г. Воронеж
14 ноября 2008 г. |
Дело N А14-11707/2007/658/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 ноября 2008 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т. Л.,
судей Осиповой М.Б.,
Сурненкова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Овсянниковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже на решение арбитражного суда Воронежской области от 03.03.2008г. (судья Протасов С.В.),
принятое по заявлению государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже к муниципальному унитарному предприятию г. Воронежа "Жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство с. Никольское" о взыскании 128 580 руб. 64 коп. страховых взносов и пени,
третьи лица: инспекция Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Воронежа,
при участии в судебном заседании:
от органа пенсионного фонда: Лебенко А.Г., ведущего специалиста-эксперта по доверенности N 01-24/17 от 09.01.2008,
от страхователя: не явился, извещен надлежащим образом,
от налогового органа: не явился, извещен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже (далее - орган пенсионного фонда, управление) обратилось в арбитражный суд Воронежской области с заявлением о взыскании с муниципального унитарного предприятия г. Воронежа "Жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство с. Никольское" (далее - предприятие, страхователь) о взыскании 128 580 руб. 64 коп. страховых взносов и пени по решению N 414 от 27.08.2007 г. в Пенсионный фонд Российской Федерации в том числе:
- недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2006 год в сумме 98 033 руб., в том числе 90 929 руб. - на страховую часть пенсии, 7 104 руб. - на накопительную часть пенсии;
- пени за несвоевременную уплату страховых платежей в сумме 30 547 руб. 64 коп., начисленные за период с 03.05.2006 г. по 04.07.2007 г., в том числе 26 700 руб. 58 коп. - на страховую часть пенсии, 3 847 руб. 06 коп. - на накопительную часть пенсии.
Решением арбитражного суда Воронежской области от 03.03.2008 г. заявленные требования пенсионного фонда удовлетворены частично: с предприятия взысканы страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2006 г. на формирование страховой части трудовой пенсии - 90 929 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2006 г. на формирование накопительной части трудовой пенсии - 7 104 руб.; пени на страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии за 2006 г. за период с 06.05.2006 г. по 19.06.2007 г.- 11 969,16 руб.; пени на страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии за 2006 г. за период с 06.05.2006 г. по 19.06.2007 г.- 925,72 руб.
В остальной части в удовлетворении требований органу пенсионного фонда отказано.
Не согласившись с решением суда области в части отказа в удовлетворении заявленных требований о взыскании пеней, начисленных на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2005 год, орган пенсионного фонда обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда области как принятое с нарушением норм материального права и без учета фактических обстоятельств дела в указанной части отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы пенсионный фонд указывает на то, что суд первой инстанции при вынесении обжалуемого решения ошибочно указал на пропуск срока обращения в суд с заявлением о взыскании пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2005 г.
По мнению органа пенсионного фонда, в рассматриваемом деле подлежит применению правовая позиция, изложенная Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 13.05.2008 г. N 169333/07.
Кроме того, пенсионный фонд считает, что, поскольку срок уплаты задолженности по уплате страховых взносов за 2005 г. наступил после признания предприятия 27.10.2005 года несостоятельным (банкротом), и данная задолженность была своевременно взыскана управлением, у суда области не было оснований для отказа во взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, являющихся текущими платежами, в силу статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)".
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта лишь в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Муниципальное унитарное предприятие не заявляло ходатайство о пересмотре обжалуемого решения в полном объеме.
Исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд проверяет законность решения арбитражного суда Воронежской области от 03.03.2008 г. в обжалуемой части.
Представители предприятия и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Предприятие в письменном заявлении от 29.10.2008 г. сообщило о согласии с расчетом взыскиваемых органом пенсионного фонда пеней.
Согласно положениям статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание надлежаще извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей органа пенсионного фонда, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции следует изменить.
Как следует из материалов дела, муниципальное унитарное предприятие г. Воронежа "Жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство с. Никольское" 16.10.2001 г. зарегистрировано в органах пенсионного фонда в качестве страхователя за регистрационным номером 046-033-003794.
Решением арбитражного суда Воронежской области от 27.10.2005 г. предприятие признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, которое не завершено.
