г. Чита |
Дело N А19-14101/07-28 |
"08" августа 2008 г. |
-04АП-664/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2008 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Доржиева Э.П.,
судей: Желтоухова Е.В., Лешуковой Т.О.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Третьяковой Т.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу Шайтар А.А.
(наименование лица, подавшего апелляционную жалобу и его процессуальное положение)
на Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28.01.2008 года по делу N А19-14101/07-28, по заявлению Абрамовой СП., Акишиной А.А., Алексеевского М.Л., Анохина А.И., Анохова С.А., Артемьевой Г.А., Асадулина И.Г., Асадуллина Р.Г., Бек М.Г., Бобылевой Л.Н., Большакова А.Н., Бочарова И.А., Волченковой Л.Н., Воронова К.А., Ворошило М.Н., Габанова Э.В., Гавриленко А.П., Ганина Е.А., Грабовского И.О., Добрецова В.П., Долотова А.А., Ерохина В.Я., Закировой Е.Г., Захарова B.C., Зверевой Г.А., Ивановой Н.И., Изотовой Л.С, Кожевникова Н.Г., Козыревой Т.Н., Коннова В.Т., Кравцова В.П., Лапина В.В., Леонова В.Н., Лунева B.C., Лысых С.С, Макавецкаса Р.К., Малечко СИ., Милешиной Л.А., Нарицина В.Ю., Неретина В.А., Никитина А.Г., Овсянниковой Н.В., Осколковой Л.Г., Потапова СВ., Пухляк Г.Ф., Пушкаревой С.Г., Ратниковой Г.Ф., Решетника М.Г., Самарцева А.П., Силиванова В.М., Скоробогатова Н.В., Смирнова СБ., Солдатенко В.Р., Спорышевой Н.П., Стененкова B.C., Токарева. Д.И., Толмачевой Г.И., Трохина П.С, Тухватуллиной О.Г., Утина А.Н., Фалалеевой О.А., Федерова В.И., Хабардиной Е.Ю., Харитоновой Л.В., Хаустова А.В., Черных Л.А., Чинякова Б.Ф., Шайтар А.А., Шемякиной Л.Н., Широколобова А.Е., Шульгиной С.Г., Щербакова А.Г., Ягудиной Н.Н. на Решение Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-14101/07-28, по заявлению Абрамовой СП., Акишиной А.А., Алексеевского М.Л., Анохина А.И., Анохова С.А., Артемьевой Г.А., Асадулина И.Г., Асадуллина Р.Г., Бек М.Г., Бобылевой Л.Н., Большакова А.Н., Бочарова И.А., Волченковой Л.Н., Воронова К.А., Ворошило М.Н., Габанова Э.В., Гавриленко А.П., Ганина Е.А., Грабовского И.О., Добрецова В.П., Долотова А.А., Ерохина В.Я., Закировой Е.Г., Захарова B.C., Зверевой Г.А., Ивановой Н.И., Изотовой Л.С, Кожевникова Н.Г., Козыревой Т.Н., Коннова В.Т., Кравцова В.П., Лапина В.В., Леонова В.Н., Лунева B.C., Лысых С.С, Макавецкаса Р.К., Малечко СИ., Милешиной Л.А., Нарицина В.Ю., Неретина В.А., Никитина А.Г., Овсянниковой Н.В., Осколковой Л.Г., Потапова СВ., Пухляк Г.Ф., Пушкаревой С.Г., Ратниковой Г.Ф., Решетника М.Г., Самарцева А.П., Силиванова В.М., Скоробогатова Н.В., Смирнова СБ., Солдатенко В.Р., Спорышевой Н.П., Стененкова B.C., Токарева. Д.И., Толмачевой Г.И., Трохина П.С, Тухватуллиной О.Г., Утина А.Н., Фалалеевой О.А., Федерова В.И., Хабардиной Е.Ю., Харитоновой Л.В., Хаустова А.В., Черных Л.А., Чинякова Б.Ф., Шайтар А.А., Шемякиной Л.Н., Широколобова А.Е., Шульгиной С.Г., Щербакова А.Г., Ягудиной Н.Н. к ИФНС России по Ленинскому округу г.Иркутска о признании незаконными действий, принятое судьей Л.А. Куклиной
(фамилии, инициалы судей, принявших решение)
при участии в судебном заседании:
от заявителей: не явились, извещены;
от ответчика: не явился, извещен;
установил:
Заявители обратились в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к ИФНС России по Ленинскому округу г.Иркутска о признании незаконными действий по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи за государственным регистрационным номером 2073810024649 о ликвидации Закрытого акционерного общества "Аэроком".
