Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 марта 2011 г. N 20АП-633/2011
Город Тула
24 марта 2011 г. |
Дело N А62-4904/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 марта 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Байрамовой Н.Ю.,
судей Каструба М.В., Можеевой Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовой Ю.А.,
при участии в судебном заседании:
от истца:
Тельновой Т.Ю. - представителя по доверенности от 14.03.2011, Сапарову Т.О. - представителя по доверенности от 17.12.2010;
от ответчиков:
не явились, извещены судом надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная фирма "СпецСтройКомплект" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 17 декабря 2010 года по делу N А62-4904/2010 (судья Яковенкова В.В.),
установил:
Управление Федерального казначейства по Смоленской области обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Строительная фирма "ДомИнвестСтрой" (далее - ООО "Строительная фирма "ДомИнвестСтрой") о расторжении государственного контракта N 10-ОАЭФ от 23.07.2010 на выполнение работ по капитальному ремонту системы отопления административного здания Управления Федерального казначейства по Смоленской области и взыскании неустойки в размере 169 309 руб. 06 коп., начисленной за период с 20.09.2010 по 14.12.2010; к обществу с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная фирма "СпецСтройКомплект" (далее - ООО "Торгово-производственная фирма "СпецСтройКомплект") и ООО "Строительная фирма "ДомИнвестСтрой" о взыскании солидарно суммы обеспечения исполнения контракта, установленной договором поручительства N 415-ПР/2010 от 24.06.2010 в размере 393 741 руб. (с учетом уточнения заявленных требований от 14.12.2010).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 17.12.2010 государственный контракт N 10-ОАЭФ от 23.07.2010 на выполнение работ по капитальному ремонту системы отопления административного здания Управления Федерального казначейства по Смоленской области, заключенный между Управлением Федерального казначейства по Смоленской области и ООО "Строительная фирма "ДомИнвестСтрой" расторгнут. С ООО "Строительная фирма "ДомИнвестСтрой" в пользу Управления Федерального казначейства по Смоленской области взыскана неустойка в размере 169 309 руб. 06 коп., начисленная за период с 20.09.2010 по 14.12.2010. С ООО "Строительная фирма "ДомИнвестСтрой" и ООО "Торгово-производственная фирма "СпецСтройКомплект" в пользу Управления Федерального казначейства по Смоленской области взыскана солидарно сумма обеспечения исполнения контракта, установленная договором поручительства N 415-ПР/2010 от 24.06.2010 в размере 393 741 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, ООО "Торгово-производственная фирма "СпецСтройКомплект" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда от 17.12.2010 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает, что заключение договора поручительства N 415-ПР/2010 от 24.06.2010 не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку истец не совершил на данном договоре отметку о принятии поручительства. Считает несогласованными существенные условия договора поручительства N 415-ПР/2010 от 24.06.2010.
Управление Федерального казначейства по Смоленской области направило в суд апелляционной инстанции отзыв на жалобу, в котором указало, что обжалуемое решение суда является законным и обоснованным. Отметило, что договор поручительства N 415-ПР/2010 от 24.06.2010 является заключенным, поскольку соответствует требованиям действующего законодательства.
ООО "Торгово-производственная фирма "СпецСтройКомплект" направило в суд апелляционной инстанции ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
В настоящее судебное заседание представители ответчиков, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились.
С учетом мнения представителей истца апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчиков.
В настоящем судебном заседании представители истца возражали против доводов апелляционной жалобы. Просили обжалуемое решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей истца, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции от 17.12.2010 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, в целях обеспечения исполнения условий государственного контракта, который будет заключен, 24.06.2010 ООО "Строительная фирма "ДомИнвестСтрой" (Подрядчик) и ООО "Торгово-производственная фирма "СпецСтройКомплект" (Поручитель) заключили договор поручительства от N 415-ПР/2010, предметом которого является обязанность ООО "Торгово-производственная фирма "СпецСтройКомплект" отвечать перед истцом за исполнение ООО "Строительная фирма "ДомИнвестСтрой" обязательств по государственному контракту (л.д. 30-32, том 1). Договор вступает в силу 05.07.2010 и действует по 05.10.2011 (пункт 3.1 договора).
