г. Пермь
03 июня 2008 г. |
Дело N А71-150/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.06.2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03.06.2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Григорьевой Н. П.
судей Богдановой Р.А., Борзенковой И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Голомолзиной Н.И.
при участии:
представителя заявителя МУ "Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" Шамшуриной В.В. - по доверенности N 140-Д от 28.12.2007г., паспорт 9404 467533,
представителей заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 8 по Удмуртской Республике Рассамахиной Е.В. - по доверенности N 3 от 09.01.2008г., удостоверение N 243026, Хабибуллина М.М. - по доверенности N 11 от 11.01.2008г., удостоверение N 243632,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя МУ "Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 марта 2008 года
по делу N А71-150/2008,
принятое судьей Лепихиным Д.Е.
по заявлению МУ "Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска"
к Межрайонной ИФНС России N 8 по Удмуртской Республике
о признании решения недействительным,
установил:
Муниципальное учреждение "Городское жилищное управление - управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения N 16-20/14542 от 18.12.2007 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", принятого Межрайонной ИФНС России N 8 по Удмуртской Республике.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.03.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, просит отменить решение суда, заявленные требования удовлетворить. Указывает, что учреждение исполняет функции органа местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства, не осуществляет реализацию жилищно-коммунальных услуг, единственным источником финансирования уставной деятельности учреждения являются средства в размере 5%, получаемые от учредителя и направляемые на целевое финансирование учреждения. С учетом изложенного, денежные средства, получаемые от населения в качестве платы за коммунальные услуги, не подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
В судебном заседании представитель учреждения поддержала доводы апелляционной жалобы, просит отменить решение суда, заявленные требования удовлетворить.
Представители инспекции в судебном заседании поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Пояснили суду, что исключение из налоговой базы по НДС суммы дохода в размере 5 процентов от стоимости всех видов жилищно-коммунальных услуг является неправомерным. Деятельность ГЖУ фактически сводится к управлению домами, закрепленными за учреждением на праве оперативного управления, основными статьями расходов учреждения является выплата заработной платы и арендные платежи за здание.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд полагает, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела, Муниципальное учреждение "Городское жилищное управление - управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" осуществляет деятельность по организации содержания и эксплуатации жилищного фонда и инженерной инфраструктуры в г. Ижевске (л.д. 31-42).
14.08.2007 Учреждением в МРИ ФНС РФ N 8 по Удмуртской Республике была представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за апрель 2007 (л.д. 50-52).
Налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка представленной уточненной декларации. Решением N 16-20/14542 от 18.12.2007 учреждение привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату НДС в виде штрафа в сумме 484969,71 руб., ему предложено уплатить НДС в сумме 3015369 руб., а также пени в сумме 187855,83 руб. (л.д. 25-29).
Основанием для доначисления налога послужили выводы инспекции о неправомерном исключении налогоплательщиком из налоговой базы по НДС суммы дохода в размере 5% от стоимости всех видов жилищно-коммунальных услуг, исчисленных в соответствии с Постановлением Администрации г. Ижевска N 314 от 16.07.2002, на содержание службы заказчика в сумме 19770468 руб., что привело к занижению налоговой базы на указанную сумму. Данная сумма была отражена в разделе 9 декларации "Операции, не подлежащие налогообложению".
Не согласившись с принятым решением инспекции, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований налогоплательщика, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель не является органом местного самоуправления, а получаемые учреждением от населения денежные средства в виде 5% норматива на содержание службы заказчика представляют собой плату за коммунальные услуги, которые подлежат включению в налоговую базу по НДС.
Выводы суда является верными.
В силу п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения налоговой базы по НДС установлен ст.ст. 153 - 162 НК РФ.
Положениями п. 2 ст. 153 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
П.п. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ предусмотрено, что не признается реализацией товаров, работ или услуг передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что в соответствии с уставом Муниципальное учреждение "Городское жилищное управление - управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" осуществляет функции службы заказчика по поручению Администрации г. Ижевска в интересах жителей города и других потребителей муниципальных услуг, включающие в себя тепло и водоснабжение, водоотведение, газификацию и газоснабжение, внутриквартальное освещение, содержание, обслуживание и ремонт объектов, закрепленных в установленном порядке, на праве оперативного управления.
В целях оказания услуг, учреждение заключает договоры со снабжающими организациями на получение тепловой энергии, газа, воды, электроэнергии, на содержание и ремонт жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры.
Из оспариваемого решения инспекции следует, и не оспорено заявителем, что договоры со снабжающими организациями на получение коммунальных услуг являются возмездными, стоимость данных услуг определена с учетом НДС.
В соответствии с п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Согласно п. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренный частью 4 статьи 154 Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, определенном федеральным законом.
Постановлением Администрации г. Ижевска N 314 от 16.07.2002 утвержден норматив на содержание службы заказчика в размере 5 % от стоимости всех видов жилищно-коммунальных услуг.
Согласно Постановлению Администрации г. Ижевска от 19.07.2006 N 312 под нормативом на содержание службы заказчика следует понимать целевое финансирование на содержание и ведение уставной деятельности МУ "Городское жилищное управление - управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска".
Постановлением Администрации г. Ижевска от 29.12.2005 N 607 утверждены тарифы на коммунальные услуги для населения с учетом НДС.
Кроме того, указанным постановлением разъяснено, что в тарифах учтена плата за услуги по управлению многоквартирным домом в размере 5% в соответствии с постановлением Мэра города Ижевска от 16.07.02 N 314 "Об утверждении норматива на содержание службы заказчика (управляющей компании) в муниципальном жилищном фонде".
Из приведенных выше нормативных правовых актов органа местного самоуправления г. Ижевска следует, что норматив в размере 5 процентов от стоимости всех жилищно-коммунальных услуг, установленный постановлением Администрации N 314 от 16.07.2002 включен в тарифы на коммунальные услуги, оказываемые населению и, следовательно, подлежит включению в налоговую базу по НДС.
При таких обстоятельствах, получаемые учреждением от населения денежные средства представляют собой плату за коммунальные услуги, подлежащую включению в налоговую базу для исчисления налога на добавленную стоимость согласно п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ.
Оснований для признания указанных сумм в качестве средств целевого финансирования не имеется, поскольку произведенные гражданами платежи не отвечают требованиям, установленным п.п. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ.
Доводы заявителя о том, что судом при рассмотрении дела не учтены положения п.п.7 п.2 ст. 251 НК РФ, в соответствии с которым при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления от собственников созданным ими учреждениям на содержание некоммерческих организаций и ведения ими уставной деятельности, поступившие и используемые по целевому назначению, отклоняются судом апелляционной инстанции в силу того, что рассматриваемые в настоящем деле 5% от стоимости всех жилищно-коммунальных услуг были включены в цену реализации услуг потребителям, которая является фактической ценой реализации и учитывается в целях налогообложения.
Доводы заявителя о том, что учреждение осуществляет функции органа местного самоуправления, следовательно, предоставление населению услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства нельзя признать реализацией товаров (работ, услуг), отклоняются судом апелляционной инстанции, как основанные на ошибочном толковании действующего законодательства.
Суммы доначисленного налога заявителем в настоящем деле не оспорены.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.03.2008 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н. П. Григорьева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-150/2008-А28
Истец: МУ "Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 8 по Удмуртской Республике
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3196/08