г. Пермь
20 мая 2009 г. |
Дело N А60-8784/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н. М.
судей Ясиковой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кивокурцевой Е.В.
при участии:
от заявителя Управление федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Свердловской области ("Россвязькомнадзор"): не явились
от заинтересованного лица Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России": не явились
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (ответчика по делу)
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 апреля 2009 года
по делу N А60-8784/09,
принятое судьей Тимофеевой А.Д.
по заявлению Управления федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Свердловской области ("Россвязькомнадзор")
к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Свердловской области ("Россвязькомнадзор") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (далее- ФГУП "Почта России", предприятие) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06 апреля 2009 года заявленные требования удовлетворены. ФГУП "Почта России" привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
ФГУП "Почта России" (заявитель по делу), не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что при проведении проверки нарушены нормы Постановления Правительства РФ от 02.03.2005г. N 110 "Об утверждении Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи" в части соблюдения сроков проведения плановых проверок.
Управление федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Свердловской области ("Россвязькомнадзор") отзыв на доводы апелляционной жалобы в материалы дела не представило.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. На основании ст.ст.156,266 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа и.о. руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Свердловской области от 23.12.2008 N 06-05/918 проведено плановое мероприятие по контролю за соблюдением контрольных сроков пересылки почтовых отправлений без взаимодействия с проверяемым лицом в отношении ФГУП "Почта России".
В ходе проверки установлен факт не выполнения обязанностей оператора связи по пересылке почтовых отправлений в установленные сроки, в нарушение подпункта "а" пункта 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221 и абз.2ст. 16 ФЗ от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи".
По результатам проверки в отношении ФГУП "Почта России" составлен акт проверки от 25.02.2009г. N 25577-66-03/0125 (л.д.1-11 том3) , протокол N 95 от 02.03.2009г. об административном правонарушении (л.д.17-19 том1).
В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении передан в арбитражный суд с заявлением о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Привлекая предприятие к административной ответственности, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ФГУП "Почта России" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Данный вывод суда является верным.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено определение лицензии, как специального разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Под "лицензионными требованиями и условиями" понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 07.07.2003г.N 126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия).
Согласно статье 44 Федерального закона от 07.07.2003г. N 126-ФЗ "О связи" на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
При этом, определено, что услуга связи - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений, оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии (статья 2 Закона).
Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи приведен в разделе XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87.
Согласно п. 5 названного Перечня оказание услуг должно осуществляться в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными постановлением Правительством Российской Федерации от 15.04.2005 N 221 (далее - Правила оказания услуг почтовой связи).
В силу подп. "в" п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона "О почтовой связи", операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, и утверждаются Правительством Российской Федерации.
Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации установлены Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 г. N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции".
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ФГУП "Почта России" осуществляет свою деятельность на основании лицензии А 025271 N 25577 от 11.04.2003 г., выданной Министерством Российской Федерации по связи и информатизации на предоставление услуг почтовой связи. Срок действия данной лицензии установлен с 11.04.2004 г. по 11.04.2013 г. (л.д.19 том.3).
В ходе проверки установлено, что из 350 контрольных писем, отправленных Управлением Россвязькомнадзора по Свердловской области из г. Екатеринбурга в областные, краевые, республиканские центры РФ, с нарушением контрольных сроков пересылки (1-7 дней) поступило 87 писем.
Из 436 писем поступивших в адрес Управления Россвязькомнадзора по Свердловской области 88 поступили с нарушением контрольных сроков пересылки (1-3 дня). Несоблюдение контрольных сроков пересылки между административными центрами субъектов РФ, является нарушением п. 6А "Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции", утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 160 (далее - "Нормативы").
Из 532 писем внутриобластного потока, в том числе местная письменная корреспонденция (Екатеринбург), поступивших в адрес Управления Россвязькомнадзора по Свердловской области - 89 поступили с нарушением контрольных сроков пересылки (1-4 дня), что является нарушением п. 6В Нормативов.
Факт нарушения контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции подтверждается наличием проставленных на оболочках конвертов оттисков календарных штемпелей объектов почтовой связи, с датами мест приема и доставки, и является основным документом, подтверждающим фактический срок их прохождения по сети почтовой связи ФГУП "Почта России".
Всего в ходе проведения проверки выявлено 264 письма с нарушением контрольных сроков пересылки.
