16 января 2008 г. |
Дело N А31-1986/2007-8 |
(дата объявления резолютивной части).
28 января 2008 года
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Второй арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Буториной Г.Г., судей Лысовой Т.В., Лобановой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания председательствующим Буториной Г.Г.
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Суханова Н.Ф. - по доверенности от 24.04.2006г.; представителей ответчика Попова А.Г. - по доверенности от 28.07.2006г., Ингеройнен Н.А. - по доверенности от 07.01.2006г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 15.10.2007 г. по делу N А31-1986/2007-8, принятое судом в составе судьи Козлова С.В.
по заявлению лечебно-профилактического учреждения "Санаторий для лечения родителей с детьми "Костромской"
к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Костромской области
о признании незаконными и отмене требований,
установил:
Лечебно-профилактическое учреждение "Санаторий для лечения родителей с детьми "Костромской" (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Костромской области (далее - Управление Ростехнадзора, ответчик), с учетом уточнения, о признании незаконным отказа в установлении лимитов на размещение отходов производства и потребления на 2007 год и расчета сверхлимитных платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Решением от 15.10.2007 г. суд заявленные требования удовлетворил, признал незаконными отказ Управления Ростехнадзора в установлении лимитов на размещение отходов производства и потребления на 2007 год, и действия по выдаче расчета сверхлимитных платежей.
Не согласившись с решением суда, Управление Ростехнадзора обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а именно: неприменение пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2000г. N 461, статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Учреждение с доводами апелляционной жалобы не согласно, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как видно из материалов дела, Учреждением осуществляется деятельность по организации диагностических, лечебных, профилактических и медико-восстановительных мероприятий, в процессе которой образуются отходы 1, 2, 3, 4, 5 классов опасности для окружающей природной среды.
13.03.2007г. Учреждением направлена в Управление Ростехнадзора заявка на установление лимитов на размещение отходов производства и потребления для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2007 год, приложив при этом технический отчет о неизменности производственного процесса за 2006 год.
Письмом от 02.05.2007г. N 1541 Управление Ростехнадзора отказало в выдаче лимитов на размещение отходов производства и потребления в связи с отсутствием у заявителя проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов и представило расчет сверхлимитных платежей с применением пятикратного повышающего коэффициента, сославшись при этом на статьи 22, 24 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.1002г. N 7-ФЗ, статьи 18, 23, 29 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998г. N 89-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2000г. N 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", приказ МПР России от 11.03.2002г. N 115.
Указанные действия ответчика по отказу в установлении лимитов на 2007 год и представлению расчета сверхлимитных платежей оспорены Учреждением в Арбитражный суд Костромской области.
Удовлетворяя заявление Учреждения, суд первой инстанции исходил из того, что требования Управления Ростехнадзора о предоставлении лицензии и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также представление расчета сверхлимитных платежей являются неправомерными в связи с тем, что заявителем опасные отходы лишь образуются, но не размещаются.
Указанная позиция суду апелляционной инстанции представляется обоснованной в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998г. N 89-ФЗ (далее - Закон об отходах производства и потребления) в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации (пункт 4 названной статьи Закона).
В целях реализации статьи 18 Закона об отходах производства и потребления Правительство Российской Федерации постановлением от 16.06.2000г. N 461 утвердило Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Правила).
В силу пунктов 4 и 5 Правил юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами или осуществляющие такую деятельность, разрабатывают и представляют на утверждение проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
На основании пункта 7 Правил для утверждения лимитов на размещение отходов индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации заявление; копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов; проект расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по форме, установленной Министерством природных ресурсов Российской Федерации; свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Применительно к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов обязательность наличия такой лицензии установлена в статье 9 Закона об отходах производства и потребления и подпункте 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Под размещением отходов в силу статьи 1 Закона об отходах производства и потребления понимается их хранение (временное содержание для последующего захоронения) и захоронение (изоляция отходов в специальных хранилищах). Хранение отходов происходит исключительно в специально оборудованных сооружениях - объектах размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище и пр.). Такие объекты заносятся в государственный реестр (пункт 6 статьи 12 указанного Закона), находятся на балансе предприятия или арендуются и эксплуатируются им.
Анализ названных правовых норм в системном толковании с положениями пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что для получения Учреждением лицензии последнее должно было не только осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению опасных отходов, но наряду с этим также извлекать систематическую прибыль от этой деятельности.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4.6 ГОСТа Р 51769-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления", введенному в действие с 01.01.2002г. постановлением Госстандарта России от 28.06.2001г. N 251-ст, лицензии выдаются на осуществление такого вида деятельности по обращению с отходами, в результате которого юридическое или физическое лицо, ее осуществляющее, получает прибыль (транспортирование, переработка, складирование, захоронение, уничтожение отходов и т.п.).
