г. Томск |
Дело N 07АП-1077/08 |
12 марта 2008 г. |
|
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего Хайкиной С. Н.
судей: Кулеш Т.А., Солодилов А.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Солодиловым А.В.
при участии:
от заявителя: Алушкин А.А. - доверенность от 18.02.08г.
от ответчика: не явился
от третьего лица: не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Алтай на решение Арбитражного суда Алтайского края от 09.01.2008г. по делу N А03-9025/07 по заявлению Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Алтай
к Межрайонной ИФНС РФ N 1 по Алтайскому краю о признании недействительными решений N 2226А, N 2227А от 06.06.2007г.
третье лицо: ООО "Ковчег-центр"
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Алтай (далее по тексту - Межрайонная ИФНС России N2 по Республике Алтай) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Алтайскому краю (далее по тексту - Межрайонная ИФНС РФ N1 по Алтайскому краю) о признании недействительными решения от 06.06.2007г. N 2226А о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее по тексту - ЕГРЮЛ) изменений в сведения о юридическом лице - ООО "Ковчег-центр", не связанных с внесением изменений в учредительные документы, решения от 06.06.2007 N 2227 А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и признании регистрации изменения места нахождения указанного юридического лица недействительной.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 09.01.2008г. по делу N А03-9025/07 в удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Алтай отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Алтайского края от 09.01.2008г. Межрайонная ИФНС России N 2 по Республике Алтай обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 09.01.2008г. по делу N А03-9025/07 отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы ее податель ссылается на то, что ООО "Ковчег-центр" представило Межрайонной ИФНС РФ N 1 по Алтайскому краю заявление, содержащее недостоверные сведения, касающиеся адреса местонахождения юридического лица. Кроме того, заявитель нарушил порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы, выразившееся в нарушении последовательности принятия решения и подачи заявления. Заявление нотариусом было заверено раньше (22.05.2007г.) чем было принято решение (29.05.2007г.) о изменении местонахождения ООО "Ковчег-центр".
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал заявленные требования.
От ответчика в материалы деда поступил отзыв, согласно которому МРИ ФНС России N 1 по Алтайскому краю возражает против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Ответчика, третье лицо о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено отсутствии представителя ответчика и третьего лица, в соответствии со ст. 156 АПК РФ.
В судебном заседании представитель подателя жалобы заявил ходатайство о приобщении в материалы дела почтового конверта с копией апелляционной жалобы, которая была направлена в адрес ООО "Ковчег-центр", письмо вернулось с отметкой "не существует ООО "Ковчег-центр", данный факт по мнению подателя жалобы подтверждает отсутствие юридического лица по месту регистрации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Ковчег-центр", зарегистрированное в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией ФНС России N 1 по Алтайскому краю 23.09.2002 года, в связи с изменением места своего нахождения 05.06.2007 года подало заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Также 05.06.2007 в связи с приобретением Силиным М.А. доли в уставном капитале ООО "Ковчег-центр" по договору от 18.05.2007 от Общества поступило заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
На основании указанных заявлений и приложенных к ним документов Межрайонной инспекцией ФНС России N 1 по Алтайскому краю 06.06.2007 принято решение N 2226А о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, и решение N 2227А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы данного юридического лица, после чего регистрационное дело было направлено в Межрайонную инспекцию N 2 по Республике Алтай.
В результате проведенных мероприятий налогового контроля Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Алтай установлено, что указанный в заявлении о государственной регистрации адрес ООО "Ковчег-центр" (Усть-Канский район, с. Усть-Кан, ул. Тугамбаева, 77) является местом жительства Силина М.А., который значится директором данного юридического лица, но в действительности никакого отношения к его финансово-хозяйственной деятельности не имеет. В целях подтверждения достоверности сведений указанных в выписке из ЕГРЮЛ налоговым органом , в порядке ст. 90 НК РФ, был произведен допрос Силина Максима Александровича в результате чего выяснилось, что по данному адресу проживает гражданин Силин Александр Николаевич с сыновьями, которые к ООО "Ковчег-центр" никого отношения не имеют, по указанному адресу ООО "Ковчег-центр" не существовало и не существует.
Из выписки ЕГРЮЛ следует, что руководителем ООО "Ковчег-центр" (лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица) является Силин Максим Александрович, согласно объяснению которого также было установлено, что Калядинцев Николай Анатольевич (бывший одноклассник) попросил паспорт для заполнения документов, а затем съездить с ним в г.Бийск Алтайского края, что бы подписать какие-то документы на покупку ООО "Ковчег-центр", без объяснений что за предприятие и чем оно занимается. Совместно с ним в г.Бийск ездили Силин Виктор, Ермолов Иван и Железнов Владимир, которые тоже подписывали какие-то документы.
21.08.2007 года от Силин Максима Александровича в МРИ ФНС России N 2 по Республики Алтай поступило заявление о том, что отношения к ООО "Ковчег-центр" не имеет, финансово-хозяйственная деятельность по указанному адресу не осуществляется и просит помочь разобраться.
В результате проведенных мероприятий налогового контроля был сделан вывод о том, что в связи с указанием недостоверных сведений о месте нахождения юридического лица государственная регистрация подлежит признанию недействительной.
Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения в Арбитражный суд Алтайского края с требованием о признании недействительными решений Межрайонной ИФНС РФ N 1 по Алтайскому краю N 2226А, N 2227А от 06.06.2007г.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 09.01.2008г. по делу N А03-9025/07 в удовлетворении требований отказано на том основании, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, было принято на основании полного пакета документов, предусмотренных статьей 17 Закона N 129-ФЗ. Оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных статьей 23 указанного Закона, у регистрирующего органа не имелось. Каких-либо норм права, обязывающих регистрирующий орган проводить проверки достоверности указанных юридическим лицом сведений, заявитель не приводит. Между тем указанные сведения носят заявительный характер и ответственность за их достоверность в силу пункта 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ возложена на заявителей. Кроме того, судом был сделан вывод о том, что право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, у налоговых органов имеется, однако надлежащим ответчиком по такому спору должен выступать заявитель, в данном случае - юридическое лицо, обращающееся в регистрирующий орган. В противном случае налоговый орган должен представить доказательства, свидетельствующие о неправомерном действии регистрирующего органа, а также обосновать экономический характер спора, возникшего между двумя налоговыми органами. Заявитель таких доказательств суду не представил.
Правовых оснований для признания недействительным решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, заявитель не привел.
Вместе с тем, рассмотрение вопроса относительно наличия волеизъявления гр-на Силина М.А. на заключение договора купли-продажи доли в уставном капитале общества, что явилось основанием для подачи заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, и рассмотрение вопроса о том, имеет ли он в действительности отношение к финансово-хозяйственной деятельности ООО "Ковчег-центр", не может быть произведено в рамках настоящего дела.
Указанные вопросы подлежат выяснению по требованию о признании недействительной государственной регистрации, предъявленному не к регистрирующему органу, а к юридическому лицу.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Алтайского края от 09.01.2008г. Межрайонная ИФНС России N 2 по Республике Алтай обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 09.01.2008г. отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Согласно статье 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения;
2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт;
3) отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить исковое заявление без рассмотрения полностью или в части.
Исходя из изложенного суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в пределах предоставленных ему полномочий ст. 269 АПК РФ.
Учитывая имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции ошибочными, при этом суд исходит из следующего.
Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (Положение о Федеральной налоговой службе).
В соответствии с частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 16 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного Федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исходя из вышеназванных норм материального права, у налогового органа имеется право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Статья 18 Закона N 129-ФЗ гласит, что государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
Отказ в государственной регистрации на основании пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ допускается в случае:
а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, было принято на основании полного пакета документов, предусмотренных статьей 17 Закона N 129-ФЗ, формально процедура регистрации изменений в учредительные документы данного юридического лица не была нарушена.
Судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129) не возлагает на регистрирующий орган обязанность по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Статья 23 данного Закона в качестве оснований для отказа в государственной регистрации обуславливает только непредставление определенных настоящим законом необходимых для государственной регистрации документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Однако данные обстоятельства не могут означать, что документы, представляемые на государственную регистрацию, не должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации.
Действительной может быть признана регистрация, произведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001, но и произведенная на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений.
Установление после регистрации обстоятельств, свидетельствующих о том, что документы, представленные для регистрации изменений, являются недействительными или не отвечают требованиям достоверности содержащейся в них информации, влечет недействительность решения о государственной регистрации изменений.
Данная позиция апелляционного суда подтверждается сложившейся правоприменительной практикой (например: постановления ФАС ЗСО от 16.01.2008г. N Ф04-235/2008(725-А45-40), от 21.11.2007г. N Ф04-8161/2007(40437-А46-26), от 20.02.2008г. N Ф04-1021/2008(713-А03-40).
Факт осуществление государственной регистрации изменений на основании документов, содержащих недостоверные данные, подтверждается материалами дела: заявление Силина М.А. от 21.08.07г., протокол допроса свидетеля от 21.08.07г. N 5, протокол допроса свидетеля от 21.08.07г. N 4 ).
Кроме того, при принятии заявления о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица налоговый орган должен был обратить внимание на тот факт, что подпись Силина М.А. на заявлениях заверена нотариусом раньше (22.05.07г.), чем принято само решение о внесении изменений (29.05.2007г.)
При изложенных обстоятельствах, Арбитражным судом Алтайского края вынесено решение от 09.01.2008г. без учета фактических обстоятельств дела и требований Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в связи с чем решение подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, п.1 ст.269, ст. 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 09.01.2008г. по делу N А03-9025/07 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительными решение от 06.06.2007г. N 2226А о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице - ООО "Ковчег-центр", не связанных с внесением изменений в учредительные документы; решение от 06.06.2007 N 2227 А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и признании регистрации изменения места нахождения указанного юридического лица, как не соответствующие Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" .
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
Хайкина С. Н. |
Судьи |
Кулеш Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-9025/07
Истец: Межрайонная ИФНС России N2 по Республике Алтай
Ответчик: Межрайонная ИФНС РФ N1 по Алтайскому краю
Третье лицо: ООО "Ковчег-центр"
Хронология рассмотрения дела:
12.03.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1077/08