г. Чита |
Дело N А78-6611/2007 С2-20/333 |
08 мая 2008 года
04АП-745/2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2008 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Лешуковой Т.О.,
судей Желтоухова Е.В., Доржиева Э.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гречаниченко А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело N А78-6611/2007 С2-20/333 по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального района "Акшинский район" к Совету муниципального района "Акшинский район" о признании недействительными пунктов 1 и 2 решения от 27 августа 2007 года N 59 "О заключении на новый срок договора аренды нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности муниципального района "Акшинский район", расположенного по адресу: с. Урейск, ул. Центральная, дом 178".
(суд первой инстанции: Анисимов М.И.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Филипповой И.Н., по доверенности от 14.12.2007г., Мамаевой А.В., по доверенности от 25.10.2007г.;
от Совета МР: Печкина А.А., по доверенности от 29.08.2007г.;
от ООО "Милена": Стремецкой Т.Г., генерального директора;
от предпринимателя: Стремецкой Т.Г., предпринимателя,
Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального района "Акшинский район" обратился с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ требованием к Совету муниципального района "Акшинский район" о признании недействительными пунктов 1 и 2 решения от 27 августа 2007 года N 59 "О заключении на новый срок договора аренды нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности муниципального района "Акшинский район", расположенного по адресу: с. Урейск, ул. Центральная, дом 178.".
Решением суда от 31 января 2008 года заявленные требования удовлетворены.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении требований, руководствуясь положениями ФЗ РФ N 131 от 06.10.2003г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Уставом муниципального района "Акшинский район", Положением о Совете муниципального района "Акшинский район" N 113 от 23.09.2005г., Положением об Администрации муниципального района "Акшинский район" N 31 от 24.03.2006г., Положением о Комитете по управлению муниципальным имуществом муниципального района "Акшинский район" N 38 от 08.02.2006г., Положением о муниципальной собственности, порядке владения, распоряжения и пользования ею в муниципальном районе "Акшинский район" от 23.05.2007г., Положением о порядке сдачи в аренду объектов муниципальной собственности в Акшинском районе и оформлении договоров аренды N 63 от 27.05.2005г., пришел к выводу о том, что осуществление управления и распоряжения муниципальной собственностью (в частности, сдача в аренду объектов муниципальной собственности) относится к полномочиям Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального района "Акшинский район", и соответственно, Совет при принятии оспариваемого решения превысил пределы своей компетенции.
Не согласившись с решением суда, Совет обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ее заявитель просит отменить решение суда, указав, что к исключительной компетенции Совета как представительного органа местного самоуправления входят полномочия по определению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе передача конкретного объекта муниципальной собственности в аренду. Заявитель жалобы, со ссылкой на статью 608 ГК РФ, указывает, что Совет, являясь представительным органом муниципального образования - собственника имущества, наделив полномочиями арендодателя Комитет по управлению имуществом, при этом не лишился права на самостоятельное осуществление правомочия по сдаче имущества в аренду. Также Совет полагает, что его полномочия на сдачу в аренду муниципального имущества подтверждаются пунктом 4 Положения о порядке сдачи в аренду объектов муниципальной собственности в Акшинском районе.
В отзыве на апелляционную жалобу и дополнительно представленных пояснениях Комитет по управлению имуществом полагает решение суда первой инстанции правомерным, указывая на то, что федеральное законодательство, законодательство субъекта, нормативные акты муниципального образования не наделяют Совет полномочиями по распоряжению и управлению муниципальной собственностью, указанные функции закреплены за Комитетом по управлению имуществом. Комитет также считает, что пункт 4 Положения о порядке сдачи в аренду объектов муниципальной собственности в Акшинском районе определяет лишь право Совета устанавливать срок договора аренды на период более пяти лет, но не наделяет его правом заключать договор аренды или продлевать его срок. Кроме того, Комитет ссылается на Распоряжение Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом от 05.02.1993 N 217-р, согласно п.4 которого полномочия арендодателя при сдачу в аренду помещений, внесенных в реестр объектов муниципальной собственности, осуществляют исключительно комитеты по управлению муниципальным имуществом городов, районов.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 10 апреля 2008 г. решение Арбитражного суда Читинской области от 31 января 2008 г. по делу N А78-6611/2007 С2-20/333 отменено с переходом к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены индивидуальный предприниматель Стремецкая Татьяна Гавриловна, общество с ограниченной ответственностью "Милена".
В судебном заседании представители Совета и третьих лиц поддержали доводы апелляционной жалобы, представители Комитета с позицией Совета не согласились по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу и пояснениях по делу.
Ходатайство Совета МР "Акшинский район" о прекращении производства по делу в связи с неподведомственностью, по мнению заявителя жалобы, спора арбитражному суду отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду того, что деятельность органов муниципального образования по сдаче объектов муниципальной собственности в аренду относится к экономической деятельности, и с учетом п.2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ дела об оспаривании решений органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, относятся к подведомственности арбитражного суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 27 августа 2007 года на внеочередной сессии Совета муниципального района "Акшинский район" принято решение N 59 "О заключении на новый срок договоров аренды нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности муниципального района "Акшинский район", расположенного по адресу: с. Урейск, ул. Центральная, дом 178".
