Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 16 июня 2006 г. N КА-А40/5377-06
(извлечение)
Решением от 12.12.2006, оставленным без изменения постановлением от 07.03.2006, удовлетворено заявленное требование открытого акционерного общества "Владивостокский морской торговый порт" к МИ ФНС РФ по КН N 6 о признании незаконным решения Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 от 17.03.2005 г. N 57-15/45 "Об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость ОАО "Владивостокский морской торговый порт" в сумме 4572800 руб. за ноябрь 2004 года.
Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 обязана возместить путем возврата ОАО "Владивостокский морской торговый порт" НДС по налоговой декларации за ноябрь 2004 года 4572800 руб. с начислением процентов 246931 руб. за период с 25.05.2005 г. по 17.10.2005 г., ссылаясь на подпункт 4 п. 1 ст. 165, 171, 176 Налогового кодекса РФ, незаконность и необоснованность решения налогового органа.
Законность и обоснованность решения и постановления судов проверяется в порядке ст.ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просит судебные акты отменить, в иске отказать, поскольку выводы суда об оказании услуг при экспорте товаров не основаны на материалах дела.
В отзыве на кассационную жалобу и объяснениях суду Общество просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку налоговый орган не имеет возражений по размеру налоговых вычетов, доводам налогового органа суды дали надлежащую правовую оценку.
Кассационная жалоба направлена на переоценку установленных обстоятельств.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Суды полно и всесторонне исследовали юридически значимые обстоятельства, дали надлежащую правовую оценку представленным сторонами доказательствам в их совокупности, доводам сторон, правильно применили п.п. 4 п. 1 ст. 165, п. 1 ст. 164, 171, 172, п. 4 ст. 176 Налогового кодекса РФ, приняли законное и обоснованное решение.
Как следует из материалов дела, правильно установлено судами заявитель осуществляет оказание услуг по погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров. Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов заявитель представил в налоговый орган декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за ноябрь 2004 г., согласно которой сумма налоговых вычетов, подлежащих возмещению из бюджета, составила 4572800 руб. Одновременно с декларацией заявителем представлены документы, предусмотренные п. 4 ст. 165 НК РФ 17.03.2005 г. налоговым органом принято решение N 57-15/45, которым отказано в возмещении из федерального бюджета НДС в заявленном в декларации за ноябрь 2004 г. размере. Решение мотивировано тем, что: заявителем не представлены договоры с иностранными и российскими лицами, указанными в представленных коносаментах, грузовых таможенных декларациях и товаросопроводительных документах, которым, по мнению налогового органа, оказаны услуги по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортированных за пределы Российской Федерации товаров; налогоплательщиком не представлены переводы коносаментов на русском языке; предоставлены копии коносаментов без отметок таможенного органа.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги), а также работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем.
Согласно п. 3 ст. 172 НК РФ, вычеты сумм налога, предусмотренных ст. 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1 ст. 164 НК РФ, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 176 НК РФ, суммы, предусмотренные ст. 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п.п. 1-6 п. 1 ст. 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с п. 6 ст. 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в п. 6 ст. 164 НК РФ и документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
Статья 165 НК РФ определяет порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов и содержит исчерпывающий перечень документов, представляемых в налоговый орган.
Материалами дела подтверждается, что заявитель представил в налоговый орган документы, предусмотренные п. 4 ст. 165 НК РФ, а именно: копии контрактов с юридическими лицами, являющимися резидентами и нерезидентами, которым оказаны услуги по погрузке-выгрузке грузов; копии выписок банка, подтверждающих фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных услуг на счет налогоплательщика в российской банке; копии грузовых таможенных деклараций с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта; копии поручений на отгрузку экспортируемых грузов; копии коносаментов на перевозку экспортных грузов, в которых портом разгрузки указано место за пределами территории Российской Федерации.
Налогоплательщиком также представлены копии платежных поручений, копии счетов-фактур по оказанию услуг, копии инвойсов, копии штурманских расписок и другие документы. Факт представления документов подтверждается налоговым органом в оспариваемом решении.
Довод Инспекции о том, что заявитель в нарушение п.п. 1 п. 4 ст. 165 НК РФ, не представил договоры с иностранными и российскими лицами, указанными в представленных коносаментах, грузовых таможенных декларациях и товаросопроводительных документах, которым оказаны услуги по сопровождению, НК РФ не требует предоставления договоров с субъектами, указанными в коносаментах и иных товарораспорядительных документах, а кроме того, указанные документы имеются в материалах дела (т. 3-5).
