центра судебной экспертизы от 13.03.2009г. N 182/06-3, в резолютивной части решения суда некорректно указано название оспариваемого по настоящему делу постановления.
Лицами, участвующими в деле, представлены письменные отзывы с возражениями на доводы апелляционной жалобы противоположной стороны, которые, по их мнению, являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Присутствующие в заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя поддержали свои доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, правом участия представителя в судебном заседании не воспользовался, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционных жалоб и отзывов на жалобы, заслушав представителей заявителя, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалоб и отмены решения суда не установил.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 01.07.2008г. N 286-А специалистом Управления ГСН Свердловской области 15.07.2008г. проведена проверка объекта строительства складского комплекса по адресу: г.Екатеринбург, участок находится примерно в 918 метров по направлению на север от ориентира - сооружение Новосвердловской ТЭЦ, расположенного за пределами участка, на соответствие нормативным правовым актам, требованиям технических регламентов и проектной документации. По результатам контрольных мероприятий составлен соответствующий акт от 15.07.2008г. N 18-к (Т.1, л.д. 47-48).
На основании данных проверки, свидетельствующих об осуществлении строительства капитального объекта в отсутствие предусмотренного разрешения на строительство, 15.07.2008г. уполномоченным должностным лицом Управления составлен протокол о совершении ООО "Элемент-Трейд" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.9.5 КоАП РФ (Т.1, л.д.15).
Рассмотрев протокол и другие материалы дела, заместитель начальника Управления ГСН Свердловской области вынес постановление N 2008-18-к-цо от 31.07.2008г. о привлечении Общества к административной ответственности по ч.1 ст.9.5 КоАП РФ с наложением взыскания в виде штрафа в размере 1000000 руб. (Т.1, л.д. 63).
По результатам рассмотрения жалобы Общества на указанное постановление, начальником Управления ГСН Свердловской области принято постановление от 17.09.2008 N 2008-п-18-к-цо об изменении постановления от 31.07.2008 N 2008-18-к-цо в части назначенного наказания, Обществу за совершенное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.9.5 КоАП РФ назначено наказание в виде штрафа в размере 500 000 руб. (л.д.10).
Не согласившись с постановлением от 17.09.2008 N 2008-п-18-к-цо, Общество обратилось с заявлением о признании его незаконным и отмене в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия существенных нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее - Кодекс) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
К объектам капитального строительства относятся здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (п.10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Как видно из материалов дела, на основании договора генерального подряда N М/06-ГП от 05.05.2006г. (в редакции дополнительного соглашения от 10.08.2007г. N ГП/28/08) и договора уступки права требования от 10.08.2007г., ООО "Элемент-Трейд" является Заказчиком строительства объекта: "первой очереди складского комплекса размером 120м х 96м х 16м с встроенным четырехэтажным административно-бытовым комплексом размером 60м х 12м расположенного по адресу: Свердловская область, г.Екатеринбург, установлено относительно ориентира Новосвердловской ТЭЦ примерно в 918 метров по направлению на север от ориентира". Объект строится на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0712020:0048, площадь земельного участка 37500 кв.м. По условиям договора Генеральный подрядчик (ООО "РСУ ТМО "Магистраль") обязуется выполнить работы по строительству объекта, а Заказчик принять их и оплатить (т.1, л.д.89, 93).
15.07.2008г. в ходе проведения контрольных мероприятий уполномоченным должностным лицом Управления ГСН Свердловской области было установлено, что строительство указанного объекта капитального строительства (на момент проверки возведена коробка здания, внутри здания ведутся работы по устройству щебеночного основания под полы, на прилегающей территории выполняется укладка асфальтового покрытия) в нарушение ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ осуществляется без разрешения на строительство, оформленного в установленном порядке.