В соответствии с пунктом 1 данного решения "Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района "Акшинский район" (Б.Н. Корчевский) предписано заключить на новый срок договор аренды нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности муниципального района, расположенного по адресу по адресу: с. Урейск, ул. Центральная, дом 178, с индивидуальным предпринимателем Стремецкой Татьяной Гавриловной сроком на 6 (шесть) лет".
В соответствии с пунктом 2 данного решения "Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района "Акшинский район" (Б.Н. Корчевский) предписано заключить на новый срок договор аренды нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности муниципального района, расположенного по адресу: с. Урейск, ул. Центральная, дом 178, с Обществом с ограниченной ответственностью "Милена" сроком на 6 (шесть) лет".
На основании указанного решения ИП Стремецкая Т.Г. 29.08.2007г. обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом МР "Акшинский район" с заявлением о заключении на новый срок (на 6 лет) договора аренды помещения по адресу: с. Урейск, ул. Центральная, 178.
Комитет по управлению муниципальным имуществом письмом от 04.10.2007г. в порядке ответа на заявление предпринимателя указал, что заключение аренды нежилого помещения площадью 53,4 кв.м., расположенного в здании по адресу: 674231, Читинская область, Акшинский район, с. Урейск, ул. Центральная, д.178, на новый срок (6 лет) невозможно по причине передачи помещения в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию "Акшинское пассажирское предприятие" для производственных целей.
Комитет по управлению муниципальным имуществом, полагая, что пункты 1, 2 решения Совета N 59 от 27.08.2007г. не соответствуют закону и незаконно возлагают на Комитет обязанность заключения договора аренды нежилого помещения, обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительными пунктов 1 и 2 указанного решения.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал, что осуществление управления и распоряжения муниципальной собственностью (в частности, сдача в аренду объектов муниципальной собственности) относится к полномочиям Комитета по управлению муниципальным имуществом МР "Акшинский район", и соответственно, Совет МР "Акшинский район" при принятии оспариваемого решения превысил пределы своей компетенции.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, если он не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы граждан или юридических лиц.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании ненормативного правового акта арбитражный суд проверяет оспариваемый акт и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа, который принял данный акт, выясняет, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Совет МР "Акшинский район" принял решение о заключении с ИП Стремецкой Т.Г. и ООО "Милена" договора аренды нежилого помещения на новый срок.
Сдача имущества в аренду является одним из способов распоряжения собственником своим имуществом.
Как следует из статей 12, 130 Конституции РФ, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Статьей 132 Конституции РФ установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В силу п.п. 3 пункта 1 статьи 16 ФЗ РФ N 131-ФЗ от 06.10.2003г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, относятся к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии со статьей 51 Закона 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Структура и компетенция органов местного самоуправления в муниципальном районе "Акшинский район" определяются Уставом МР "Акшинский район".
Согласно ст.22 Устава структуру органов местного самоуправления МР "Акшинский район" составляют Совет МР "Акшинский район", Глава МР "Акшинский район", Администрация МР "Акшинский район", Контрольно-счетная палата МР "Акшинский район, Избирательная комиссия МР "Акшинский район".
Доводы заявителя о том, что полномочиями по сдаче муниципального имущества в аренду наделен Комитет по управлению муниципальным имуществом, являются правильными, однако не влияют на выводы суда по существу спора.
К компетенции Администрации МР "Акшинский район" согласно п.2 статьи 25 Устава относится в частности обеспечение исполнения решений Совета муниципального района по реализации вопросов местного значения.
Постановлением Главы муниципального района "Акшинский район" от 08.02.2006г. N 38 утверждено Положение о Комитете по управлению муниципальным имуществом муниципального района "Акшинский район".
На основании п.1.1 указанного Положения, Комитет по управлению муниципальным имуществом МР "Акшинский район" является структурным подразделением Администрации МР "Акшинский район".
Пункт 2.8 Положения о Комитете прямо указывает на возможность Комитета распоряжаться муниципальным имуществом только в пределах своей компетенции.
Муниципальное образование относительно осуществления функций по распоряжению муниципальным имуществом путем сдачи его в аренду установило перед Комитетом задачи по регулированию арендных отношений на территории муниципального образования и предоставило Комитету право осуществления управления муниципальной собственностью. В порядке реализации указанной задачи муниципальное образование наделило Комитет по управлению имуществом следующими конкретными полномочиями: ведение учета арендуемого имущества (п.3.9 Положения N 38); осуществление контроля за поступлением платежей за аренду муниципального имущества, принятие мер по взысканию задолженности, взаимодействие с финансовыми и налоговыми органами (п.3.10 Положения N 38).