Согласно условиям договора поручительства ООО "Строительная фирма "ДомИнвестСтрой" и ООО "Торгово-производственная фирма "СпецСтройКомплект" несут перед истцом солидарную ответственность за исполнение первым своих обязательств по государственному контракту. Основанием для исполнения ООО "Торгово-производственная фирма "СпецСтройКомплект" своих обязательств по договору поручительства, является неисполнение и/или ненадлежащее исполнение ООО "Строительная фирма "ДомИнвестСтрой" обязательств по государственному контракту (пункт 1.8 договора).
Разделом 2 договора поручительства установлен порядок и условия выплат, в соответствии с которым Управление Федерального казначейства по Смоленской области должно направить в адрес ООО "Торгово-производственная фирма "СпецСтройКомплект" заявление о неисполнении (ненадлежащем исполнении) ООО "Строительная фирма "ДомИнвестСтрой" своих обязательств по государственному контракту, копию уведомления последнего о невыполнении им условий государственного контракта, копии документов, подтверждающих неисполнение/ненадлежащее исполнение ООО "Строительная фирма "ДомИнвестСтрой" обязательств по государственному контракту, и расчет суммы выплаты. Требование Управления Федерального казначейства по Смоленской области должно быть исполнено Поручителем в течение 10 банковских дней после поступления от первого вышеуказанных документов.
23.07.2010 Управление Федерального казначейства по Смоленской области (Заказчик) и ООО "Строительная фирма "ДомИнвестСтрой" (Подрядчик), по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме, заключили государственный контракт N 10-ОАЭФ на выполнение работ по капитальному ремонту системы отопления административного здания Управления Федерального казначейства по Смоленской области (л.д. 12-29, том 1). Данный государственный контракт вступает в силу с даты подписания и действует до даты надлежащего исполнения всех обязательств по контракту (пункт 17).
Согласно пункту 2 государственного контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту системы отопления Управления Федерального казначейства по Смоленской области, в соответствии с условиями контракта и техническими требованиями, таблицей цен (локальной сметой), прилагаемым к контракту, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные надлежащим образом работы.
Местом выполнения работ является г. Смоленск, ул.Докучаева, 7.
Цена государственного контракта составляет 1 968 706 руб. На основании пункта 5.1 государственного контракта цена может быть снижена по соглашению сторон без изменения объема работы и иных условий исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных контрактом. Оплата работ производится по факту выполненных работ в течение 10 рабочих дней с даты подписания Заказчиком актов о приемке выполненных работ (формы КС-2), справок о стоимости выполненных работ и затрат (формы КС-3) и выставленного счета и счета-фактуры.
В соответствии с пунктом 4.1.2 государственного контракта ООО "Строительная фирма "ДомИнвестСтрой" должно было выполнить указанные работы в период с момента подписания контракта (23.07.2010) до 20.09.2010.
Письмами от 03.08.2010, 04.08.2010, 05.08.2010, 11.08.2010, 16.08.2010, 26.08.2010, 30.08.2010, направленными в адрес ООО "Строительная фирма "ДомИнвестСтрой", Управление Федерального казначейства по Смоленской области просило последнее приступить к выполнению работ по государственному контракту (л.д. 33-39, 41-42, том 1).
В свою очередь, ООО "Строительная фирма "ДомИнвестСтрой" не приступило к выполнению работ, предусмотренных государственным контрактом.
01.09.2010 общество направило истцу письмо N 555 с предложением расторгнуть государственный контракт по причине невозможности приведения к нормальному функционированию вновь установленной системы (л.д. 43, том 1). Кроме того, указало, что производство работ (сварка, резка металлических труб отопления и т.п.) может привести к существенному повреждению мебели и имущества, находящихся в помещениях, а также отделке стен, потолков, полов, которое предотвратить невозможно.
Не согласившись с данной причиной расторжения государственного контракта, Управление Федерального казначейства по Смоленской области уведомило ООО "Строительная фирма "ДомИнвестСтрой" о том, что вынуждено расторгнуть государственный контракт в судебном порядке с применением к последнему финансовых санкций (л.д. 45, том 1).
Уведомлениями от 05.08.2010 и 16.08.2010, направленными в адрес ООО "Торгово-производственная фирма "СпецСтройКомплект", Управление Федерального казначейства по Смоленской области сообщило последнему о нарушении ООО "Строительная фирма "ДомИнвестСтрой" сроков выполнения работ по государственному контракту и просило оказать содействие по выполнению последним принятых на себя обязательств в установленные сроки (л.д. 46-49, том 1).
23.08.2010 в адрес ООО "Торгово-производственная фирма "СпецСтройКомплект" Управление Федерального казначейства по Смоленской области направило заявление о неисполнении ООО "Строительная фирма "ДомИнвестСтрой" обязательств по государственному контракту с требованием перечислить сумму обеспечения исполнения государственного контракта в размере 393 741 руб. (л.д. 50-53, том 1).
ООО "Торгово-производственная фирма "СпецСтройКомплект" не ответило на данное заявление.
17.09.2010 Управление Федерального казначейства по Смоленской области направило в адрес ООО "Строительная фирма "ДомИнвестСтрой" претензию о неисполнении обязательств по государственному контракту с предложением перечислить сумму обеспечения исполнения государственного контракта, установленную договором поручительства. В адрес ООО "Торгово-производственная фирма "СпецСтройКомплект" была направлена копия данной претензии (л.д. 54-55, том 1).
Поскольку ответчиками взятые в рамках государственного контракта N 10-ОАЭФ от 23.07.2010 и договора поручительства N 415-ПР/2010 от 24.06.2010 обязательства не были исполнены надлежащим образом, Управление Федерального казначейства по Смоленской области обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев заявленные требования, суд области, руководствуясь статьями 323, 329, 361-363, 450, 708, 740, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 28 от 20.01.1998 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением арбитражными судами норм Гражданского кодекса Российской Федерации о поручительстве", пришел к правомерному выводу о необходимости их удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно части 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в данном Кодексе.
В настоящем споре правоотношения сторон возникли из государственного контракта N 10-ОАЭФ от 23.07.2010 на выполнение работ по капитальному ремонту системы отопления административного здания Управления Федерального казначейства по Смоленской области.
В силу статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
На основании части 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Государственный контракт N 10-ОАЭФ от 23.07.2010 содержит все перечисленные условия.
Пунктом 8 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" установлено, что расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Из пункта 9.1 государственного контракта также следует, что он может быть расторгнут исключительно по соглашению сторон либо по решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с положениями статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
На основании части 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Как обоснованно установлено судом области, в срок, установленный государственным контрактом (до 20.09.2010), ООО "Строительная фирма "ДомИнвестСтрой", несмотря на неоднократные напоминания истца, так и не приступило к выполнению работ, предусмотренных государственным контрактом. Данное обстоятельство является существенным нарушением государственного контракта, поскольку Управление Федерального казначейства по Смоленской области в значительной степени лишилось того, на что было вправе рассчитывать при заключении контракта, а именно: капитальный ремонт системы отопления своего административного здания.
Кроме того, пунктом 12.1 государственного контракта установлено, что в случае, если подрядчик не может выполнить работы в сроки, предусмотренные настоящим контрактом, заказчик без ущерба другим своим правам в рамках настоящего контракта вычитает из цены контракта в виде неустойки сумму, эквивалентную 0,1 процента от стоимости невыполненных работ за каждый день просрочки до момента фактического выполнения работ.