Решением от 28.01.2008 года суд отказал в удовлетворении заявленных требований, в обоснование указав, что действия налогового органа правомерны, нарушения прав и законных интересов заявителей не установлено, запись о ликвидации ЗАО "Аэроком" внесена в Единый государственный реестр юридических лиц законно и обоснованно.
Не согласившись с указанным решением, Шайтар А.А. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Считают, что решение о внесении записи о ликвидации должно быть отменено как принятое на основании неполного пакета документов. Утверждает, что на заявителей необоснованно была возложена обязанность по оплате подоходного налога, были предоставлены неправильные сведения о финансовой деятельности Общества, что привело к нарушению прав заявителей. Полагают, что права участников общества были нарушены внесением записи о ликвидации ЗАО "Аэроком". Инспекцией не были произведены все необходимые проверочные мероприятия. Налоговый орган должен был провести выездную налоговую проверку ЗАО "Аэроком".
Представители заявителей в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями и телеграммами.
Представитель ответчика в судебное заседание после перерыва не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается письменной распиской.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
27.06.2005 общим собранием акционеров ЗАО "Аэроком" принято решение о добровольной ликвидации юридического лица ЗАО "Аэроком", избрана и утверждена ликвидационная комиссия.
Согласно выписке из протокола N 10 от 4.07.2005 из 81,38% голосов, которыми обладали лица, принявшие участие в голосовании, 98,62% проголосовали за добровольную ликвидацию.
04.07.2005 председателем ликвидационной комиссии Таликиным С.А. подана заявка на публикацию сообщения о принятом решении о ликвидации юридического лица в журнале "Вестник государственной регистрации".
11.07.2005 Инспекцией ФНС по Ленинскому округу г.Иркутска на основании представленных руководителем ликвидационной комиссии ЗАО "Аэроком" Таликиным С.А. для регистрации документов вх. N 1166 от 5.07.05 принято решение N 21Р/3080 "О регистрации решения о принятии решения о ликвидации юридического лица. Решение о ликвидации юридического лица опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 26 от 20.07.2005, в котором сообщено, что требования кредиторов общества могут быть предъявлены в течение 5 месяцев с момента публикации по указанному в публикации адресу.
04.06.2007 в ИФНС России по Ленинскому округу г.Иркутска председателем ликвидационной комиссии поданы документы для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией:
- подписанное заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждено, что установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица соблюден, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
- ликвидационный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины.
09.06.07, рассмотрев представленные документы, налоговым органом принято решение N 699 о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, на основании которого в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации ЗАО "Аэроком".
Заявители, не согласившись с действиями Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г.Иркутска по внесению записи в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации ЗАО "Аэроком", обратились в суд с заявлением о признании их незаконными.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратится в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из вышеназванной нормы закона, при рассмотрении дел о признании недействительным ненормативного акта суд должен установить совокупность двух условий - соответствует ли оспариваемый ненормативный акт Закону или иному нормативному правовому акту и нарушает ли оспариваемый ненормативный акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, поскольку именно с наличием такого нарушения связывается возможность признания акта недействительным.
Согласно ст. 2 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее -регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица установлен ст.22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В частности в данной статье указано, что государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица. Документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица. Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона. Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
В соответствии со 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины.
