Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25 марта 2011 г. N 07АП-1553/2011
г. Томск |
Дело N 07АП-1553/11 |
25.03.2011
Резолютивная часть постановления объявлена 23.03.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.03.2011
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Павлюк Т. В.
судей: Жданова Л. И.
Солодилов А. В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никитиной А.Г., с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Сергутов А.В. - представитель (доверенность от 11.0.12011)
от заинтересованного лица: без участия (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Алтайского линейного управления внутренних дел на транспорте на решение Арбитражного суда Алтайского края от 23.12.2010
по делу N А03-12815/2010 (судья Старцева М.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Авиапредприятие "Алтай", г. Барнаул (ИНН 2259001380) к Алтайскому линейному управлению внутренних дел на транспорте, г. Барнаул об оспаривании отказа в выдаче лицензии,
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Авиапредприятие "Алтай" (далее - ОАО "Авиапредприятие "Алтай", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным отказа Алтайского линейного управления внутренних дел на транспорте (далее - Алтайское линейное УВД на транспорте, Управление, заинтересованное лицо) в выдаче лицензии на приобретение служебного оружия и патронов к нему, выраженного в письме от 13.09.2010 N 14371 и обязании в установленные сроки рассмотреть вопрос о выдаче "Авиапредприятию "Алтай" указанной лицензии.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 23.12.2010 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Алтайское линейное УВД на транспорте обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований. В жалобе апеллянт указал на неверное применение судом первой инстанции норм материального права; выводы, изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве представленном в суд в порядке статьи 262 АПК РФ, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Алтайского линейного УВД на транспорте без удовлетворения.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ), в суд апелляционной инстанции не явился. В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 2, 5 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося лица.
Представитель Общества, с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения апелляционную жалобу Управления без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Авиапредприятие "Алтай" зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Барнаула по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, 226.
Для обеспечения авиационной безопасности в целях выполнения аэропортовой деятельности предприятия, заявитель письмом от 18.08.2010 N 01-664 обратился в Алтайское линейное УВД на транспорте с заявлением о выдаче лицензии на приобретение оружия и патронов к нему.
Письмом от 13.09.2010 N 14371 Алтайское линейное УВД на транспорте сообщило заявителю о невозможности выдать лицензию на право приобретения служебного оружия, указав, что ОАО "Авиапредприятие "Алтай" не является юридическим лицом с особыми уставными задачами, имеющим право на получение служебного оружия и что такого рода обращения рассматриваются органами внутренних дел по месту регистрации юридических лиц и ОАО "Авиапредприятие "Алтай" не зарегистрировано на территории оперативного обслуживания Алтайского линейного УВД на транспорт, а также нормы обеспечения оружием, представленные заявителем, не утверждены Правительством РФ.
Не согласившись с указанным отказом, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования ОАО "Авиапредприятие "Алтай", арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что Общество является юридическим лицом с особыми уставными задачами, осуществляющим деятельность по обеспечению мер авиационной безопасности непосредственно через свое структурное подразделение - службу авиационной безопасности.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Статьей 9 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон N 150-ФЗ) установлено, что лицензии на приобретение оружия выдаются органами внутренних дел. Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются непредставление заявителем необходимых сведений, отсутствие условий для обеспечения безопасности производства или полного учета оружия, а также другие основания, предусмотренные законом.
В соответствии с пунктами 19, 21 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814, право на приобретение оружия на территории Российской Федерации по лицензиям, выдаваемым органами внутренних дел, имеют субъекты, указанные в статье 10 и 15 Закона N 150-ФЗ, за исключением государственных военизированных организаций.
Круг субъектов, имеющих право на приобретение оружия, к которым относятся, в том числе, юридические лица с особыми уставными задачами, определен статьей 10 Закона N 150-ФЗ.
Согласно статье 4 Закона N 150-ФЗ к служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции. Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами.
Исходя из положений статьи 83 Воздушного кодекса РФ, авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.
В силу пункта 3 статьи 84 Воздушного кодекса РФ сотрудникам службы авиационной безопасности (далее - САБ) при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 Федеральных авиационных правил "Требования безопасности к аэропортам", утвержденных приказом Минтранса России от 28.11.2005 N 142, САБ аэропорта, САБ авиационных предприятий помимо служебного оружия и специальных средств, автотранспорта, средств связи и других необходимых материальных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации оснащаются техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа.
Арбитражный суд первой инстанции с учетом приведенных норм обоснованно указал, что данные обстоятельства дают полное основание в рамках предложенной классификации выделить САБ в особую категорию юридических лиц с особыми уставными задачами.
