8 апреля 2008 г. |
Дело N А31-4868/2005-22 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Самуйлова С.В.,
судей Тетервака А.В., Губиной Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Самуйловым С.В.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - администрации Пеньковского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области
на определение Арбитражного суда Костромской области от 5 февраля 2008 года по делу А31-4868/2005-22, принятое судом в составе судьи Семенова А.И.,
о процессуальном правопреемстве в деле
по иску открытого акционерного общества "Костромская сбытовая компания" к Пеньковской сельской администрации Антроповского района Костромской области,
третьи лица:
- администрация Антроповского района Костромской области;
- открытое акционерное общество "Костромаэнерго",
о взыскании 22078 руб. 69 коп.
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Костромская сбытовая компания" обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о замене стороны - ответчика по делу N А31-4868/2005-22 в порядке процессуального правопреемства.
Требования основаны на статье 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование требования ОАО "Костромская сбытовая компания" указало, что решением Арбитражного суда Костромской области по данному делу от 21 марта 2006 г. удовлетворены исковые требования ОАО "Костромская сбытовая компания" о взыскании с Пеньковской сельской администрации Антроповского района Костромской области 22078 руб. 69 коп. - задолженности за оказанные услуги по электроснабжению. Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2006 года решение оставлено без изменения. 21 июня 2006 года по делу выдан исполнительный лист.
Впоследствии в соответствии с пунктом 10 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Пеньковская сельская администрация была ликвидирована. В то же время в силу прямого указания названного закона ее правопреемником является орган местного самоуправления вновь образованного муниципального образования. В соответствии со статьей 6 Закона Костромской области от 30.12.2004 г. N 237-ЗКО "Об установлении границ муниципальных образований в Костромской области и наделении их статусом" вновь образованным муниципальным образованием является Пеньковское сельское поселение.
5 февраля 2008 г. определением Арбитражного суда Костромской области произведена замена должника по делу N А31-4868/2005-22 с Пеньковской сельской администрации Антроповского района Костромской области на администрацию Пеньковского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области.
Не согласившись с принятым определением, Администрация Пеньковского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить, требования истца отклонить полностью.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что Пеньковская сельская администрация Антроповского района Костромской области являлась юридическим лицом, в полной мере имевшим гражданские права и обязанности. Между ней и ОАО "Костромская сбытовая компания" был заключен договор на поставку электроэнергии, по которому имелись долги по оплате за потребленную электроэнергию.
В связи с реформой местного самоуправления постановлением главы администрации района N 327 от 27 октября 2005 года должник (сельская администрация) в установленном законом порядке был ликвидирован. Никаких требований в ликвидационную комиссию от ОАО "Костромская сбытовая компания" не поступало. В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Администрация Пеньковского сельского поселения является вновь созданным юридическим лицом, какой-либо задолженности перед ОАО "Костромская сбытовая компания" не имеет. Договоров перевода долга не заключалось. Преемственность органов местного самоуправления устанавливается только в части исполнения властных полномочий. По гражданско-правовым обязательствам правопреемственности между администрациями нет.
ОАО "Костромская сбытовая компания" в отзыве на апелляционную жалобу определение суда просило оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Доводы основаны на том, что администрация сельского поселения является правопреемником сельской администрации по всем вопросам, в том числе и по гражданско-правовым обязательствам.
Третьи лица отзыв на апелляционную жалобу не представили.
Законность определения Арбитражного суда Костромской области от 5 февраля 2008 года проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания, согласно почтовым уведомлениям, извещены надлежащим образом.
ОАО "Костромская сбытовая компания", администрация Пеньковского сельского поселения, администрация Антроповского района Костромской области жалобу просили рассмотреть без их участия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 286, пунктом 1 статьи 123, пунктами 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствии представителей указанных лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность определения только в обжалуемой части.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба администрации Пеньковского сельского поселения Антроповского района Костромской области удовлетворению не подлежит в силу следующего.
Предметом заявления ОАО "Костромская сбытовая компания" явилось требование о процессуальном правопреемстве - замене должника по делу.
Правовым основанием заявленных требований заявитель указывал на нормы пункта 10 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статью 6 Закона Костромской области N 237-ЗКО "Об установлении границ муниципальных образований в Костромской области и наделении их статусом", статьи 41, 48, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 30 декабря 2004 г. создано муниципальное образование Пеньковское сельское поселение Антроповского муниципального района Костромской области в соответствии с законом Костромской области N 237-ЗКО "Об установлении границ муниципальных образований в Костромской области и наделении их статусом".
30 июня 2005 г. ОАО "Костромская сбытовая компания" обратилось в арбитражный суд Костромской области с исковым заявлением к Пеньковской сельской администрации.
24 октября 2005 г. создана администрация Пеньковского сельского поселения как юридическое лицо на основании решения Совета депутатов Пеньковского сельского поселения N 3.
27 октября 2005 г. администрацией Антроповского района принято постановление N 327 о ликвидации Пеньковской сельской администрации Антроповского района Костромской области в связи с созданием сельского поселения.