Согласно указанной норме закона, при реализации работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, налогоплательщик с целью подтверждения правомерности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС в комплекте документов должен представить контракты на выполнение указанных работ с лицами, в пользу которых были выполнены услуги по погрузке-выгрузке экспортных товаров. Контракты с резидентами и нерезидентами, которым заявитель оказал услуги по погрузке-выгрузке грузов на экспорт, представлены, что подтверждается реестром документов.
Довод налогового органа о том, что представление копий коносаментов без отметок таможенного органа, является нарушением п.п. 4 п. 4 ст. 165, п.п. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ является необоснованным, поскольку п.п. 4 п. 4 ст. 165 НК РФ не требует проставления отметок пограничных таможенных органов на копиях транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ.
Ссылка Инспекции на п.п. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ является неправомерной, поскольку данный пункт предусматривает, что для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории предоставление в налоговый орган копий транспортных, товаросопроводительных, и (или) иных документов с отметками таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации, при этом налогоплательщик вправе представлять любой из перечисленных документов с учетом ряда особенностей, а именно для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты налогоплательщик предоставляет в налоговые органы:
- копию поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничной таможни Российской Федерации;
- копию коносамента на перевозку экспортируемого товара, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации.
Названные документы, в полном объеме соответствующие требованиям Налогового кодекса РФ, налогоплательщиком представлены.
Кроме того, отметка таможни "Товар вывезен" имеется на ГТД, представленных налогоплательщиком, что согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 14.07.2003 г. N 12-П, в котором указано, что ст. 165 НК РФ не исключается возможность подтверждения вывоза за пределы территории Российской Федерации через морские порты товаров в таможенном режиме экспорта путем представления в налоговые органы налогоплательщиком (для реализации права на применение ставки 0 процентов по НДС) наряду с другими обязательными документами вместо коносамента иных транспортных, товарораспорядительных документов, содержащих такую же информацию.
Претензий со стороны налогового органа по заполнению ГТД и поручений на отгрузку, а также содержащихся в них сведений и отметок таможенных органов у налогового органа не имеется.
Доводы Инспекции о том, что заявителем не были представлены копии коносаментов на русском языке, а также не представлены переводы коносаментов, несостоятельны, поскольку налоговый орган не обосновал какие сведения не представляется возможным установить в связи с отсутствием перевода коносаментов и не затребовал в порядке ст. 88 АПК перевода на русский язык.
Согласно п.п. 2 п. 4 ст. 176 НК РФ, возмещение сумм налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. Сумма налога подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению. При нарушении сроков возврата, установленных п. 4 ст. 176 НК РФ, на сумму подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.
По мнению налогового органа, если к моменту истечения трехмесячного срока налогоплательщик не подал заявление о возврате на расчетный счет суммы налога, предъявленной к возмещению по налоговой декларации по налоговой ставке 0 процентов, он утрачивает право на начисление процентов за нарушение налоговом органом срока возврата НДС.
Документы, предусмотренные ст. 165 Налогового кодекса РФ, были направлены в адрес налогового органа 20.12.2004 г, о чем свидетельствует уведомление о вручении опись вложения с отметкой почтового органа о дате отправления, а также квитанции об оплате, трехмесячный срок, установленный абз. 2 п. 4 ст. 176 Налогового кодекса РФ, истекает 20.03.2005 г.
Как следует из акта сверки уплаты входного НДС и отзыва на заявление налоговый орган согласился с обоснованностью заявленных требований о возмещении НДС.
Доводу о затягивании процесса увеличения размера процентов суды дали надлежащую правовую оценку. Оснований для их переоценки у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 12.12.2006 по делу N А40-31069/05-76-293 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 07.03.2006 Девятого арбитражного апелляционного суда по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу МИ ФНС РФ по КН N 6 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п.п. 2 п. 4 ст. 176 НК РФ, возмещение сумм налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. Сумма налога подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению. При нарушении сроков возврата, установленных п. 4 ст. 176 НК РФ, на сумму подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.
По мнению налогового органа, если к моменту истечения трехмесячного срока налогоплательщик не подал заявление о возврате на расчетный счет суммы налога, предъявленной к возмещению по налоговой декларации по налоговой ставке 0 процентов, он утрачивает право на начисление процентов за нарушение налоговом органом срока возврата НДС.
Документы, предусмотренные ст. 165 Налогового кодекса РФ, были направлены в адрес налогового органа 20.12.2004 г, о чем свидетельствует уведомление о вручении опись вложения с отметкой почтового органа о дате отправления, а также квитанции об оплате, трехмесячный срок, установленный абз. 2 п. 4 ст. 176 Налогового кодекса РФ, истекает 20.03.2005 г."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 июня 2006 г. N КА-А40/5377-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании