г. Пермь
20 июля 2009 г. |
Дело N А71-5246/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июля 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Осиповой С.П., Нилоговой Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миллер Н.В.,
при участии:
от заявителя - ЗАО "Ижевское транспортно-экспедиционное предприятие": не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица - ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Удмуртской Республике: не явился, извещен надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя -
ЗАО "Ижевское транспортно-экспедиционное предприятие"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 10 июня 2009 года
по делу N А71-5246/2009,
принятое судьей Глуховым Л.Ю.,
по заявлению ЗАО "Ижевское транспортно-экспедиционное предприятие"
к ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Удмуртской Республике
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
Закрытое акционерное общество "Ижевское транспортно-экспедиционное предприятие" (далее - ЗАО "ИжТЭП", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Удмуртской Республике (далее - Росфиннадзор по УР) от 16.04.2009г. N 94-09/87, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.6 ст.15.25 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.06.2009г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить апелляционную жалобу, ссылаясь на незаконное привлечение к административной ответственности.
В обоснование указывает на то, что со стороны ЗАО "ИжТЭП" не было умысла нарушить валютное законодательство и нанести материальный ущерб государству. Все поступившие платежи от нерезидента включены в общие доходы общества и уплачены необходимые налоги за 2008 г. Общество единожды имело взаимоотношения с нерезидентом. По мнению заявителя, правонарушение является малозначительным, в связи с чем постановление подлежит отмене, а общество освобождению от административной ответственности.
Административный орган с доводами апелляционной жалобы не согласен, по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, указав, что общество оформило паспорт сделки с нарушением установленного срока на 14 календарных дней, в связи с чем привлечено к административной ответственности по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ правомерно. По мнению заинтересованного лица, малозначительность не может быть применена, факт совершения правонарушения впервые учтен при вынесении оспариваемого постановления в качестве смягчающего ответственность обстоятельства.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проанализировав нормы материального права, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике поступила информация из Центрального банка Российской Федерации о факте нарушения ЗАО "ИжТЭП" п. 3.14 Инструкции ЦБ РФ от 15.06.2004г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок".
С целью выяснения обстоятельств нарушения административным органом направлены запрос от 01.12.2008г. N 13-05-01-28/2009 в филиал ОАО "БИНБАНК" в г. Ижевске и от 16.01.2009 г. N 13-05-01-28/129 в ЗАО "ИжТЭП".
В ходе проверки полученных документов установлено, что ЗАО "ИжТЭП" 19.05.2008г. заключило внешнеторговый договор б/н с нерезидентом - Ижевским филиалом ООО "Усяпы" (Турция) на оказание транспортных услуг.
Согласно акту выполненных работ на транспортные услуги от 30.06.2008 г., составленному между ЗАО "ИжТЭП" и Ижевским филиалом ООО "Усяпы" (Турция), за период с 02.06.2008 г. по 30.06.2008 г. ЗАО "ИжТЭП" были оказаны транспортные услуги нерезиденту - Ижевскому филиалу ООО "Усяпы" (Турция).
Для учета валютных операций ЗАО "ИжТЭП" 16.06.2008 г. был оформлен паспорт сделки N 08060001/2562/0017/3/0 в банке ПС.
Считая, что обществом нарушен срок оформления паспорта сделки, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике составлены акт проверки соблюдения валютного законодательства от 13.04.2009г., протокол об административном правонарушении от 13.04.2009 г. N 94-09/87 и вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 13.04.2009г.
По результатам рассмотрения протокола с участием законного представителя общества - Алипа Е.Л. руководителем органа валютного контроля принято постановление от 16.04.2009г. N 94-09/87 о привлечении ЗАО "ИжТЭП" к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 40 000 руб.
Несогласие ЗАО "ИжТЭП" с вынесенным постановлением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности состава правонарушения по ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ в действиях общества, отсутствия нарушений порядка привлечения лица к административной ответственности, а также из отсутствия оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Данные выводы суда являются правильными, соответствующими нормам законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
Согласно ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 20 Федерального закона от 10.12.2003г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов. Паспорт сделки может использоваться органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003г. N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны: 1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Федерального закона; 2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора; 3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Инструкция Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция) устанавливает единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
Согласно п.3.14 Инструкции "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" для оформления ПС резидент представляет в банк ПС документы, указанные в п.3.5 Инструкции, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше.
Следовательно, в соответствии с требованиями Инструкции на резидента возложена обязанность по оформлению паспорта сделки в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту, либо иного исполнения обязательств по контракту.
Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается совершение обществом правонарушения, выразившегося в несвоевременном оформлении (просрочка составила 14 календарных дней) паспорта сделки. Таким образом, в действиях ЗАО "ИжТЭП", г. Ижевск содержатся все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя о малозначительности совершенного им административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
В пункте 18 названного Постановления также указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Понятие малозначительности административного правонарушения является категорий оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае применительно ко всем обстоятельствам дела и в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что Обществом заключен внешнеторговый контракт 19 мая 2008 г., оказание транспортных услуг согласно акту выполненных работ произведено 02 июня 2008 г., то есть в течение периода между заключением контракта и исполнения обязательств по контракту у заявителя никаких препятствий для своевременного оформления паспорта сделки не имелось.
Однако паспорт сделки N 08060001/2562/0017/3/0 в банке ПС оформлен заявителем 16 июня 2008 г., с нарушением срока на 14 дней, что говорит о безразличном, пренебрежительном отношении заявителя к соблюдению требований валютного законодательства.
У общества имелись все возможности для соблюдения требований действующего законодательства по своевременному оформлению паспорта сделки, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Заключая контракт, Общество даже не убедилось в том, что его контрагентом является иностранная организация, о том, что данная организация является нерезидентом, заявитель узнал от банка.
Юридическое лицо, осуществляющее внешнеэкономическую деятельность, должно неукоснительно соблюдать требования законодательства в области валютного регулирования и валютного контроля, а в случае их нарушения нести бремя ответственности.
Необязательность оформления паспорта сделки в строго установленный срок привело к последствиям, в данном случае, бесконтрольности внешнеэкономических операций, что содержит угрозу интересам государства в сфере валютного регулирования.
Суд апелляционной инстанции, оценив характер и степень общественной опасности совершенного Обществом правонарушения, приходит к выводу о том, что оно содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем не позволяет суду расценивать данное правонарушение как малозначительное и не считает возможным освобождать нарушителя от ответственности.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене, апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10 июня 2009 года по делу N А71-5246/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ЗАО "Ижевское транспортно-экспедиционное предприятие"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www. fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
С.П.Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-5246/2009-А6
Истец: ЗАО "Ижевское транспортно-экспедиционное предприятие"
Ответчик: ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Удмуртской Республике
Хронология рассмотрения дела:
20.07.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5498/09