Все необходимые документы для государственной регистрации юридического лица ЗАО "Аэроком" в связи с его ликвидацией были представлены в налоговый орган. Заявление подано уполномоченным лицом - руководителем ликвидационной комиссии ЗАО "Аэроком" Таликиным С.А. В заявлении о государственной регистрации подтверждено, что установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица соблюден, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях. К заявлению приложены ликвидационный баланс и документ об уплате государственной пошлины.
Налоговый орган не обладает полномочиями по истребованию иных документов, чем предусмотренных ст.21 названного закона, а также проведения правовой экспертизы представленных документов.
Статьей 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено только два основания для отказа в государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица: не представление определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов и представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
По иным основаниям регистрирующий орган не вправе отказывать в государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица.
Информация о ликвидации ЗАО "Аэроком" была опубликована в Вестнике государственной регистрации N 26 от 20.07.2005, о чем регистрирующий орган был уведомлен ликвидационной комиссией (ликвидатором). О завершении процесса ликвидации ликвидационная комиссия уведомила регистрирующий орган не ранее чем через два месяца с момента помещения публикации о ликвидации ЗАО "Аэроком".
Акционерам ЗАО "Аэроком" было известно о ликвидации общества, поскольку такое решение принято самими акционерами согласно выписке из протокола N 10 от 4.07.2005, а также в связи с опубликованием информации о ликвидации ЗАО "Аэроком" в Вестнике государственной регистрации N 26 от 20.07.2005. Претензий по вопросу незаконной ликвидации в течение 5 месяцев с момента опубликования данной информации от акционеров не поступило. Решение общего собрания акционеров о ликвидации общества в установленном законом порядке не оспаривалось.
Ликвидационной комиссией ЗАО "Аэроком" на 31.03.2006 был составлен промежуточный ликвидационный бухгалтерский баланс, в налоговый орган представлено Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного бухгалтерского баланса от 24.06.2006. Из протокола N 12 от 07.09.2006 следует, что внеочередным собранием акционеров ЗАО "Аэроком" утвержден ликвидационный баланс ЗАО "Аэроком".
Затрагивающие права и законные интересы акционеров ЗАО "Аэроком" вопросы были обсуждением на внеочередном общем собрании акционеров согласно протоколу N 12 от 7.09.2006, на котором:
-утвержден ликвидационный баланс ЗАО "Аэроком";
-принято решение о распределении имущества и денежных средств, находящихся на балансе ЗАО "Аэроком", между акционерами, утвержден акт распределения;
- принято решение о сроках и порядке выплаты денежных средств и получения имущества, находящихся на балансе ЗАО "Аэроком", распределенных между акционерами;
-утверждена смета расходов по ликвидации ЗАО "Аэроком"; -определен срок передачи акций при наличии открытых лицевых счетов - до 31.10.2006.
Решение внеочередного собрания акционеров об утверждении ликвидационного баланса не оспаривалось.
Заявление о государственной регистрации при ликвидации юридического лица было подано в надлежащий регистрирующий орган.
Таким образом, государственная регистрация при ликвидации юридического лица ЗАО "Аэроком" производилась в порядке, предусмотренном ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии со ст. 8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Указанный пятидневный срок для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией регистрирующим органом был соблюден. Документы для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией председателем ликвидационной комиссии поданы в ИФНС России по Ленинскому округу г. Иркутска 4.06.2007, решение о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ЗАО "Аэроком" в связи с его ликвидацией вынесено 9.06.2007.
Решение о ликвидации инспекцией было размещено в сети Интернет на сайте ФНС России.
Таким образом, нарушений установленного порядка государственной регистрации при ликвидации юридического лица налоговым органом допущено не было.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что налоговый орган обязан был до внесения записи о ликвидации юридического лица провести выездную налоговую проверку ЗАО "Аэроком".