Управлением пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже проведена проверка своевременности уплаты страховых взносов предприятием, по результатам которой предприятию были направлено требование N 414 от 10.07.2007 г. с предложением уплатить задолженность по страховым взносам на формирование страховой части трудовой пенсии - 90 929 руб. и по страховым взносам на формирование накопительной части трудовой пенсии - 7 104 руб., пени на страховую часть трудовой пенсии - 26 700 руб. 58 коп. и на накопительную часть трудовой пенсии - 3 847 руб. 06 коп.
Требование N 414 предприятием не исполнено, вследствие чего управлением 27.08.2007 г. было вынесено решение N 414 о взыскании с муниципального унитарного предприятия задолженности по страховым взносам и пеням в судебном порядке.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения управления в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Рассматривая спор в части взыскания пеней, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске органом пенсионного фонда срока на обращение в арбитражный суд за взысканием пеней, начисленных на задолженность 2005 г., в связи с чем в удовлетворении требований в этой части отказал.
Суду апелляционной инстанции указанный вывод суда области представляется ошибочным.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ, Закон N 167-ФЗ) муниципальное предприятие "Воронежлифтремонт" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в силу статьи 14 этого же Закона обязано своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона N 167-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 названного Федерального закона.
Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 названного Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Согласно статье 26 Закона N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная этой статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными данным Законом сроки. Пени за несвоевременную уплату страховых взносов начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
В силу части 4 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает в отношении юридических лиц пятьдесят тысяч рублей, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Исходя из содержания пункта 2 статьи 48 Кодекса, исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица может быть подано налоговым органом в соответствующий суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Требование должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные статьей 70 Кодекса.
Указанные нормы, основанные на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Кодекса), подлежат применению и при взыскании в судебном порядке недоимок по налогам с юридических лиц. Пропуск срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления пресекательных сроков на принудительное взыскание налога.
Названные положения в силу пункта 10 статьи 48 Кодекса применяются также при взыскании пеней, в отношении которых досудебный порядок урегулирования спора состоит в направлении налоговым органом требования об их уплате.
При этом, поскольку в отличие от недоимки по страховым взносам, для которой определены конкретные сроки уплаты (статья 23 Закона о пенсионном страховании), пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности, орган пенсионного фонда вправе предъявлять ко взысканию пени как совместно с недоимкой, используя порядок начисления и взыскания пеней, изложенный в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов.
Проверка соблюдения фондом срока давности взыскания пеней осуществляется судом в отношении каждого дня просрочки. Предельный срок давности взыскания пеней включает в себя срок на направление страхователю требования - 3 месяца, срок на добровольное исполнение требования, указанный в нем, срок на обращение в арбитражный суд - 6 месяцев.
Указанная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2008 г. N 16933/07.
Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 6 статьи 69 Налогового кодекса).
Как усматривается из материалов дела, орган пенсионного фонда представил в суд первой инстанции расчет взыскиваемой суммы пеней за период с 03.05.2005 г. по 04.07.2007 г., согласно которому сумма пеней, начисленных на страховые взносы страховой части, составляет 26700 руб. 58 коп., на страховые взносы накопительной части - 3847 руб. 06 коп.
Из представленной пенсионным фондом ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхования АДВ-11 от 19.01.2007 г. и протокола к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 05.02.2007 г. N 3623, задолженность предприятия по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на конец расчетного периода (2006 г.) составила:
- за 2005 г. - 191 097 руб. страховых взносов страховой части и 25 954 руб. страховых взносов накопительной части;
- за 2006 г. - 90 929 руб. страховых взносов страховой части и 7 104 руб. страховых взносов накопительной части.
За взысканием задолженности по уплате страховых взносов за 2005 г. орган пенсионного фонда в установленные законодательством сроки обратился в арбитражный суд Воронежской области. Указанная задолженность взыскана решением арбитражного суда от 05.09.2006 г. по делу N А14-7757-2006/187/34.
Задолженность по уплате страховых взносов за 2006 г. взыскана решением по настоящему делу.
Таким образом, органом пенсионного фонда предприняты предусмотренные законодательством меры по взысканию основной задолженности, следовательно, в пределах давностного срока обращения в арбитражный суд он вправе взыскать пени за несвоевременную уплату страховых взносов на всю имеющуюся задолженность.
Вывод суда области о том, что исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате страховых взносов в данном случае не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований о взыскании пеней за 2005 г.
Согласно представленной в суд первой инстанции почтовой квитанции требование N 414 от 10.07.2007 года об уплате пеней было направлено предприятию заказным письмом 15.07.2007 г.
