г. Пермь |
|
25 мая 2009 г. |
Дело N А60-4214/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 мая 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л.Х.,
судей Мещеряковой Т.И., Нилоговой Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миллер Н.В.,
при участии:
от заявителя (Управление Федеральной регистрационной службы по Челябинской области) - Хальфан В.И. (представитель по доверенности от 07.04.2009г., предъявлен паспорт);
от ответчика (арбитражный управляющий Кузнецова О.А.) - представитель не явился;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 марта 2009 года
по делу N А60-4214/2009,
принятое судьей В.А. Страшковой
по заявлению Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области
к арбитражному управляющему Кузнецовой Ольге Александровне
о привлечении к административной ответственности,
установил:
В Арбитражный суд Свердловской области обратилось Управление Федеральной регистрационной службы по Челябинской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Кузнецовой О.А. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда от 18.03.2009г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы указывает на то, что судом первой инстанции не рассмотрено заявленное требование по существу, действиям ответчика не дана оценка на предмет наличия в них состава вменяемого административного правонарушения. Вывод суда о составлении протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом является ошибочным, основан на неправильном применении норм материального права.
Присутствующий в заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя доводы, приведенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, отзыв на апелляционную жалобу не представил, в суд не явился и явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не установил.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной регистрационной службы по Челябинской области, в связи с поступлением жалобы из УФНС России по Челябинской области от 07.11.2008г. N 17-1-20/008467 о нарушении арбитражным управляющим Кузнецовой О.А. законодательства о банкротстве и приложенных к ней материалов, в отношении последнего проведена проверка, по результатам которой 15.01.2009г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ (л.д. 14, 38).
Протокол, другие материалы административного дела и соответствующее заявление были направлены Управлением в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из того, что прокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с ч.ч. 5, 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно п. 9 ст. 16 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) арбитражный управляющий или реестродержатель обязан по требованию кредитора или его уполномоченного представителя в течение пяти рабочих дней с даты получения такого требования направить данному кредитору или его уполномоченному представителю выписку из реестра требований кредиторов о размере, о составе и об очередности удовлетворения его требований, а в случае, если сумма задолженности кредитору составляет не менее чем один процент общей кредиторской задолженности, направить данному кредитору или его уполномоченному представителю заверенную арбитражным управляющим копию реестра требований кредиторов.
Пунктами 1, 2 ст. 128 Закона, установлено, что опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном статьей 28 настоящего Федерального закона. Конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования.
Опубликованию подлежат следующие сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства: наименование и иные реквизиты должника, признанного банкротом; наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве, и номер дела; дата принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; дата закрытия реестра требований кредиторов, определяемая в соответствии с пунктом 1 статьи 142 настоящего Федерального закона; адрес должника для заявления кредиторами своих требований к должнику; сведения о конкурсном управляющем и соответствующей саморегулируемой организации.
Приказом Минюста РФ от 14.08.2003 N 195 утверждены типовые формы отчетов (заключений) арбитражного управляющего. В форме "Отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства", а также в форме "Отчета конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника" предусмотрено указание сведений о лицах, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной организации в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Челябинской области от 25.08.2008 года по делу N А76-348/08-60-41 МУП "Розинское жилищно-коммунальное хозяйство" признано несостоятельным (банкротом), введена процедура банкротства - конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Кузнецова Ольга Александровна (л.д. 43).
Управлением Федеральной регистрационной службы по Челябинской области в ходе проведения проверки соблюдения конкурсным управляющим требований законодательства "О банкротстве" установлено, что в нарушение вышеперечисленных норм: сведения о признании должника банкротом, об открытии конкурсного производства, об утверждении конкурсного управляющего опубликованы ответчиком в газете "Коммерсантъ" только 18.10.2008г. (т.е. с нарушением установленного срока); по запросу УФНС России по Челябинской области от 26.08.2008 г., реестр требований кредиторов должника представлен арбитражным управляющим только 05.11.2008 г. (т.е. с нарушением установленного срока); в отчете конкурсного управляющего "Об использовании денежных средств должника" от 24.11.2008г. не указаны сведения о привлеченных им для обеспечения своей деятельности специалистах.
Нарушение конкурсным управляющим требований законодательства "О несостоятельности (банкротстве)" подтверждаются материалами дела и ответчиком документально не опровергнуты.
За нарушение п.1 ст. 143 Закона, выразившегося в представлении собранию кредиторов отчета 24.11.2008 года - 27.11.2008 года, на ответчика административная ответственность не может быть возложена.
В соответствии с указанной нормой (в редакции, действующей до 31.12.2008г.) конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в месяц, если собранием кредиторов не установлены более продолжительный период или сроки представления отчета.
С 31.12.2008г. п.1 ст. 143 Закона действует в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ согласно которой, конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
В силу ч.2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
С учетом изложенного, представление конкурсным управляющим собранию кредиторов отчета 24.11.2008 года - 27.11.2008 года выполнено в рамках срока, установленного п.1 ст. 143 в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ, и ответчик по этому эпизоду привлечению к административной ответственности не подлежит
В силу п. 10 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.13 Кодекса, вправе составлять должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Согласно п. 4 ст. 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004г. N 1315 регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, с 19.10.2004г. является Федеральная регистрационная служба
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2005г. N 52 установлено, что регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Федеральная регистрационная служба.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.03.2005г. N 22 утвержден перечень должностных лиц Федеральной регистрационной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 13.11.2008г. N 251 Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 16.03.2005г. N 22, определявший перечень должностных лис Федеральной регистрационной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, признан утратившим силу.
Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 13.11.2008г. N 251 вступил в силу 02.12.2008 года.
В соответствии с п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 года N 724 Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации преобразовано в Министерство экономического развития Российской Федерации, к ведению Министерства экономического развития Российской Федерации отнесена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.12.2008г. N 432 утвержден перечень должностных лиц Федеральной регистрационной службы, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях.
Указом Президента РФ от 25.12.2008 N1847 Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.12.2008г. N 432 вступил в силу 30.01.2009 года.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении, совершенном конкурсным управляющим Кузнецовой О.А., составлен начальником отдела по контролю и надзору за деятельностью саморегулируемых организаций УФРС по Челябинской области 15.01.2009г.
Таким образом, протокол составлен неправомочным лицом, поскольку в момент его составления у указанного должностного лица не было полномочий на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Согласно п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. N 10 при выявлении факта составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполноту представленных материалов, которая может быть восполнена при рассмотрении дела, суд, руководствуясь ч.6 ст.205 и ч.2 ст.206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
С учетом изложенного, судом первой инстанции обоснованно принято решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении конкурсного управляющего к административной ответственности.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 N 451 "О Федеральной регистрационной службе" о том, что протокол составлен правомочным лицом, не могут быть приняты во внимание. Пунктом п.5.19 указанного Постановления предусмотрено, что Федеральная регистрационная служба составляет протоколы об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, перечень конкретных должностных лиц Федеральной регистрационной службы, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 451 не утвержден.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению, не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 марта 2009 года по делу N А60-4214/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Т.С. Нилогова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-4214/09
Истец: Управление Федеральной регистрационной службы по Челябинской области
Ответчик: Кузнецова Ольга Александровна
Заинтересованное лицо: НП "Межрегиональная сомарегулируемая организация арбитражных управляющих "Стратегия"
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3488/09