16 сентября 2008 г. |
г. Пермь Дело N А50-4265/2008 |
Резолютивная часть постановления вынесена 09 сентября 2008 года.
постановление в полном объёме изготовлено 16 сентября 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Романова В.А,
судей Масальской Н.Г,
Булкиной А.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фарбазовой О.Ф. рассмотрел в открытом судебном заседании
апелляционную жалобу ответчика,
Муниципального образования "Кизеловский муниципальный район",
на решение Арбитражного суда Пермского края от 07 июля 2008 года, принятое судьей Бородулиной В.Р. по делу N А50-4265/2008
по иску Коммунального муниципального предприятия "Теплоэнерго",
к Муниципальному образованию "Кизеловский муниципальный район"
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно
предмета спора:
1) Муниципальное учреждение "Расчетно-кассовый центр
администрации города Кизела Пермской области";
2) Администрация Кизеловского муниципального района
о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности
при участии в судебном заседании:
от истца: Сорокин В.А, конкурсный управляющий (паспорт),
Пархоменко А.В. (паспорт, дов. от 01.08.2008),
от ответчика: не явились, извещены,
от третьих лиц: не явились, извещены.
Коммунальное муниципальное предприятие "Теплоэнерго" (истец) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Муниципального образования "Кизеловский муниципальный район" (ответчик) в лице Финансового управления администрации Кизеловского муниципального района 74.991.546 руб. 47 коп. в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам ликвидируемого Муниципального учреждения "Расчетно-кассовый центр администрации города Кизела Пермской области" на основании п. 6 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 07.07.2008 (судья Бородулина В.Р.) исковые требования конкурсного управляющего удовлетворены, в пользу Коммунального муниципального предприятия "Теплоэнерго" за счет казны Муниципального образования "Кизеловский муниципальный район" взыскано 74.991.546 руб. 47 коп, исполнение обязанностей по взысканию возложено на Финансовое управление администрации Кизеловского муниципального района (л.д. 111-114).
Финансовое управление администрации Кизеловского муниципального района обратилась с апелляционной жалобой на решение от 07.07.2008, просит судебный акт отменить, в иске отказать, поскольку финансовое управление не является главным распорядителем бюджетных средств ответчика и не наделено какими-либо правами в отношении имущества, находящегося в собственности района.
Истец в своём отзыве на жалобу полагает правильным вывод суда первой инстанции о том, что финансовое управление является главным распорядителем бюджетных средств Муниципального образования "Кизеловский муниципальный район", в связи с чем именно оно обязано исполнить судебный акт.
В заседании апелляционного суда истец поддержал доводы, изложенные в отзыве, просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Пермской области от 24.05.2006 по делу N А50-41125/2005 Коммунальное муниципальное предприятие "Теплоэнерго" - истец по настоящему делу - признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должника утвержден Сорокин В.П.
В соответствии с Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2007 по делу N А50-5773/2007 с Муниципального учреждения "Расчетно-кассовый центр администрации города Кизела Пермской области" (далее - Учреждение) в пользу Коммунального муниципального предприятия "Теплоэнерго" подлежит взысканию 74.991.546 руб. 47 коп. основного долга по расчетам за поставленную тепловую энергию.
Постановлением от 29.01.2007 N 32 и распоряжением от 08.02.2007 N 35-р главы Кизеловского муниципального района предписано ликвидировать Муниципальное учреждение "Расчетно-кассовый центр администрации города Кизела Пермской области" (л.д. 26), назначен его ликвидатор (л.д. 49).
Истец как кредитор в соответствии со ст. 63 ГК РФ заявил ликвидатору свои требования о погашении вышеуказанной задолженности (л.д. 11-15), требования учтены ликвидатором в реестре обязательств Учреждения (л.д. 51).
Доказательства удовлетворения Учреждением требований истца отсутствуют, задолженность в размере 74.991.546 руб. 47 коп. не погашена.
В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами.
Согласно п. 6 ст. 63 ГК РФ при недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения.
Установив недостаточность у ликвидируемого Учреждения денежных средств для расчета с истцом, что подтверждается выписками по банковским счетам (л.д. 52-57), с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в п. 7 Постановления Пленума от 22.06.2006 N 21, суд первой инстанции сделал правильный вывод о необходимости взыскать задолженность Учреждения с его собственника - Муниципального образования "Кизеловский муниципальный район".
