03 августа 2009 г. |
Дело N А14-3070-2009 |
г. Воронеж 82/34
Резолютивная часть постановления объявлена 28.07.2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 03.08.2009 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.
судей Протасова А.И.
Скрынникова В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Косякиной И.А.
при участии:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области: Маликова Л.А. - главный специалист-эксперт по доверенности б/н от 28.07.2009 г., удостоверение У N 040 от 17.05.2007 г.;
от ООО "АВА-кров": представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВА-кров" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.04.2009 г. по делу N А14-3070-2009/82/34 (судья Кораблева Г.Н.) по заявлению ООО "АВА-кров" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 453 от 03.02.2009 г.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АВА-кров" (далее - ООО "АВА-кров", Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области (далее - административный орган, Управление) N 453 от 03.02.2009 г. по делу об административном правонарушении (с учетом уточнения, приянтого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 23.04.2009 г. по делу N А14-3070-2009/82/34 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "АВА-кров" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель ссылается на отсутствие в действиях ООО "АВА-кров" состава административного правонарушения, указывая, что не является ни балансодержателем дома, ни правопреемником ранее управляющей организации, не получает бюджетного финансирования на осуществление своей деятельности, а производит управление общим имуществом многоквартирного дома в объеме полученного финансирования, с учетом имеющейся задолженности.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области с апелляционной жалобой не согласно. При этом административный орган указывает на обязанность организации, обслуживающей здания, организовывать сбор, хранение и вывоз бытовых отходов.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "АВА-кров", надлежащим образом уведомленное, в судебное заседание представителей не направило. Суду представило отзыв на апелляционную жалобу.
В порядке ст.ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом уведомленного ООО "АВА-кров".
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей административного органа, оценив все в совокупности, апелляционная инстанция находит, что обжалуемое решение отмене не подлежит.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании заявления гражданки Канидец Ю.П., проживающей по адресу: г. Воронеж, Ленинский пр-т, д.34, кв.6, и в рамках ведомственной целевой программы "Гигиена и Здоровье" административным органом 04.03.2009 на основании распоряжения N 183 от 20.01.2009 проведены внеплановые мероприятия по надзору за соблюдением Обществом требований санитарного законодательства Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что сброс бытовых отходов из мусоропровода жилого дома N 34 по Ленинскому проспекту г.Воронежа осуществляется непосредственно на пол мусороприемной камеры, в которой не установлены контейнеры для сбора отходов. 2 контейнера выставлены за пределы мусоросборочного помещения около стены жилого дома; бытовой мусор из мусороприемных камер выносится в контейнеры, заполненные бытовыми отходами доверху; стволы мусоропровода не оборудованы устройствами для проведения дезинфекции и чистки, что является нарушением Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СП N 4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
По результатам мероприятий по надзору административным органом составлен акт от 21.01.2009.
Результаты проверки зафиксированы в протоколе N 0000086 от 22.01.2009 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Управлением вынесено постановление N 453 от 03.02.2009 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 100 000 руб.
ООО "АВА-кров" полагая, что постановление противоречит действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, обжаловало указанный акт в Арбитражный суд Воронежской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, вины и законности оспариваемого постановления.
Суд апелляционной инстанции находит данную позицию суда первой инстанции верной с учетом следующего.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях (бездействиях) по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.
Согласно статье 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. (с изменениями), под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии с требованиями статьи 11 указанного Закона и статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 г.).
В соответствии с пунктом 2.2.7 СанПин 42-128-4690-88 категорически запрещается сброс бытовых отходов из мусоропровода непосредственно на пол мусороприемной камеры.
В соответствии с пунктами 10, 42, подпунктом "д" пункта 11 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме (п."д" п.11 Правил).
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170 оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо, нарушившее экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельностью.
Управляющая компания, не являясь собственником, пользователем общих помещений многоквартирных домов, на возмездной основе отвечает за их безопасную эксплуатацию и обязана обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан в многоквартирных домах (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено, что жилой дом N 34 по Ленинскому проспекту города Воронежа находится в управлении ООО "АВА-кров". Между ООО "АВА-кров" и собственниками квартир, расположенных в указанных многоквартирных домах заключены соответствующие договоры управления многоквартирным домом, предметом которых является оказание Управляющей организацией по заданию и за счет Собственника услуг и выполнение работ по управлению многоквартирным домом.
