Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2010 г. N 18АП-12146/2010
г. Челябинск
27 декабря 2010 г. |
N 18АП-12146/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2010 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Плаксиной Н.Г., судей Арямова А.А., Костина В.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ермолиной Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального автономного учреждения "Мемориал - Сервис" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 08 ноября 2010 г. по делу N А76-17042/2010 (судья Щукина Г.С.), при участии: от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Челябинской области - Симонова А.С. (доверенность от 31.11.2009 N 05/10),
УСТАНОВИЛ:
муниципальное автономное учреждение "Мемориал - Сервис" (далее - заявитель, МАУ "Мемориал - Сервис", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - административный орган, Управление Росреестра по Челябинской области) о признании незаконным и отмене постановления от 12.08.2010 N 115/00-10 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 08.11.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
МАУ "Мемориал - Сервис" с решением суда первой инстанции не согласилось и обжаловало его в апелляционном порядке.
В обосновании апелляционной жалобы учреждение указывает, что утверждение суда о земельном участке площадью 35 736 кв.м., который никому не предоставлялся и эксплуатируется заявителем в нарушение статьи 7.1 КоАП РФ без правоустанавливающих документов, ошибочно. Согласно объяснениям Кольцовой М.А. обмер земельного участка проводился 22.12.2009, и площадь была иная, следовательно, площадь, указанная в обмере от 20.07.2010, не соответствует действительности. Учреждением предпринимались меры по оформлению правоустанавливающих документов на земельный участок путем обращения в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска с просьбой о подготовке межевого плана на земельный участок, занятый кладбищем "Сухомесовское". Утверждение суда о наличии вины заявителя необоснованно. МАУ "Мемориал - Сервис" не имеет возможности оформить правоустанавливающие документы на земельный участок до погашения МУП "Мемориал" государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования.
Просит решение отменить, принять новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заявителя не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заявителя.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Челябинской области против доводов апелляционной жалобы возражал, представил письменные возражения на апелляционную жалобу.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного органа, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании коллективной жалобы членов СНТ "Трудопрокатчики" прокуратурой Ленинского района г.Челябинска проведена внеплановая проверка МАУ "Мемориал - Сервис" по вопросу соблюдения требований земельного законодательства при осуществлении деятельности на территории кладбища "Сухомесовское" (т.1, л.д. 75-76).
В ходе проверки установлено использование МАУ "Мемориал - Сервис" земельного участка площадью 355 790 кв.м., расположенного по адресу: г.Челябинск, Ленинский район, кладбище "Сухомесовское", без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, о чем составлен акт осмотра от 20.07.2010, произведена фотосъемка.
По факту совершения административного правонарушения по статье 7.1 КоАП РФ прокурором Ленинского района г. Челябинска 23.07.2010 возбуждено дело об административном правонарушении в отношении МАУ "Мемориал - Сервис" (т.1, л.д. 135-136).
Материалы проверки направлены в Управление Росреестра по Челябинской области для рассмотрения (т.1, л.д.72).
Рассмотрев материалы проверки, административным органом 12.08.2010 вынесено постановление от 12.08.2010 N 115/00-10 о назначении административного наказания МАУ "Мемориал - Сервис" в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. за совершение административного правонарушения по статье 7.1 КоАП РФ (т.1, л.д. 146-147).
Не согласившись с данным постановлением, МАУ "Мемориал - Сервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно статье 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
В соответствии со статьями 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации. Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 24.06.2008 за МУП "Мемориал" зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок для эксплуатации существующей территории кладбища "Сухомесовское" площадью 300 054 кв.м. (т.1, л.д. 111).
Распоряжением главы администрации г. Челябинска от 12.03.2010 N 1776 на МАУ "Мемориал - Сервис" возложены обязанности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории г. Челябинска (т.1, л.д.38).
Между Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска и МАУ "Мемориал - Сервис" заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным автономным учреждением от 29.03.2010 N 08-МАУ (т.1, л.д. 85-86).
Согласно приложению N 1 к указанному договору учреждение приняло в оперативное управление водозаборную скважину, дорогу грунтовую, расположенную по адресу: г. Челябинск, кладбище "Сухомесовское" (т.1, л.д. 87-89).
В соответствии с заданием, утвержденным Управлением жилищно - коммунального хозяйства г. Челябинска от 13.05.2010, в полномочия МАУ "Мемориал - Сервис" входит организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (кладбищ), в том числе, Сухомесовского кладбища (т.1, л.д. 90-92).
Из объяснения заместителя директора МАУ "Мемориал - Сервис" следует, что для осуществления определенных уставом видов деятельности заявитель использует земельный участок, предоставленный ранее МУП "Мемориал" на праве постоянного (бессрочного) пользования, для эксплуатации кладбища "Сухомесовское", при этом правоустанавливающие документы на земельный участок не оформлены и земельный участок используется с молчаливого согласия собственника (т.1, л.д. 119).
В ходе проверки установлено, что МАУ "Мемориал - Сервис" использует земельный участок площадью 355 790 кв.м. для эксплуатации кладбища (книга регистрации захоронений - т.1, л.д. 109-110, 129) в отсутствие правоустанавливающих документов.
При этом довод подателя апелляционной жалобы о том, что площадь, указанная в акте обмера от 20.07.2010, не соответствует действительности, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку соответствующих доказательств заявителем в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях МАУ "Мемориал - Сервис" состава административного правонарушения, предусмотренного статьи 7.1 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае у МАУ "Мемориал - Сервис" имелась возможность обратиться в установленном порядке за оформлением прав на земельный участок, но оно не приняло всех зависящих от него для этого мер.
Ссылка заявителя на то, что он предпринимал соответствующие меры путем обращения в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска с просьбой о подготовке межевого плана на земельный участок, занятый кладбищем "Сухомесовское", несостоятельна, поскольку данные действия не свидетельствуют о намерении учреждения оформить свои права на данный земельный участок.
То обстоятельство, что заявитель не имеет возможности оформить правоустанавливающие документы на земельный участок до погашения МУП "Мемориал" государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования, не освобождает последнее от административной ответственности, поскольку учреждение обязано знать и соблюдать требования закона о порядке пользования земельными участками, в том числе, воздерживаться от использования земельного участка до оформления правоустанавливающих документов в соответствии с действующим земельным законодательством.
В связи с чем, довод апелляционной жалобы в указанной части подлежит отклонению как несостоятельный.
Процессуальных нарушений при проведении проверки и привлечении к ответственности, влекущих признание незаконным и отмену постановления по делу об административном правонарушении, административным органом не допущено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При обращении с апелляционной жалобой МАУ "Мемориал - Сервис" по платежному поручению от 22.11.2010 N 1128 уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб. Между тем, в соответствии со статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается. В связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 08 ноября 2010 г. по делу N А76-17042/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального автономного учреждения "Мемориал - Сервис" - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному автономному учреждению "Мемориал - Сервис" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 2000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 22 ноября 2010 г. N 1128.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru либо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по адресу http://rad.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-4728/2009/89/10
Заявитель: ЗАО "АВС Фарбен"
Ответчик: ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Воронежской области