Как следует из ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) исполнительный документ, на основании которого производится взыскание с публично-правового образования, должен соответствовать требованиям Федерального закона "Об исполнительном производстве". Согласно п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 "Об исполнительном производстве" в исполнительном документе для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования должно быть указано наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве.
В ст. 242.2 БК РФ указаны органы, исполняющие судебные акты по искам к публично-правовым образованиям. Таковыми являются Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ, финансовые органы муниципальных образований. Именно в адрес этих органов направляются исполнительные документы для исполнения судебного акта о взыскании. При этом, в силу положений ст.ст. 158 и 215.1 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств публично-правового образования не совпадает с органом, призванным исполнять судебные акты по вышеуказанным искам. В ст. 242.2 БК РФ предусмотрено, что главный распорядитель бюджетных средств уведомляет соответствующий финансовый орган о результатах рассмотрения дела в суде, а также об основаниях обжалования судебного акта.
Поэтому, исходя из совместного толкования положений ст. ст. 158, 242.1, 242.2 БК РФ и ст. 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве", именно главный распорядитель должен указываться в резолютивной части судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правового образования за счет казны такого образования.
Между тем, вывод суда первой инстанции о том, что главным распорядителем бюджетных средств Муниципального образования "Кизеловский муниципальный район" является финансовое управление администрации района, не соответствует обстоятельствам настоящего дела в связи с нижеследующим.
Согласно Уставу Муниципального образования "Кизеловский муниципальный район", глава Кизеловского муниципального района представляет район в отношениях с гражданами и организациями, без доверенности действует от имени района, осуществляет управление муниципальной собственностью, распоряжается средствами местного бюджета, обеспечивает защиту интересов района в органах государственной власти, в том числе в судах (п. 1 ст. 22 Устава). Глава района возглавляет администрацию муниципального района на основе принципа единоначалия (п. 4 ст. 28 Устава) и осуществляет полномочия администрации района от имени администрации (п. 1 ст. 30 Устава). Финансовое управление входит в структуру администрации в качестве её функционального органа (п. 5 ст. 28 Устава).
Следовательно, именно глава Кизеловского муниципального района, но не финансовое управление администрации района является главным распорядителем бюджетных средств данного публично-правового образования применительно к содержанию ст. 158 БК РФ.
Как следует из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в п. 1 Постановления Пленума от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при рассмотрении иска к публично-правовому образованию суду следует исходить из того, что указание истцом в исковом заявлении органа, не являющегося соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, не препятствует рассмотрению спора по существу. В данном случае суд должен выяснить, какой орган на основании ст. 158 БК РФ как главный распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового образования, и надлежащим образом известить его о времени и месте судебного разбирательства.
Администрация Кизеловского муниципального района привлечена к рассмотрению настоящего дела, от её имени в судебных заседаниях участвовал представитель на основании доверенности, выданной Главой Кизеловского муниципального района (л.д. 43). Соответственно, следует признать, что при рассмотрении настоящего дела права надлежащего главного распорядителя бюджетных средств ответчика (муниципального образования) были обеспечены.
В этой связи решение суда подлежит изменению в силу неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела (ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
Расходы по госпошлине за подачу апелляционной жалобы в соответствии со статьёй 110 АПК РФ относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Пермского края от 07 июля 2008 года по делу N А50-4265/2008 изменить.
Взыскать с Муниципального образования "Кизеловский муниципальный район" в лице главы Кизеловского муниципального района за счет казны Муниципального образования "Кизеловский муниципальный район" 74.991.546 (семьдесят четыре миллиона девятьсот девяносто одну тысячу пятьсот сорок шесть) рублей 47 копеек в пользу Коммунального муниципального предприятия "Теплоэнерго" в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам Муниципального учреждения "Расчетно-кассовый центр администрации города Кизела Пермской области".
Взыскать с Муниципального образования "Кизеловский муниципальный район" в лице главы Кизеловского муниципального района за счет казны Муниципального образования "Кизеловский муниципальный район" 100.000 (сто тысяч) рублей государственной пошлины по иску в доход федерального бюджета.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
В.А. Романов |
Судьи |
А.Н. Булкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-4265/2008-Г8
Истец: КМП "Теплоэнерго"
Ответчик: МО "Кизеловский муниципальный район" в лице Финансового управления администрации Кизеловского Муниципального района
Третье лицо: МУ "Расчетно-кассовый центр", Администрация Кизеловского муниципального района
Хронология рассмотрения дела:
16.09.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6300/08