Налогоплательщик осуществлял в течение 2005 года розничную торговлю на арендованной им части торгового зала магазина площадью 15 кв.м через сборно-разборную конструкцию, оборудованную витриной и не предусматривающую доступа покупателей к товарам.
Какой физический показатель базовой доходности в этом случае должен был быть использован налогоплательщиком при исчислении налоговой базы по единому налогу на вмененный доход - "площадь торгового зала" или "торговое место"?
Согласно ст. 346.27 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2006 года) для целей главы 26.3 Кодекса под стационарной торговой сетью понималась торговая сеть, расположенная в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях (их частях) и строениях. Стационарную торговую сеть образовывали строительные системы, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям.
К данной категории торговых объектов относились объекты организации торговли, как имевшие торговые залы (магазины, павильоны), так и не имевшие торговых залов (киоски, крытые рынки, ярмарки и т.п.).
Под магазином понималось специально оборудованное стационарное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, а под павильоном - строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.
Исходя из этого иные объекты стационарной торговой сети, не соответствовавшие установленным главой 26.3 НК РФ понятиям магазина и павильона, следовало относить к объектам стационарной торговой сети, не имеющим торгового зала, либо к объектам нестационарной торговой сети.
При исчислении налоговой базы по единому налогу на вмененный доход по виду предпринимательской деятельности "розничная торговля" в качестве физического показателя базовой доходности использовался показатель "площадь торгового зала (в квадратных метрах)" (в отношении объектов стационарной торговой сети, имеющих торговые залы) или "торговое место" (в отношении объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, а также в отношении объектов нестационарной торговой сети) (ст. 346.29 НК РФ).
Согласно ст. 346.27 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2006 года) под "торговым местом" понималось место, используемое для совершения сделок купли-продажи, а под "площадью торгового зала" - площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов, за исключением подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производилось обслуживание посетителей.
В целях применения главы 26.3 НК РФ к правоустанавливающим и инвентаризационным документам относились любые имевшиеся у налогоплательщика на стационарный объект организации торговли документы, содержавшие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию о правовых основаниях на пользование данным объектом [договор передачи, договор купли-продажи нежилого помещения; технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право ведения торговли на открытой площадке и т.д.].
В связи с этим если налогоплательщик вел розничную торговлю на арендованной им части торгового зала магазина или павильона площадью до 150 кв.м, использовавшихся им для осуществления данной деятельности, объектом организации розничной торговли признавалась арендованная часть торгового зала магазина или павильона, а правоустанавливающим документом на данный объект организации розничной торговли - заключенный с арендодателем договор аренды.
Поэтому если иное не было предусмотрено условиями сделки, исчисление налоговой базы по единому налогу на вмененный доход должно было осуществляться данным налогоплательщиком с использованием физического показателя базовой доходности "площадь торгового зала (в квадратных метрах)", величина которого определялась в соответствии с договором аренды.
Как следует из вопроса, налогоплательщик осуществлял розничную торговлю товарами на арендованной им части торгового зала магазина через размещенную на ней легко возводимую сборно-разборную конструкцию, рассчитанную на одно торговое место, имевшую витрину для выкладки (демонстрации) образцов реализуемых товаров и не предусматривавшую непосредственного доступа покупателей к товарам внутри этой конструкции.
Таким образом, в данном случае розничная торговля фактически осуществлялась данным налогоплательщиком не через арендованную им часть торгового зала магазина, а через размещенный на ней объект организации торговли, соответствовавший установленному главой 26.3 НК РФ понятию "палатка", которая для целей применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход признавалась объектом нестационарной торговой сети.
При таких обстоятельствах данный налогоплательщик (вне зависимости от условий заключенного им договора аренды торговой площади) имел право при исчислении налоговой базы по единому налогу на вмененный доход использовать физический показатель базовой доходности "торговое место".
И.М. Андреев,
государственный советник налоговой службы Российской Федерации
II ранга
1 мая 2006 г.
"Налоговый вестник", N 5, май 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1