Факт осуществления строительства капитального объекта в отсутствие разрешения на строительство подтверждается актом проверки от 15.07.2008г. N 18-к, протоколом об административном правонарушении от 15.07.2008г. N 18-к, фотографическими снимками и другими материалами дела. Документов, опровергающих выводы проверки, материалы дела не содержат.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Общество имело возможность выполнить требование законодательства об осуществлении строительства капитального объекта только при наличии соответствующего разрешения, но им не были приняты все зависящие меры для предупреждения правонарушения, каких-либо препятствий к выполнению заявителем требований закона судом из материалов дела не установлено.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения обоснован, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, о том, что он не может быть признан субъектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.5 КоАП РФ, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Субъектами ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ могут быть одновременно и застройщик и подрядная организация, непосредственно осуществляющая работы по строительству, при наличии в их действиях состава этого административного правонарушения.
Согласно ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
На основании ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" постановление административного органа может быть признано незаконным и отменено в случае нарушения административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Установив при рассмотрении дела несоответствие между датой составления протокола и моментом выявления правонарушения, суд оценивает это обстоятельство с учетом необходимости обеспечения административным органом лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, гарантий, предусмотренных статьей 28.2 КоАП.
При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
При рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ (п.24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10).
Таким образом, не извещение о дате и времени составления протокола об административном правонарушении является процессуальным нарушением существенного характера, влекущим признание незаконным и отмену постановления административного органа.
Как правильно установлено судом первой инстанции, протокол об административном правонарушении от 15.07.2008г. составлен в отсутствие законного представителя Общества, о времени и месте составления протокола законный представитель юридического лица не извещался. В адрес самого юридического лица извещение почтой или иным образом не направлялось, что следует из материалов дела и административным органом в апелляционной жалобе не отрицается.
При составлении протокола от имени Общества присутствовала Лидер С.Ф. по доверенности от 13.07.2008г. выданной Грибановым А.В., вместе с тем на момент выдачи доверенности Грибанов А.В. законным представителем юридического лица не являлся, начиная с 21.04.2008г. обязанности директора Общества исполнял Ладыгин С.В., что подтверждается протоколом общего собрания участников от 21.04.2008г. N 2, а также выписками из Единого государственного реестра юридических лиц N 2028 от 21.05.2008г., N 1346 от 11.04.2008г. (т.1, л.д. 35-39).
Доводы ответчика о том, что на 13.07.2008г. директором Общества являлся Грибанов А.В., документально не подтверждены, поэтому подлежат отклонению.
Таким образом, административным органом допущены существенные нарушения установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.
О времени и месте рассмотрения жалобы на постановление N 2008-18-к-цо от 31.07.2008г. Общество было извещено телеграммой от 16.09.2008г., направленной по почтовому адресу организации, указанная телеграмма обществом получена заблаговременно, что подтверждается соответствующим отчетом и заявителем не опровергнуто, следовательно, извещение о рассмотрении дела следует признать надлежащим (Т.1, л.д.66).
Вместе с тем, в соответствии со ст. 29.7. КоАП РФ уполномоченное лицо при рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе: устанавливает факт явки законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; проверяет полномочия законных представителей юридического лица, защитника и представителя; выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела; разъясняют лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности.
При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, личность представителя, участвовавшего при рассмотрении дела об административном правонарушении 17.09.2008г. и его полномочия административным органом проверены не были, что также свидетельствует о нарушении ответчиком порядка рассмотрения дела об административном правонарушении.
Доводы административного органа об отсутствии существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции отклоняются по вышеизложенным основаниям.
То обстоятельство, что в резолютивной части решения суда некорректно указано название оспариваемого по настоящему делу постановления, при том что дата его принятия и номер указаны правильно, свидетельствует о допущенной судом технической описке, которая на законность и обоснованность судебного акта не влияет.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению, не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 мая 2009 года по делу N А60-30424/2008 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд", Управления государственного строительного надзора Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Т.С. Нилогова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-30424/08
Истец: ООО "Элемент-Трейд"
Ответчик: Управление государственного строительного надзора Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2091/09