О правовой защищенности лечебного учреждения от необоснованных
претензий пациентов
В последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста судебных исков к лечебным учреждениям. Эта проблема затрагивает как коммерческие, так и государственные клиники.
Взаимоотношения врача и пациента с незапамятных времен представляют собой сложный и неоднозначный процесс.
В период становления рыночных отношений в России , стремление защитить пациента начало перерастать в противоположную крайность - потребительский экстремизм , который возник на почве полной правовой незащищенности врача. Защите прав врача в "Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан" (в дальнейшем "Основы") посвящена всего одна статья. Защите прав пациента - около двадцати. На самом деле и врачи, и пациенты должны быть защищены в равной степени. При этом следует не "уменьшать" права пациента, а "увеличить" права врача.
Первый и главный вопрос взаимоотношений врача и пациента - вопрос юридического оформления взаимных обязательств и защиты их прав. Отношения медицинских работников и пациентов регулируются Гражданским кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ, "Основами", Законом "О защите прав потребителей", Законом РФ "О сертификации продукции и услуг" и другими правовыми актами. Основополагающей базой, регулирующей взаимоотношения медицинских работников и пациентов, являются следующие документы:
1. Медицинская карта.
2. Добровольное информированное согласие пациента на медицинское вмешательство.
3. Отказ от медицинского вмешательства.
4. Договор об оказании медицинских услуг.
5. Согласие о порядке предоставления (обмена) конфиденциальной информации, составляющей врачебную тайну.
6. Список доверенных лиц, которым разрешен доступ к конфиденциальной информации, составляющей врачебную тайну.
7. Требование прекращения медицинского вмешательства.
8. Гарантия медицинскими работниками конфиденциальности полученной от пациента информации.
9. Ответственность пациента за предоставление истинной и полной (исчерпывающей) информации об особенностях развития, жизни, перенесенных заболеваниях, травмах, состояниях.
10. Информация о медицинском учреждении, режиме работы, наличии лицензий и других необходимых разрешений.
11. Информация о правах и обязанностях пациента при получении медицинской помощи.
Особо нужно остановиться на некоторых аспектах оформления юридических взаимоотношений между врачом и пациентом.
1. Одной из важных и актуальных в современных условиях является проблема реализации прав несовершеннолетних старше 15 лет в процессе медицинского обслуживания. Согласно "Основам законодательства РФ об охране здоровья граждан" с 15 лет подросток получает фактически права совершеннолетнего пациента. Он имеет право подписывать все медицинские документы, касающиеся своего здоровья. Но также стоит учитывать и то обстоятельство, что в этом возрасте подросток сам еще не в состоянии оплатить медицинские услуги, когда они предоставляются на платной основе. В этом случае оплату за лечение производят его родители. А соответственно, они должны быть проинформированы о предоставляемой их ребенку медицинской услуге в полном объеме, о возможных альтернативных вариантах лечения. Родители, на наш взгляд, также должны подписать добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство, проводимое в отношении их ребенка. Так как именно родители, а не ребенок, являются одной из сторон сделки по предоставлению возмездных медицинских услуг.
2. Краеугольным камнем современных взаимоотношений врача и пациента является понятие добровольного информированного согласия пациента на медицинское вмешательство. При оформлении этого медицинского документа следует обратить внимание на следующие положения:
- пациент должен получить от врача исчерпывающую информацию по поводу диагноза, об особенностях течения заболевания, о длительности лечения, об исходах лечения, о прогнозе заболевания, об обстоятельствах, ухудшающих прогноз заболевания, о предложенном плане лечения;
- пациенту должны быть даны разъяснения о характере лечебных процедур, о целях лечения, о возможных неблагоприятных эффектах лечебных мероприятий, о травматичности лечебных процедур, о влиянии имеющихся сопутствующих заболеваний на лечебный процесс, о влиянии предложенного лечения на качество жизни, о поведении во время проведения лечебных процедур и подготовки к ним, о возможных изменениях уже назначенного плана лечения, об изменении объемов лечения;
- а также пациент должен получить информацию о других равноценных по медицинской эффективности методах лечения.
В свою очередь пациент обязан поставить в известность врача о всех проблемах со здоровьем ( в том числе о ВИЧ, сифилисе, гемофилии, гепатитах "С" и "В", аллергических проявлениях или индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, а также злоупотреблении алкоголем или наркотическими препаратами).
Пациент должен быть извещен о необходимости соблюдать режим в ходе лечения, немедленно сообщать врачу о любом ухудшении самочувствия. Он должен осознавать, что несоблюдение рекомендаций врача, режима приема препаратов, процедур, бесконтрольное самолечение могут осложнить лечебный процесс, отрицательно сказаться на состоянии его здоровья.
Добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство должно содержать ссылку на лиц, которым пациент разрешает передать информацию о состоянии его здоровья.
В случае не согласия (отказа) пациента от предложенного лечения, врач должен дать разъяснения о последствиях совершаемых действий.
Все документы подписываются пациентом собственноручно или же подпись ставит его законный представитель.
Но даже соблюдение всех вышеперечисленных юридических формальностей не может застраховать лечебное учреждение от претензий пациентов, в ряде случаев - необоснованных. Поэтому, при возникновении конфликтной ситуации, медицинскому учреждению необходимо провести экспертизу состояния пациента за свой счет в течение 10 дней со дня поступления претензии по качеству, оказанной медицинской услуги. Российское законодательство позволяет привлекать в качестве эксперта любое лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения (ст. 57 УПК РФ). В результате в качестве эксперта может быть привлечен высококвалифицированный специалист , обладающий необходимыми базовыми знаниями. Для получения более достоверной экспертной оценки можно пригласить несколько специалистов, работающих в данной области медицины. Пациент вправе согласиться с заключением экспертной комиссии или оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
В случае, если пациент согласен с заключением экспертной комиссии, лечебное учреждение должно предложить ему комплекс лечебных процедур по решению возникшей проблемы. К сожалению, далеко не всегда пациенты адекватно оценивают качество оказанной им медицинской помощи. Наиболее часто причиной их заниженной оценки являются необоснованные ожидания сверх особых результатов лечения.
В заключение следует добавить, что основным фактором гарантий от предъявления претензий является высокое качество оказания медицинской помощи, которое обеспечивается соблюдением основных принципов диагностики и лечения, а также соблюдение принципов деонтологии.
Г.А. Веснянцева,
генеральный директор "Клиники лазерной хирургии", г. Москва
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья опубликована в сборнике "Научные труды II Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву. Россия, Москва, 13-15 апреля 2005 г." / Под редакцией член-корр. РАМН, проф. Ю.Д. Сергеева. - М.: НАМП, 2005, стр. 404-407.
Редакционная коллегия: член-корреспондент РАМН, Заслуженный юрист РФ, доктор медицинских наук, профессор Ю.Д. Сергеев (председатель); доктор медицинских наук С.В. Ерофеев (зам. председателя); доктор медицинских наук И.Г. Галь; доктор экономических наук, профессор А.С. Дудов; кандидат медицинских наук Л.В. Канунникова; кандидат биологических наук В.Я. Медведев; кандидат юридических наук М.И. Милушин; доктор юридических наук Ю.В. Трунцевский.
В сборнике представлены материалы II Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву, состоявшегося 13-15 апреля 2005 года в г. Москве.
Организатор съезда - Национальная Ассоциация медицинского права (НАМП)