Таким образом, предприятием нарушены п.47 "а" Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221 и абз.2 ст.16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", в соответствии с которыми не выполняются обязанности оператора связи по пересылке почтовых отправлений в установленные сроки.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает установленным событие административного правонарушения, за совершение которого законом предусмотрена административная ответственность; факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Суд также считает установленной вину ответчика в совершении вменяемого административного правонарушения в соответствии со ст. 2.1. КоАП РФ, так как на него, как обладателя лицензии на оказание услуг почтовой связи, возложена обязанность по соблюдению установленных сроков пересылки почтовой корреспонденции, однако, при наличии возможности соблюдения лицензионных требований, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, ФГУП "Почта России" не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Срок привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ, не пропущен.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно привлек ФГУП "Почта России" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Довод заявителя апелляционной жалобы о нарушении административным органом положений Постановления Правительства РФ от 02.03.2005г. N 110 "Об утверждении Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи" в части соблюдения сроков проведения плановых проверок отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
В силу пункта 1 статьи 27 Закона "О связи" Правительство Российской Федерации определяет порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи. Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.05 N 110 (далее - Порядок).
На основании пункта 10 Порядка Федеральная служба по надзору в сфере связи и (или) ее территориальные органы в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые мероприятия по контролю.
Порядок и сроки проведения плановых проверок предусмотрены в пункте 11 Правил. Плановые мероприятия по контролю проводятся в отношении юридического лица имеющего лицензию в области оказания услуг связи на территории нескольких субъектов Российской Федерации, на которых оказываются услуги связи и (или) созданы сети (сооружения) связи, - в объеме и сроки, позволяющие за 2 года провести мероприятия по контролю во всех филиалах юридического лица. При этом одно сооружение связи не может быть проверено более чем один раз в 2 года.
Таким образом, вышеуказанными Правилами в отношении организаций связи установлены ограничения в количестве проведения плановых проверок - не более чем один раз в два года.
Порядок проведения внеплановых проверок установлен в пункте 15 и 16 Правил. Так, внеплановые проверки проводятся в целях проверки устранения ранее выявленных нарушений требований в области связи и (или) лицензионных условий (пункт 15). Внеплановые мероприятия по контролю организуются и проводятся также в случаях, поименованных в пункте 16 Правил, в том числе, в случае обнаружения нарушений в результате проведенного контроля в соответствии с пунктом 24 указанного Порядка (пункт 16).
Пунктом 24 Порядка предусмотрено, что в целях осуществления постоянного мониторинга выполнения требований в области связи и (или) лицензионных условий территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере связи организуют и проводят мероприятия по контролю без взаимодействия с проверяемыми лицами (дистанционный контроль).
Из анализа пунктов 15,16, 24 Правил следует, что в отношении внеплановых проверок ограничения по количеству проверок не установлены.
Таким образом, проверки организаций связи в целях осуществления мониторинга выполнения требований в области связи и (или) лицензионных условий путем дистанционного контроля относятся - к внеплановым проверкам и проводятся без ограничения по количеству проверок.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на три акта проверки деятельности в области связи ФГУП "Почта России"- от 24.11.2008г. (т.2, л.д.59-61), от 24.12.2008г. (т.2, л.д.37-38) и акт по настоящему административному делу от 25.02.2009г. (т.2, л.д.1-3). Из содержания указанных актов следует, что все они проводились без взаимодействия с проверяемым лицом, вид мероприятий по контролю - дистанционный контроль.
В соответствии с требованиями пунктов 10, 16 и 24 Правил - контрольные мероприятия проведенные административным органом путем дистанционного контроля относятся к внеплановым проверкам, проводится в целях осуществления постоянного мониторинга выполнения органами связи лицензионных условий, и не ограничены по количеству проверок.
Ссылка в приказах о проведении проверок на тот факт, что они являются плановыми, не может быть принята во внимание, так как из содержания актов и вида проведенных мероприятий, следует, что фактически они являются внеплановыми.
Доводы заявителя апелляционной жалобы отклоняются как несоответствующие нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции от 06 апреля 2009 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 апреля 2009 года по делу N А60-8784/09 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н. М. Савельева |
Судьи |
Е. Ю. Ясикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-8784/09
Истец: Управление федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Свердловской области ("Россвязькомнадзор")
Ответчик: Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России"
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3340/09