Пунктом 4.2.1 ГОСТ 30773-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла. Основные положения" накопление отходов отнесено ко второму этапу технологического цикла отходов, которому предшествует только их появление, а хранение и удаление - к завершающим этапам цикла, которые осуществляются после их транспортировки и складирования. Кроме того, в проекте лимитов на размещение отходов в одном из разделов указываются места хранения отходов, а в другом - объекты их размещения.
Таким образом, понятие "временного накопления отходов в контейнере" не идентично понятию "хранение отходов", поскольку хранение отходов является видом деятельности, связанным с эксплуатацией специально оборудованных объектов, а не внутренним движением отходов на предприятии (складирование в контейнеры, слив аккумуляторной кислоты в стеклянную бутыль и т.д.).
Во Временных правилах охраны окружающей среды от отходов производства и потребления, утвержденных 15.07.1994г. Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и действующих до настоящего времени, также установлено, что временное накопление отходов на промплощадке представляет собой хранение отходов на территории предприятия в специально обустроенных для этих целей местах до момента их использования в последующем технологическом цикле или отправки на переработку на другое предприятие или на объект для размещения отходов и является временной мерой; предельные количества единовременного накопления отходов, сроки и способы их накопления утверждаются территориальными органами Минприроды России.
В соответствии с разделом 4 Государственной экологической экспертизы по материалам, обосновывающим проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ЛПУ "Санаторий "Костромской", утвержденной приказом Управления Ростехнадзора по Костромской области от 04.05.2005г. N 876-7, следует, что на предприятии определены места временного размещения отходов в виде контейнеров, закрытых емкостей и специально оборудованных площадок, исключающих попадание отходов в почву и водные объекты (л.д. 33).
В силу вышеизложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что деятельность ответчика не связана со сбором, использованием, обезвреживанием, транспортировкой, размещением опасных отходов, следовательно, отказ в установлении лимитов на размещение отходов производства и потребления Управления Ростехнадзора со ссылкой на отсутствие лицензии у заявителя является незаконным.
Одновременно арбитражный суд апелляционной инстанции считает необходимым принять во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 11 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на пять лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья. При отсутствии такого подтверждения за месяц до окончания отчетного года лимит на размещение отходов аннулируется.
В силу системного толкования пунктов 7 и 11 Правил усматривается, что предусмотренный пунктом 7 перечень документов представляется в территориальный орган Министерства природных ресурсов Российской Федерации в случае первоначального утверждения лимитов на размещение отходов, а в течение установленного пятилетнего срока действия лимитов определена обязанность ежегодного подтверждения предприятиями и предпринимателями неизменности производственного процесса и используемого сырья.
Как усматривается из материалов дела, в частности, из выписки нормативов образования отходов и лимиты на их размещение для ЛПУ "Санаторий "Костромской" (л.д. 25-28) и выданном на их основании заключении Государственной экологической экспертизы (л.д. 30-33), утвержденных приказом от 04.05.2005г. N 876-Э Управления Ростехнадзора по Костромской области (л.д. 29), Учреждением разработаны и утверждены проекты нормативов образования отходов и лимиты на размещение отходов сроком действия на 5 лет. Кроме того, данный факт подтверждается разрешением Управления Ростехнадзора на размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на 2005 год, выданном на основании технического отчета о неизменности производственных процессов и используемого сырья на планируемый период и проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов (л.д. 34).
Доказательств аннулирования вышеуказанных лимитов в установленном законом порядке ответчиком не представлено.
При обращении в Управление Ростехнадзора 13.03.2007г. Учреждением был представлен технический отчет о неизменности производственного процесса за 2006 год (л.д. 22).
Довод ответчика об увеличении количества образуемых отходов судом апелляционной инстанции не может быть взят за основу, поскольку данное увеличение не является безусловным доказательством многолетнего хранения отходов на промплощадке Учреждения.
При таких обстоятельствах требование Управления Ростехнадзора к заявителю о представлении проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов и, как следствие, представление расчета сверхлимитных платежей с применением пятикратного повышающего коэффициента являются необоснованными.
С учетом изложенного обжалуемое решение вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, понесенные в связи с уплатой государственной пошлины по апелляционной жалобе, относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Костромской области от 15.10.2007 г. по делу N А31-1986/2007-8 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Костромской области без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Буторина Г.Г. |
Судьи |
Лысова Т.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-1986/2007
Истец: Лечебно-профилактическое учреждение "Санаторий для лечения родителей с детьми "Костромской"
Ответчик: Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Костромской области
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4435/2007