Согласно пунктам 3.2.1, 3.2.10 устава Общество осуществляет воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов, почты и выполнение авиационных работ. Для достижения уставных целей ОАО "Авиапредприятие "Алтай" осуществляет в установленном законодательством порядке, в том числе деятельность по обеспечению мер авиационной безопасности.
В организационную структуру Общества входит Служба авиационной безопасности (далее - САБ), которая действует в соответствии с Положением, утвержденным генеральным директором ОАО "Авиапредприятие "Алтай" 24.01.2008.
Согласно пункту 1.1 Положения САБ создана в соответствии с Положением о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 897, Приказом Министра транспорта РФ от 14.04.1994 N 19 и Типовым положением о службе авиационной безопасности аэропорта, введенным в действие приказом Министра Транспорта РФ от 17.10.1994 N 76.
Пунктом 1.2 Положения определено, что САБ является самостоятельным структурным подразделением предприятия и осуществляет в аэропорту г. Барнаула комплекс мероприятий по обеспечению безопасности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность, а также усиливает (дополнительно) меры безопасности в период повышенной угрозы воздушному транспорту или чрезвычайны обстоятельств.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения одной из основных задач САБ является организация и обеспечение охраны воздушных судов и объектов аэропорта в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда и охраняемые объекты посторонних лиц.
Таким образом, ОАО "Авиапредприятие "Алтай", имея в своей структуре службу авиационной безопасности, отвечающую всем предъявляемым к ней требованиям законодательства, является юридическим лицом с особыми уставными задачами, которое может претендовать на получение лицензии, на приобретение оружия и патронов к нему.
ОАО "Авиапредприятие "Алтай" Управлением транспортной безопасности Федерального агентства воздушного транспорта выдан сертификат соответствия на вид аэропортовой деятельности - авиационная безопасность N ФАВТ А.07.00367, сроком действия до 22.09.2012 (л.д. 18-19), с указанием места осуществления данной деятельности - г. Барнаул, Павловский тракт, 226, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что ОАО "Авиапредприятие "Алтай" является юридическим лицом с особыми уставными задачами, осуществляющим деятельность по обеспечению мер авиационной безопасности непосредственно через свое структурное подразделение - службу авиационной безопасности, и, следовательно, имеет право хранить и использовать служебное оружие и патроны к нему.
Согласно пункта 2.9 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ" утвержденной Приказом МВД РФ от 12.04.1999 N 288 линейные управления(отделы) внутренних дел на транспорте выдают лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, разрешения на их хранение, хранение и использование, перевозку и транспортирование юридическим лицам с особыми уставными задачами Министерства путей сообщения Российской Федерации, Федеральной службы воздушного транспорта России, служб речного и морского флота Министерства транспорта Российской Федерации, другим юридическим лицам, осуществляющим железнодорожные, авиационные, речные и морские перевозки, а также разрешения на хранение и ношение оружия их работникам при исполнении служебных обязанностей.
Кроме того, согласно пункта 17.22 Типового положения о линейном отделе (управлении) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, утвержденного Приказом МВД РФ от 03.09.2010 N 644О к одной из функций линейного отдела внутренних дел относится осуществление в пределах своей компетенции контроля за оборотом гражданского и служебного оружия, патронов к нему, боеприпасов и взрывчатых веществ; выдача юридическим лицам с особыми уставными задачами лицензий на приобретение гражданского и служебного оружия и патронов к нему, разрешений на хранение или на хранение и ношение гражданского и служебного оружия, перевозку и транспортирование.
Согласно статьи 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" виды, типы, модели и количество гражданского и служебного оружия, которое имеют право приобретать юридические лица с особыми уставными задачами, устанавливаются Правительством РФ.
Управлением в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено доказательств того, что оспариваемое решение соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также доказательств того, что оно не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод заявителя жалобы о допущенных в решении суда ошибках в неверном указании номеров нормативных актов отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку 20.01.2010 арбитражным судом первой инстанции вынесено определение по делу N А03-12815/2010 об исправлении опечаток в решении суда. Указанное определение ответчиком не обжаловано.
Помимо этого, ошибочное указание арбитражным судом номера приказа МВД от 12.04.1999 N 288 "О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 21.07.1998 N 814" не искажает смысл принятого решения, не может являться основанием к отмене решения суда.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 23.12.2010 по делу N А03-12815/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Павлюк Т. В. |
Судьи |
Жданова Л. И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-12815/2010
Истец: ОАО "Авиапредприятие "Алтай"
Ответчик: Алтайское линейное УВД на транспорте, Алтайское линейное управление внутренних дел на транспорте
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1553/2011