Кроме того, на основании Положения о порядке сдачи в аренду объектов муниципальной собственности в Акшинском районе и оформление договоров аренды, утв. Решением Совета МР "Акшинский район" 27.05.2005г. N 63, Комитет осуществляет полномочия арендодателя при сдаче объектов муниципальной собственности в аренду, в том числе путем проведения торгов.
Из существа оспариваемого решения не следует, вопреки утверждению заявителя, что Совет МР, не наделенный правом заключать договор аренды или продлять его срок, превысил свои полномочия.
Согласно статьям 125, 215 Гражданского кодекса РФ от имени муниципальных образований права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Таким образом, как администрация муниципального образования "Акшинский район", так и Совет МР, являясь органами местного самоуправления, вправе осуществлять от имени муниципального образования полномочия собственника каждый в рамках своей компетенции.
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (п.п. 5 п. 10 ст. 35 Закона N 131-ФЗ).
Определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности относится к исключительной компетенции Совета МР "Акшинский район" на основании п.4 статьи 23, п.5 статьи 31 Устава (что соответствует п.п. 5 п. 10 ст. 35 Закона N 131-ФЗ).
На основании Положения о муниципальной собственности, порядке владения, распоряжения, пользования и управления ею в МР "Акшинский район", утв. Решением Совета МР "Акшинский район" от 23.05.2007г. N 42, Совет МР "Акшинский район" утверждает порядок управления, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Согласно Положению о порядке сдачи в аренду объектов муниципальной собственности в Акшинском районе и оформления договоров аренды по решению Совета МР срок договора аренды может быть установлен на более длительный, чем пять лет, срок.
Оспариваемым решением Совет МР предписал КУМИ заключить на новый срок договор аренды нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности муниципального района.
В рассматриваемой ситуации Совет, принимая оспариваемое решение, реализовал предоставленное ему вышеуказанным Положением полномочие об установлении более длительного срока договора аренды.
Каким образом, путем принятия в какой формулировке решения о продлении срока действия договора аренды, чем та, которая имеется в оспариваемом решении, Комитетом не приведено, поскольку он полагает, что тем самым (принятием решения) Совет МР фактически вторгся в компетенцию КУМИ, понудив его к заключению договора. Вместе с тем из решения СМР усматривается, что приведенная Советом формулировка "Комитету заключить на новый срок договор аренды нежилого помещения" по существу означает продление срока действия имеющегося договора аренды, что не противоречит федеральному законодательству, Уставу муниципального района.
Совет МР "Акшинский район" в силу п.13 статьи 31 Устава контролирует деятельность исполнительных органов по управлению и распоряжению муниципальной собственностью.
Согласно статье 608 Гражданского кодекса РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Установление порядка сдачи имущества в аренду и наделение полномочиями арендодателя Комитета не повлекло лишение Совета МР "Акшинский район" статуса и соответствующих прав собственника муниципального имущества. Соответственно, муниципальное образование в лице своего представительного органа - Совета МР "Акшинский район" - правомерно распорядилось принадлежавшим ему имуществом.
Ссылка Комитета на Распоряжение Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом от 05.02.1993 N 217-р, согласно п.4 которого полномочия арендодателя при сдаче в аренду помещений, внесенных в реестр объектов муниципальной собственности, осуществляют исключительно комитеты по управлению муниципальным имуществом городов, районов, апелляционным судом рассмотрена. Наличие у Комитета полномочий арендодателя установлено Положением о порядке сдачи в аренду объектов муниципальной собственности МР "Акшинский район" и не препятствует распоряжению имуществом муниципальным районом в лице своего представительного органа по изложенным выше основаниям.
Таким образом, суд апелляционной инстанции с учетом доказательств, представленных Советом в порядке ч.5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, установил, что оспариваемое решение соответствует закону и иным правовым актам, принято Советом в пределах его компетенции и не нарушает права и законные интересы заявителя.
С учетом оплаты Советом МР "Акшинский район" при обращении в суд с апелляционной жалобой государственной пошлины в размере 1000 рублей, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ с Комитета по управлению муниципальным имуществом МР "Акшинский район" подлежат взысканию в пользу Совета расходы по государственной пошлине в размере 1000 рублей.
На основании статей 110, 167, 170, 176, 200, 201, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Комитету по управлению муниципальным имуществом Муниципального района "Акшинский район" о признании недействительными пунктов 1 и 2 решения Совета Муниципального района "Акшинский район" от 27 августа 2007 года N 59 - отказать.
Взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом Муниципального района "Акшинский район" в пользу Совета Муниципального района "Акшинский район" 1000 руб. судебных расходов по апелляционной жалобе.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т.О. Лешукова |
Судьи |
Е.В.Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-6611/07
Заявитель: КУМИ МО "Акшинский район"
Ответчик: Совет МР "Акшинский район"
Хронология рассмотрения дела:
08.05.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-745/08