21 марта 2006 г. решением Арбитражного суда Костромской области удовлетворены исковые требования ОАО "Костромская сбытовая компания" о взыскании с Пеньковской сельской администрации Антроповского района Костромской области 22078 руб. 69 коп. - задолженности за оказанные услуги по электроснабжению.
12 октября 2006 г. запись о ликвидации Пеньковской сельской администрации Антроповского района Костромской области внесена в Единый государственный реестр юридических лиц.
12 декабря 2007 г. истцом подано заявление о процессуальном правопреемстве ответчика.
5 февраля 2008 г. определением суда первой инстанции на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ произведена замена стороны по делу - Пеньковской сельской администрации Антроповского района Костромской области на администрацию Пеньковского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (в т.ч. реорганизация юридического лица) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Пунктом 10 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществляющих на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 настоящего Федерального закона (с 1 января 2006 года).
Имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом. Порядок и сроки составления передаточного (разделительного) акта устанавливаются Правительством Российской Федерации от 31.12.2004 г. N 903 "Об утверждении правил составления передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления". Передаточный (разделительный) акт утверждается законом субъекта Российской Федерации.
Данная процедура на момент ликвидации Пеньковской сельской администрации не выполнена. Доказательств наличия неурегулированных разногласий между органами местного самоуправления в связи с наделением муниципального образования "Пеньковское сельское поселение Антроповского района Костромской области" статусом сельского поселения заинтересованными лицами не представлено.
В Постановлении Правительства Российской Федерации N 903 указано, что основаниями для разграничения обязательств являются вступление в силу закона субъекта Российской Федерации об определении границы вновь образованного муниципального образования в связи с изменением границы, преобразованием ранее образованного на этой территории муниципального образования в соответствии со статьями 12 и 13 Закона о местном самоуправлении, а также наличие муниципального долга и (или) кредиторской задолженности муниципальных бюджетных учреждений.
Отсутствие передаточного акта не является безусловным основанием для отказа в установлении правопреемства при наличии других доказательств, подтверждающих правопреемство.
Законом Костромской области от 30.12.2004г. N 237-ЗКО "Об установлении границ муниципальных образований в Костромской области и наделении их статусом" муниципальное образование Пеньковское сельское поселение Антроповского муниципального района Костромской области наделено статусом сельского поселения. Сведений об изменении границ административной территории Пеньковского сельского поселения по сравнению с границами сельского населенного пункта, расположенного в границах района, являющегося муниципальным образованием, в деле не имеется.
Из Устава Пеньковского сельского поселения следует, что администрация поселения является органом местного самоуправления поселения, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции на территории поселения.
Пеньковская сельская администрация являлась территориальным органом местного самоуправления и была наделена статусом юридического лица (пункт 2.1 Положения о сельской администрации Антроповского района Костромской области, утвержденного решением районного Совета депутатов N 189 от 12.08.1999, пункт 2.3 Положения о Пеньковской сельской администрации Антроповского района Костромской области, утвержденного постановлением главы администрации Антроповского района N 155 от 27.05.2005).
Являясь юридическими лицами, органы местного самоуправления обладают особым правовым статусом, определенным действующим законодательством о местном самоуправлении, в частности, Федеральным законом от 06.10.2003г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства и обоснованно пришел к выводу о том, что администрация Пеньковского сельского поселения является правопреемником Пеньковской сельской администрации в силу прямого указания закона по всем правам требования и обязательствам. На этом основании суд произвел процессуальное правопреемство, заменив должника по делу - Пеньковскую сельскую администрацию Антроповского района Костромской области на администрацию Пеньковского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области.
Основания для признания данного вывода суда неправильным у апелляционного суда отсутствуют.
Ввиду изложенного выше доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными. Определение суда первой инстанции основано на названных выше нормах права и представленных сторонами доказательствах.
Вопреки доводам заявителя ни в Федеральном законе от 06.10.2003г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ни в Постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2004г. N 903, ни в иных законодательных актах не содержится указания на частичное правопреемство. Ссылка заявителя лишь на нормы Гражданского кодекса, без учета законодательства о местном самоуправлении, несостоятельна.
Прочие доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность принятого решения и не являются основанием для его отмены или изменения.
Нормы материального права Арбитражным судом первой инстанции применены правильно; нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены определения арбитражного суда первой инстанции, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, статьей 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Определение Арбитражного суда Костромской области от 5 февраля 2008 года по делу А31-4868/2005-22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Пеньковского сельского поселения Антроповского района Костромской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Самуйлов С.В. |
Судьи |
Тетервак А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-4868/2005
Истец: ОАО "Костромская сбытовая компания"
Ответчик: Пеньковская сельская администрация
Кредитор: Администрация Пеньковского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области
Третье лицо: ОАО "Костромаэнерго", Администрация Антроповского района
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1444/2006
08.04.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1046/08
26.09.2006 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1444/06
14.06.2006 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1444/06