г. Пермь
27 мая 2009 г. |
Дело N А71-1092/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сафоновой С. Н.,
судей Голубцова В.Г., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Пепеляевой И.С.
при участии:
от заявителя ООО "ИП-ЭГЗ": не явились,
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 5 по Удмуртской Республике: не явились,
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Инструментальное производство-ЭГЗ" (сокращенное наименование - ООО "ИП-ЭГЗ")
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 марта 2009 года
по делу N А71-1092/2009,
принятое судьей Буториной Г.П..
по заявлению ООО "ИП-ЭГЗ"
к Межрайонной ИФНС России N 5 по Удмуртской Республике
о признании недействительным решений налогового органа,
установил:
ООО "ИП - ЭГЗ" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом от частичного отказа от требований в порядке ст. 49 АПК РФ - л.д. 50) о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 5 по Удмуртской Республике (далее - налоговый орган, инспекция) от 06.11.2008 N 22978 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.03.2009 прекращено производство по делу в части отказа от заявленных требований, в остальной части в удовлетворения требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В части отказа в удовлетворении заявленных требований заявитель указывает на неверное применение судом норм материального права, а также противоречие выводов в суда устоявшейся судебной практике, выраженной в постановлениях ФАС Уральского округа от 15.12.2008 N Ф09-9414/08-С3, N Ф09-9395/08-С3, N Ф09-9398/08-С3.
Заинтересованное лицо, направило отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против изложенных в ней доводов, указывает, что ст. 49 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) не содержит запрета на принудительное взыскание налогов и пеней налоговым органом, а также не содержи запрета на вынесение в отношении ликвидируемой организации решений о приостановлении операций по счетам в банке. Заявитель обжалует только меру обеспечения, направленную на исполнение решения о взыскании.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились, что в соответствии ч. 3 ст. 156, ч. 2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налоговым органом в адрес заявителя направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 4789 от 14.10.2008 в связи с неисполнением обязанности по уплате налогов, пени, штрафов начисленных на основании решения N 12-21/17 от 30.09.2008, принятое по результатам выездной налоговой проверки.
Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 4789 от 14.10.2008 в установленный срок заявителем не исполнено, в связи, с чем налоговым органом принято решение N 32860 от 06.11.2008 о взыскании налогов, сборов, пени, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.
В тот же день в порядке обеспечения исполнения вышеуказанного решения налоговым органом в соответствии со ст. 46, 76 НК РФ инспекцией принято решение N 22978 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.
Заявитель полагая, что решение от 06.11.2008 N 22978 противоречит положениям ст. 49 НК РФ, нарушает права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение принято в обеспечение уплаты имеющейся у заявителя задолженности по налогам и сборам, ст. 49 НК РФ не содержит запрета на принудительное взыскание налоговым органом, а также не содержит запрета на вынесение в отношении ликвидируемой организации решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и начислению пеней. Кроме того, суд первой инстанции учитывал, что доказательств наличия кредиторов первой или второй очереди заявителем не представлено, а также не представлено доказательств того, что приостановление операций по счетам в банке привели к невозможности по выплате заработной платы работникам общества.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене в связи со следующим.
Согласно ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п. 8 ст. 46 НК РФ при взыскании налога налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 настоящего Кодекса, приостановление операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
В соответствии со ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора.
Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.
Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования.
При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, если иное не предусмотрено абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Из приведенных норм следует, что приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке, является обеспечительным элементом в механизме принудительного взыскания недоимки налоговым органом, а именно обеспечивает исполнение решения о взыскании налога, сбора за счет денежных средств налогоплательщика.
Из материалов дела следует, что 30.09.2008 единственным участником общества принято решение о его ликвидации, создана ликвидационная комиссия (л.д. 11). Соответствующие изменения внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 10.10.2008 (л.д. 13). Сведения о ликвидации опубликованы (л.д. 15-16).
Статьей 49 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов среди расчетов с другими кредиторами определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
На основании п. 2 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с названным Кодексом, другими законами.
Статьей 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" определено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют об этом регистрирующий орган с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
В силу ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия публикует информацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. После окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Учредители (участники) юридического лица утверждают промежуточный ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации) и уведомляют регистрирующий орган о его составлении (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
На основании п. 4 ст. 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 названного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу п. 1 ст. 64 ГК РФ погашается в третью очередь.
Согласно п. 2, 5 указанной статьи требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.
Приведенные положения ст. 49 НК РФ и ст. 64 ГК РФ не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних.
С учетом изложенного, в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации, то есть после принятия учредителем предприятия решения о ликвидации и создании ликвидационной комиссии, внесения налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц записи о принятии решения о ликвидации предприятия и о формировании ликвидационной комиссии, налоговый орган не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов и сборов (пеней, штрафов), поскольку это противоречит положениям гражданского и налогового законодательства и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.
Оспариваемое решение N 22978 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика принято налоговым органом 06.11.2008, то есть после принятия решения о его ликвидации (30.09.08), создания ликвидационной комиссии и внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (10.10.2008).
Поскольку приостановление операция по счету является частью процедуры принудительного взыскания, осуществляемого в порядке ст. 46 НК РФ налоговым органом, а не ликвидационной комиссией, то есть в ином порядке, чем предусмотрено специальной нормой в ст. 49 НК РФ при ликвидации налогоплательщика, заявленные требования общества подлежат удовлетворению.
Так как порядок взыскания недоимки налоговым органом нарушен, противоречит законодательству, отсутствие или наличие кредиторов 1 и 2 очереди правового значения при разрешении настоящего спора не имеет.
При изложенных обстоятельствах, решение суда от 20.03.2009 подлежит изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Доводов к отмене решения суда в части о прекращения производства по делу в апелляционной жалобе не содержится, нарушений норм процессуального права в указанной части судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом результатов судебного разбирательства в апелляционной инстанции в соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы общества 1000 по платежному поручению от 17.04.2009 N 74, понесенные в связи с подачей апелляционной жалобы, подлежат возмещению из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 266, 268, 269, 270 ч. 2 п. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.03.2009 отменить в части отказа в удовлетворении требований заявителя.
Признать недействительным решение от 06.11.2008 N 22978 "О приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банках", принятое Межрайонной ИФНС России N 5 по Удмуртской Республике, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
В остальной части решение составить без изменения.
В порядке возмещения судебных расходов вернуть обществу с ограниченной ответственностью "Инструментальное производство-ЭГЗ"из федерального бюджета госпошлину 1000 (одна тысяча) рублей, уплаченную по платежному поручению N 74 от 17.04.09.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
С. Н. Сафонова |
Судьи |
О. Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-1092/2009-А18
Истец: ООО "Инструментальное производство-ЭГЗ"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 5 по Удмуртской Республике
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3649/09