15.08.2005 года ИФНС России по Ленинскому округу г. Иркутска было принято решение о проведении выездной налоговой проверки ЗАО "Аэроком", в связи с ликвидацией по следующим вопросам: своевременности представления в инспекцию налоговых деклараций (расчетов), правильности исчисления, полноты своевременности уплаты налога на пользователей автодорог, налога с владельцев транспортных средств за период с 01.01.2002, 31.12.2002 года, налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на рекламу, земельного налога, налога на имущество, платы за пользование водными объектами, единого социального налога, единого налога на вмененный доход за период с 01.01.2002 по 31.12.2004 года, налога с продаж, сбора на содержание милиции за период с 0.10.12002 по 31.12.2003, транспортного налога с 01.01.2003 по 31.12.2004; правильности исчисления, удержания и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 04.02.2003 по 31.07.2005.
По результатам проверки вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 19.12.2005 N 05-19/143 дсп, данным решением общество привлечено к ответственности, предусмотренной п.1 ст. 122 НК РФ по налогу на добавленную стоимость в размере 97 рублей, также обществу предложено уплатить налог на добавленную стоимость в размере 622 рубля, пени в размере 1062,95 рублей, уменьшить НДС, подлежащий возмещению из бюджета в размере 8190 рублей.
Представитель налогового органа пояснил, что вся выявленная задолженность по налогам была погашена, в связи с чем, оснований для ликвидации юридического лица в ином порядке не имелось.
Остальные доводы апелляционной жалобы приводились в суде первой инстанции и были правомерно и обоснованно отклонены судом. Соответствующие мотивы приведены в обжалуемом решении суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
1.Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28.01.2008г., принятое по делу N А19-14101/07-28, оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
2.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.П. Доржиев |
Судьи |
Т.О. Лешукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-14101/07
Заявитель: Ягудина Нина Николаевна, Шульгина Светлана Георгиевна, Широколобов Анатолий Егорович, Шемякина Любовь Николаевна, Шайтар Александр Александрович, Чиняков Борис Федорович, Чикичев Геннадий Николаевич, Черных Л. А., Хаустов Александр Владимирович, Харитонова Лариса Владимировна, Хабардина Елена Юрьевна, Федоров Валерий Иванович, Фалалеева Ольга Анатольевна, Утин Александр Николаевич, Тухватуллина Ольга Геннадьевна, Трохин Павел Степанович, Толмачева Г. И., Токарев Дмитрий Иннокентьевич, Стененков В. С., Спорышева Надежда Петровна, Солдатенко Владимир Романович, Смирнов С. Б., Скоробогатов Николай Викторович, Самарцев Анатолий Прокопьевич, Решетник Максим Григорьевич, Ратникова Галина Федоровна, Пушкарева Светлана Геннадьевна, Пухляк Геннадий Федорович, Потапов Сергей Владимирович, Осколкова Людмила Георгиевна, Овсянникова Надежда Васильевна, Никитин Андрей Геннадьевич, Неретин Владимир Абрамович, Нарицин В. Ю., Милешина Лариса Александровна, Малечко Светлана Ивановна, Макавецкас Римантас Казевич, Лунёв Виктор Семенович, Леонов Владимир Николаевич, Лапин Василий Васильевич, Кравцов Виктор Петрович, Коннов Владимир Трофимович, Козырева Татьяна Николаевна, Кожевников Николай Геннадьевич, Изотова Лариса Семеновна, Иванова Н. И., Зверева Г. А., Захаров Виктор Сергеевич, Закирова Елена Геннадьевна, Ерохин Виктор Яковлевич, Долотов Анатолий Алексеевич, Добрецов В. П., Грабовский Игорь Олегович, Ганин Евгений Анатольевич, Гавриленко Анатолий Пантелеймонович, Габанова Э. В., Ворошило Мария Нестеровна, Воронов Константин Александрович, Волченкова Любовь Николаевна, Бочаров Иван Андриянович, Большаков Анатолий Николаевич, Бобылева Людмила Николаевна, Бек Михаила Германовича, Асадуллин Рафиль Гилмуллович, Артемьева Галина Александровна, Анохов Сергей Анатольевич, Анохина А. И., Алексеевский Михаил Львович, Акишина Алла Александровна
Ответчик: ИФНС по Ленинскому округу г. Иркутска
Заинтересованное лицо: Хоменко Андрей Петрович
Хронология рассмотрения дела:
08.08.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-664/08