Согласно разделу 3 представленных в материалы дела типовых договоров управления многоквартирным домом, Общество обязуется осуществлять функции по управлению многоквартирным домом в объеме полученного финансирования в соответствии с договором и действующим законодательством; обеспечивать надлежащее выполнение услуг и работ по содержанию общего имущества с учетом его особенностей, степени физического износа и технического состояния.
Обязанность по надлежащему текущему содержанию контейнеров, контейнерной площадки, мусоросборных камер в соответствии с требованиями санитарных норм и правил непосредственно лицами, в ведении которых находятся места временного хранения отходов, установлена и в Правилах благоустройства территорий городского округа город Воронеж, утвержденных Решением Воронежской городской Думы от 19.06.2008 г. N 190-11.
Таким образом, именно Общество в данном конкретном случае является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Факт нарушения ООО "АВА-кров" требований изложенных выше норм экологического законодательства, а, следовательно, совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом у Общества имелась возможность не допускать выявленных его действиях нарушений. Однако им не были приняты все зависящие от него меры для недопущения названных нарушений, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, между ООО "АВА-кров" и Муниципальным казенным предприятием городского округа г. Воронеж "Производственное объединение по обращению с отходами" заключен договор N 09-3-0040 на оказание услуг по вывозу и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов из жилищного фонда от 16.12.2008г., предметом которого является оказание услуг по вывозу несортированных твердых бытовых отходов, образовавшихся в результате жизнедеятельности населения проживающего в жилищном фонде из мусоросборников, предназначенных для накопления ТБО с последующей их утилизацией (захоронением) на полигоне ТБО.
Согласно пункту 2.1.2 раздела 2 указанного договора обязанностью Потребителя (ООО "АВА-кров") является отведение специальных мест для установки мусоросборных контейнеров, отвечающих следующим требованиям: наличие твердого покрытия, освещение в темное время суток, возможность беспрепятственного подъезда и маневрирования мусоровоз во время загрузки ТБО.
В соответствии с пунктом 2.1.3 к обязанности Общества относится также: не осуществлять складирование ТБО на мусоросборочной площадке и на прилегающей территории.
Следовательно, ООО "АВА-кров" добровольно приняло на себя обязательство по предусмотрению специальных мест для контейнеров, которые должны отвечать установленным требованиям.
Довод Общества об отсутствии бюджетного финансирования на осуществление своей деятельности был правомерно отклонен арбитражным судом области, поскольку в соответствии со статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации заявитель, как управляющая организация, обязан обеспечить надлежащее, соответствующее нормативным требованиям, содержание общего имущества указанного многоквартирного дома.
Кроме того, недостаточность финансирования не может служить основанием для освобождения Общества от административной ответственности, в связи с тем, что согласно договору управления многоквартирным домом (пункт 4.1) плата за помещение и коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт общего имущества.
Факт задолженности оплаты услуг со стороны жильцов надлежащими доказательствами не подтвержден. Составленный в одностороннем порядке расчет в данном случае не может быть принят во внимание.
Иных доводов, свидетельствующих о неправомерности изложенных в обжалуемом решении выводов, позволяющих признать судебный акт незаконным и необоснованным, ООО "АВА-кров" не заявлено.
Процессуальных нарушений в отношении ООО "АВА-кров" при привлечении к административной ответственности Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области судом не установлено.
Учитывая вышеизложенное, апелляционная инстанция находит, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем представленным доказательствам с учетом фактических обстоятельств, установленных по делу, нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.04.2009 г. по делу N А14-3070-2009/82/34 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВА-кров" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Е.А.Семенюта |
Судьи |
А.И.Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-3070/2009/82/34
Заявитель: ООО "АВА-Кров"
Ответчик: УФС по Надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области
Хронология рассмотрения дела:
03.08.2009 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3024/09