На балансе ФГУП "Н-связь" числятся базовые станции, которые можно отнести к движимому имуществу. В случае получения согласия Минимущества России ФГУП "Н-связь" планирует эти станции реализовать.
Нужно ли перечислять доход от реализации базовых станций в бюджет?
Средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме (ст. 43 БК РФ). Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Если не учитывать иные нормы законодательства РФ, то на основании указанных формулировок может быть сделан ошибочный вывод о том, что доход от реализации имущества ФГУП "Н-связь" подлежит перечислению в соответствующий бюджет в полном объеме.
Такой подход не только не соответствует законодательству, но и лишает смысла само существование унитарных предприятий, так как в этом случае все денежные средства, полученные унитарным предприятием по возмездным сделкам, связанным с реализацией принадлежащего ему имущества, должны быть перечислены в бюджет.
Статья 11 Закона N 161-ФЗ устанавливает, что доходы унитарного предприятия от его деятельности являются его имуществом. Права Российской Федерации, как собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении ФГУП "Н-связь", установлены ст. 295 ГК РФ, в соответствии с которой собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, а также имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия (аналогичная норма в отношении прибыли унитарного предприятия содержится в ст. 17 Закона N 161-ФЗ). Ни ГК РФ, ни Закон N 161-ФЗ не предоставляют собственнику права изъятия имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. Статьей 295 ГК РФ права предприятия в отношении имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения, ограничены по сравнению с правом собственности: предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Более того, ст. 305 ГК РФ предоставляет унитарному предприятию защиту его прав в отношении имущества, в том числе и от собственника.
На основании изложенного мы можем сделать вывод, что ни ГК РФ, ни Закон N 161-ФЗ не допускают изъятия имущества (в том числе доходов от реализации имущества) унитарного предприятия собственником. Собственник имущества имеет право лишь на часть прибыли унитарного предприятия. БК РФ, требующий перечисления доходов от реализации государственного имущества в соответствующие бюджеты в полном объеме, противоречит указанным нормативным актам.
По нашему мнению, коллизия между нормами ст. 42, 43 БК РФ, Гражданским кодексом и Законом N 161-ФЗ должна быть решена в пользу ГК РФ и указанного закона. Статья 3 ГК РФ прямо предусматривает, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу. Соответственно, ст. 43 БК РФ не должна применяться в случаях реализации имущества, принадлежащего унитарным предприятиям.
Справочно.
Данная позиция подтверждается судебной практикой, в частности, Определением ВС РФ от 7 октября 2002 г. по делу N 44-Г02-29. Суд, вынося указанное Определение, прямо указал:
"Статья 43 Бюджетного кодекса Российской Федерации состоит из 2-х частей. Из части второй ст. 43 Бюджетного кодекса РФ следует, что в бюджеты всех уровней перечисляются средства, получаемые в процессе приватизации государственного и муниципального имущества.
В части 1 ст. 43 БК РФ говорится о средствах, получаемых от продажи государственного и муниципального имущества, и о зачислении их в соответствующие бюджеты в полном объеме.
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственности физических или юридических лиц (ст. 1 ФЗ от 21.12.01 N 178).
Следует признать правильным вывод суда о том, что действие этого Федерального закона (Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". - А.К.) не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении (подп. 9 п. 2 ст. 3 ФЗ-178).
В соответствии со ст. 295 ГК РФ государственное унитарное предприятие вправе с согласия собственника имущества продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество; при этом выручка от продажи этого имущества является доходами данной коммерческой организации, а не доходами областного бюджета.
В соответствии с п. 1 ст. 42 Бюджетного кодекса РФ в доходах бюджетов учитывается часть прибыли государственных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, а не вся прибыль, поэтому собственник имущества вправе принять решение о перечислении части прибыли (а не дохода) от продажи имущества в областной бюджет".
На основании изложенного считаем, что ФГУП "Н-связь" не обязано перечислять доход от реализации базовых станций в бюджет.
А.Н. Касьянов,
старший юрисконсульт компании "ФБК"
1 июня 2005 г.
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 6, июнь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru