г. Пермь
05 июня 2009 г. |
Дело N А50-1423/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Полевщиковой С. Н.,
судей: Грибиниченко О.Г., Борзенковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пепеляевой И.С.
при участии:
от заявителя Акционерного коммерческого сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице Краснокамского отделения N 5293 Сбербанка России ОАО - Александров А.В., паспорт 57 04 N 452132, доверенность от 21.11.2007
от заинтересованных лиц: 1) Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Пермскому краю - Новожилова В.В., удостоверение УР N 066384, доверенность от 24.07.2008 N 8; 2) Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю - не явился, извещен
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края от 02 апреля 2009 года
по делу N А50-1423/2009,
принятое судьей Торопициным С.В.
по заявлению Акционерного коммерческого сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице Краснокамского отделения N 5293 Сбербанка России ОАО
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Пермскому краю и Управлению Федеральной налоговой службы по Пермскому краю
о признании недействительным решения
установил:
Акционерный коммерческий сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице Краснокамского отделения N 5293 Сбербанка России ОАО (далее - налогоплательщик, банк) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Пермскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) от 26.08.2008 N 9871 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 02 апреля 2009 года заявленные требования налогоплательщика удовлетворены: решение инспекции от 26.08.2008 N 9871 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ).
Суд обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика и возвратил банку из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 (две тысячи) рублей, уплаченную платежным поручением от 19.01.2009 года N 384.
Не согласившись с судебным актом, инспекция обратилась с жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствии выводов, содержащихся в решении суда, фактическим обстоятельствам дела.
Инспекция полагает, что транспортный налог в отношении автомобиля ГАЗ 2752 государственный регистрационный знак М620КУ должен быть исчислен по ставке, установленной для грузовых автомобилей, поскольку указание в паспорте транспортного средства категории "В" однозначно не может свидетельствовать о том, что транспортное средство относится к легковому транспортному средству, и указанный в строке 3 паспорта тип транспортного средства - "фургон цельнометаллический" соответствует типу транспортного средства "Грузовой" (п. 27 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств).
Кроме того, исходя из квалификации по Конвенции о дорожном движении под категорию "В" подпадают как легковые механические транспортные средства для перевозки пассажиров, так и грузовые механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3, 5 тонн.
Налогоплательщик представил отзыв, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как указывает налогоплательщик, банк при исчислении транспортного налога исходил из налоговой ставки, установленной для легковых автомобилей, поскольку автомобиль согласно паспорта транспортного средства является легковым по категории "В" по типу транспортного средства "фургон", что также подтверждается письмом ГИБДД ОВД по Краснокамскому муниципальному району 20.03.2009 N 11-09/246.
Исходя из квалификации, указанной в Конвенции о дорожном движении, автомобиль ГАЗ 2752 относится к категории легковых транспортных средств.
Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не направило своих представителей, что в порядке п. 2, 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не является препятствием для рассмотрения дела без участия представителей Управления.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель банка - доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из обстоятельств дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной банком 30.04.2008 корректирующей налоговой декларации по транспортному налогу за 2007 год.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 23.07.2008 года N 2013/5571 (л.д.14-15) и принято решение от 26.08.2008 года N 9871 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (л.д. 18-21).
Названным решением банку доначислен транспортный налог за 2007 год в сумме 785 руб., начислены пени в сумме 49,14 руб. и налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 157 руб. (л.д.18-21).
Основанием для доначисления налога послужил вывод налогового органа о необходимости применения ставки транспортного налога, предусмотренной для грузовых автомобилей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 16.12.2008 года N 18-23/582/583 жалоба банка оставлена без удовлетворения (л.д.24-26).
Полагая, что решение инспекции нарушает действующее законодательство, а также права и законные интересы налогоплательщика, последний обратился в суд с заявлением.
Удовлетворяя требования, арбитражный суд исходил из недоказанности налоговым органом в нарушение ст.ст. 65, 200 АПК РФ правомерности отнесения спорного транспортного средства к категории грузовых автомобилей.
Заслушав представителей инспекции и банка, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В силу ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьей 357 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
Согласно статье 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
На территории Пермского края ставки налога установлены Законом Пермской области от 30.08.2001 года N 1685-296 "О налогообложении в Пермской области" (с учетом последующих изменений и дополнений).
В соответствии со ст. 22 названного выше Закона размер ставки транспортного налога для автомобилей легковых с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно составляет 17 руб. (с каждой лошадиной силы). Для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно установлена ставка 25 руб. (с каждой лошадиной силы).
Согласно п. 3 ст. 15 ФЗ "О безопасности дорожного движения", допуск автотранспортных средств для участия в дорожном движении на территории РФ осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Приказом МВД РФ, ГТК РФ, Госстандарта РФ от 30.06.1997 N 399/388/195 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1445" утверждено Положение о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, действующее в период выдачи налогоплательщику паспортов транспортных средств.
Согласно Постановлению Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов" паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, а также в целях борьбы с их хищениями, обеспечения защиты прав потребителей.
Согласно правилам, установленным пунктами 1.3 - 1.6 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, следует: паспорта выдаются собственникам транспортных средств организациями-изготовителями, таможенными органами и подразделениями Госавтоинспекции.