В соответствии с абзацем 3 пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В требовании управления Пенсионного фонда в г. Воронеже N 414 от 10.07.2008 года указан срок для погашения недоимки по страховым взносам и пени до 27.07.2007 г..
Исходя из того, что фактически требование N 414 было направлено предприятию 15.07.2007 г. и учитывая установленный пунктом 6 статьи 69 Кодекса шестидневный срок на его получение, фактически у предприятия в распоряжении было 12 дней для исполнения требования в указанный в нем срок (до 27.07.2007 г.).
Таким образом, совокупный срок для взыскания пени в данном случае составил 3 месяца на направление требования, 6 дней на получение его по почте, 12 дней на его исполнение и 6 месяцев на обращение в суд.
В арбитражный суд с заявлением о взыскании с предприятия этих обязательных платежей орган пенсионного фонда обратился 05.10.2007 г. (согласно дате на штампе почтового отделения на конверте с простым уведомлением, направленном в адрес Арбитражного суда Воронежской области).
Учитывая вышеизложенное и имея в виду, что указанный в статьях 48, 70 Налогового кодекса срок, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" является пресекательным, не подлежащим восстановлению, то при данных обстоятельствах предусмотренные данными статьями сроки, в их совокупности, для взыскания пени не пропущены за период просрочки с 18.12.2006 г. по 04.07.2007 г. (по состоянию на указанную дату исчислены пени в представленном органом пенсионного фонда расчете).
Пени, подлежащие начислению за несвоевременную уплату имеющейся у предприятия задолженности по уплате страховых взносов, не оспариваемой им, с учетом возбужденного в отношении предприятия дела о несостоятельности (банкротстве), за указанный период составят:
-по страховым взносам страховой части - 13981 руб. 87 коп.,
-по страховым взносам накопительной части - 1871 руб. 77 коп.,
а всего - 15853 руб. 64 коп.
Поскольку решением суда пени взысканы в сумме 12 894 руб. 88 коп., в том числе на страховую часть пенсии - 11 969 руб. 16 коп., на накопительную часть пенсии - 925 руб. 72 коп., довзысканию подлежат пени в сумме 2958 руб., в том числе на страховую часть пенсии - 2012 руб. 71 коп., на накопительную часть пенсии - 946 руб. 05 коп.
При этом суд апелляционной инстанции считает необходимы указать, что, определяя размер пеней, подлежащих взысканию за несвоевременную уплату страховых взносов за 2006 г., суд области неправильно, без учета ограничения давностного срока обращения в суд, определил период просрочки, что повлекло завышение взысканной суммы пени за этот период.
Указанное обстоятельство учтено апелляционной коллегией при рассмотрении апелляционной жалобы и расчете фактически подлежащей взысканию пени.
В связи с изложенным, решение суда области в части взыскания пеней подлежит изменению, а апелляционная жалоба органа пенсионного фонда подлежит частичному удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом постановления суда апелляционной инстанции, государственная пошлина, подлежащая взысканию за рассмотрение дела судом первой инстанции в размере, пропорциональном размеру удовлетворенных требований, составляет 3606 руб.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы, учитывая результат ее рассмотрения, относится на ответчика по делу в сумме 1000 руб.
Общая сумма государственной пошлины, подлежащей взысканию за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции, составляет 4606 руб. С учетом суммы пошлины, взысканной судом первой инстанции, пошлина подлежит довзысканию в сумме 887 руб.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина с органа пенсионного фонда взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 258, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже удовлетворить частично, решение арбитражного суда Воронежской области от 03.03.2008 г. в части взыскания пеней изменить.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия города Воронежа "Жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство с. Никольское" пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 2005-2006 г.г. за период с 18.12.2006 г. по 04.07.2007 г. в сумме 15853 руб. 64 коп., в том числе 13981 руб. 87 коп. - на страховую часть пенсии, 1871 руб. 77 коп. - на накопительную часть пенсии.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия города Воронежа "Жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство с. Никольское" 887 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета.
В остальной части решение арбитражного суда Воронежской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воронеже - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья: |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-11707-2007/658/11
Заявитель: ГУ УПФ РФ по Воронежской обл
Ответчик: МУП г. Воронежа "ЖКХ и Б с. Никольское"
Третье лицо: ИФНС России по Левобережному р-ну г.Воронежа
Хронология рассмотрения дела:
14.11.2008 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1634/08