Поскольку ранее установлено существенное нарушение ООО "Строительная фирма "ДомИнвестСтрой" условий государственного контракта, то взыскание судом области неустойки в размере 169 309 руб. 06 коп., начисленной за период с 20.09.2010 по 14.12.2010 (1 968 706 руб. х 0, 1% х 86 дней), является правомерным.
В соответствии со статьей 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно статье 361 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. Договор поручительства может быть заключен также для обеспечения обязательства, которое возникнет в будущем.
В силу статьи 362 Гражданского кодекса Российской Федерации договор поручительства должен быть совершен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора поручительства.
Таким образом, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, существенными условиями договора поручительства являются наименование поручителя; наименование кредитора, перед которым поручитель ручается за должника; наименование должника, за которого ручается поручитель; описание обязательства, обеспечиваемого поручительством; объем ответственности поручителя и условия этой ответственности.
Как следует из материалов дела, договор поручительства N 415-ПР/2010 от 24.06.2010 заключен между ООО "Строительная фирма "ДомИнвестСтрой" и ООО "Торгово-производственная фирма "СпецСтройКомплект" путем составления одного документа, воля кредитора и поручителя явно выражена и зафиксирована в письменной форме, в нем содержатся данные об основном обязательстве, а также сведения о кредиторе, должнике (Подрядчике) и поручителе, установлена обязанность поручителя отвечать перед кредитором - государственным заказчиком, в лице Управления Федерального казначейства по Смоленской области, за исполнение подрядчиком основного обязательства (государственного контракта), а также определены пределы и условия ответственности поручителя.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что договор поручительства N 415-ПР/2010 от 24.06.2010 считается заключенным, так как сторонами согласованы все существенные условия договора, соблюдена его форма.
Статьей 363 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя. Поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, как и должник, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником, если иное не предусмотрено договором поручительства.
В соответствии с положениями статьи 323 Гражданского кодекса Российской Федерации при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью.
Договором поручительства N 415-ПР/2010 от 24.06.2010 предусмотрена солидарная ответственность ООО "Строительная фирма "ДомИнвестСтрой" и ООО "Торгово-производственная фирма "СпецСтройКомплект". В связи с этим Управление Федерального казначейства по Смоленской области правомерно предъявило требование исполнения солидарно ответчиками возмещения суммы обеспечения исполнения государственного контракта N 10-ОАЭФ от 23.07.2010 в размере 393 741 руб.
Суд области пришел к правильному выводу об удовлетворении данного требования.
Довод заявителя жалобы о незаключенности договора поручительства N 415-ПР/2010 от 24.06.2010 в связи с отсутствием отметки истца о принятии поручительства признается необоснованной судебной коллегией, поскольку согласно пункту 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 28 от 20.01.1998 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением арбитражными судами норм Гражданского кодекса Российской Федерации о поручительстве" отметка о принятии поручительства, сделанная кредитором на письменном документе, составленном должником и поручителем, может свидетельствовать о соблюдении письменной формы сделки поручительства. Данная отметка не обязательна. Более того, ранее установлено, что договор поручительства N 415-ПР/2010 от 24.06.2010 заключен путем составления одного документа, воля кредитора и поручителя явно выражена и зафиксирована в письменной форме, в связи с чем данный договор соответствует требованиям статьи 362 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обстоятельствам и имеющимся доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем суд апелляционной инстанции также не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 17 декабря 2010 года по делу N А62-4904/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Ю. Байрамова |
Судьи |
М.В. Каструба |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-4904/2010
Истец: Управление Федерального казначейства по Смоленской области
Ответчик: ООО "ДоиИнвестСтрой", ООО "Строительная фирма "ДомИнвестСтрой", ООО "Торгово-производственная фирма "СпецСтройКомплект"
Хронология рассмотрения дела:
05.04.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N А62-4904/2010
30.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15106/11
05.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15106/11
11.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15106/11
23.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2328/11
24.03.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-633/2011
27.01.2011 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-486/2011
17.12.2010 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-4904/10