Организациями-изготовителями паспорта выдаются на транспортные средства и (или) шасси, изготовленные ими после 01.1993 и реализуемые на территории Российской Федерации, при наличии у организаций-изготовителей Одобрения типа транспортного средства на полнокомплектное (конечное) изделие независимо от числа организаций, участвующих в его изготовлении, или при наличии Заключения на шасси, подтверждающих соответствие сертифицированных транспортных средств и (или) шасси установленным требованиям безопасности.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств при выдаче паспортов организациями-изготовителями, таможенными органами, подразделениями Госавтоинспекции заполняется раздел паспорта, содержащий идентификационные и технические характеристики транспортного средства и (или) шасси, сведения об организации-изготовителе, о наличии Одобрения типа транспортного средства или Заключения на шасси, а также данные о собственнике транспортного средства и (или) шасси и организации, выдавшей паспорт.
Следовательно, полномочиями по отнесению транспортных средств к тому или иному типу транспортных средств наделены организации-изготовители, таможенные органы и подразделения Госавтоинспекции.
Данное отнесение транспортных средств к конкретному типу не является произвольным, а осуществляется, в частности, организациями-изготовителями транспортных средств на основании процедуры сертификации, проводимой в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 10.06.1993 N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг", Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Постановления Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов".
Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, в строке 3 "Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением; в строке 4 "Категория ТС (А. В, С, Д, прицеп)" - категория транспортного средства, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении.
При совершении органами ГИБДД регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств на предмет их соответствия сведениям, указанным в документах, удостоверяющих право собственности, регистрационных документах, а также в паспортах транспортных средств и иных документах, подтверждающих возможность допуска транспортных средств к участию в дорожном движении. Следовательно, паспорт транспортного средства - это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, его следует рассматривать в качестве доказательства принадлежности транспортного средства к той или иной категории: грузовые автомобили либо легковые автомобили.
Согласно п. 28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденном Приказами МВД N 496, Минпромэнерго РФ N 192, Минэкономразвития РФ N 34 от 23.06.2005г. по строке 4 паспорта транспортного средства указывается категория транспортного средства, которая соответствует Конвенции о дорожном движении, принятой на Конференции ООН по дорожному движению в Вене 08.11.1968г. и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974г.
Типы транспортных средств, указанные в Одобрении типа транспортного средства (Постановление Госстандарта РФ от 01.04.1998 г. N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов") адаптированы к понятиям, содержащимся в классификации, приведенной в Конвенции.
Это отражено в Сравнительной таблице категорий транспортных средств (ТС) по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении (приложение N 3 к Положению).
Как следует из строки 4 паспорта транспортного средства автомобиль ГАЗ-2752 (государственный регистрационный знак М620КУ) отнесен к категории "В".
Согласно Конвенции о дорожном движении к данной категории относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.
Вместе с тем в таблице, содержащейся в приложении N 3 к Положению о паспортах транспортных средств, под категорию "В" помимо указанных транспортных средств попадают механические транспортные средства, сконструированные так, что они включают жилой отсек (автомобиль - дом); механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны.
Из паспорта транспортного средства наименование (тип) транспортного средства ГАЗ 2752 указан как "грузовой фургон цельнометаллический".
Однако спорное транспортное средство может использоваться как специальный фургон, о чем свидетельствует указание в строке 3 паспорта транспортного средства на наличие в фургоне семи посадочных мест.
Кроме того, органом ГИБДД ОВД по Краснокамскому муниципальному району в письме от 20.03.2009 N 7/4125, адресованному налогоплательщику, разъяснено, что с учетом сведений Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденных постановлением Госстандарта России от 26.12.2004 N 359 в соответствии с Конвенцией о дорожном движении, автомобиль ГАЗ-2752 классифицируется как автомобиль легковой и относится к категории "В" по типу транспортного средства "фургон" (л.д. 85).
Учитывая, что порядок определения категории транспортного средства для целей налогообложения в законодательстве не определен, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ), то исчисление обществом транспортного налога по ставке, установленной для легковых автомобилей, является правомерным.
Доводы налогового органа, изложенные в апелляционной жалобе, арбитражным апелляционным судом исследованы и отклонены как основанные на неверном толковании норм материального права и не содержащие доказательств их обоснованности применительно к обстоятельствам дела.
Арбитражный апелляционный суд также принимает во внимание, что Общероссийский классификатор основных фондов предназначен не для целей налогообложения, а для учета и статистики основных средств, вследствие чего определения и термины, используемые в нем, соответствуют значениям, применяемым в отраслях промышленности, и несопоставимы с наименованиями объектов налогообложения транспортным налогом (Постановление Президиума ВАС от 18.09.2007 N 5336/07).
При таких обстоятельствах, основании для отмены обжалуемого судебного акта, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
В силу подп. 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 02 апреля 2009 года по делу N А50-1423/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
С. Н. Полевщикова |
Судьи |
И. В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-1423/2009-А13
Истец: АКСБ РФ (ОАО) в лице Краснокамского отделения N 5293, АКБ Сбербанк России
Ответчик: ФНС России (Управление ФНС России по Пермскому краю), Межрайонная ИФНС России N 16 по Пермскому краю
Хронология рассмотрения дела:
05.06.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3934/09