11 июня 2008 г. |
|
(объявлена резолютивная часть).
Дело N А82-251/2008
18 июня 2008 года
(изготовлен полный текст)
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г., судей Лысовой Т.В., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Буториной Г.Г.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу мэрии г. Ярославля
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 03.03.2008
по делу N А82-251/2008, принятое судом в составе судьи Сурововой М.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Арверон"
к Управлению земельных ресурсов Мэрии г. Ярославля, Мэрии г. Ярославля
о признании незаконным отказа в предоставлении права выкупа земельных участков,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Арверон" (далее - ООО "Арверон", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления земельных ресурсов мэрии г. Ярославля (далее - Управление) в предоставлении права выкупа земельных участков площадью 26074 кв.м. и 40857 кв.м., расположенных по адресу: г. Ярославль, 1-й Промышленный проезд, 14.
Решением суда первой инстанции от 03.03.2008 заявленное требование удовлетворено. Арбитражный суд пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ противоречит нормам земельного законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, Мэрия г. Ярославля (далее - Мэрия, ответчик) обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, решение вынесено при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и с нарушением норм материального и процессуального права.
ООО "Арверон" в отзыве на жалобу доводы, приведенные Мэрией, считает необоснованными, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Мэрией г. Ярославля заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Арверон" является собственником производственных зданий, расположенных по адресу: г. Ярославль, 1-й Промышленный проезд, 14, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 22.12.2006 и 23.12.2006.
Объекты недвижимости расположены на земельных участках площадью 26074 кв.м. (участок N 1) и площадью 40857 кв.м. (участок N 2).
Право собственности на производственные здания перешло к Обществу от ООО "Ярхимпромстрой-Заказчик" на основании акта приема-передачи имущества в качестве вклада в уставный капитал от 01.11.2006, которое, в свою очередь, приобрело здания у ООО "Ярхимпромстрой-Девелопер".
Первоначальным собственником указанных объектов недвижимости являлось ОАО "Ярхимпромстрой", созданное в результате приватизации на основании плана приватизации государственного имущества треста "Ярхимпромстрой", утвержденного 11.12.1992.
В декабре 2007 года ООО "Арверон" обратилось в Управление земельных ресурсов мэрии г. Ярославля с заявлением о выкупе земельных участков по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ (далее - Закон о введении в действие Земельного кодекса).
Письмом от 25.12.2007 N 03-05/9612 Управление земельных ресурсов мэрии г. Ярославля, сославшись на указанную выше норму закона, сообщило заявителю об отсутствии у ООО "Арверон" права выкупа земельных участков по льготной цене (2,5% от кадастровой стоимости), поскольку производственные здания приобретены заявителем не из государственной или муниципальной собственности.
Считая, что ответ Управления не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в суд с требованием о признании отказа в выкупе земельных участков незаконным.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из буквального и системного толкования пункта 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса и пришел к выводу о том, что право приватизации земельных участков по льготной цене распространяется не только на первых собственников приватизированных зданий, строений и сооружений, но и на последующих.
С указанной позицией суд апелляционной инстанции не может согласиться в силу следующего.
Пунктом 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ) предусмотрено, что до 1 января 2010 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности;
гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
Исходя из буквального смысла названной нормы, цена земельных участков в указанных пределах не распространяется на следующих лиц:
коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из частной собственности;
граждан и некоммерческие организации, являющихся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку данные лица не указаны в спорной норме, продажа им земельных участков осуществляется по другой цене.
Пункт 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса подлежат системному толкованию совместно с пунктом 2 названной статьи, что судом первой инстанции не было сделано.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса до 1 января 2010 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:
от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Статьей 1 Закона Ярославской области "О цене земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" от 09.06.2003 N 29-з (в ред. Закона ЯО от 03.12.2007 N 106-з) установлено, что вышеназванные лица приобретают земельные участки в г. Ярославле по цене в размере 15-кратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Материалами дела подтверждается, что право собственности на производственные здания перешло к ООО "Арверон" не из государственной собственности, а из частной - от ООО "Ярхимпромстрой-Заказчик". Следовательно, льготный порядок определения цены выкупа земельных участков в рассматриваемом случае не может быть применен.
На основании изложенного вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что ООО "Арверон" имеет право на приобретение в собственность земельных участков, необходимых для использования принадлежащих ему производственных зданий по цене, установленной в пункте 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса, основан на неправильном истолковании закона.
Неправильное истолкование закона в силу пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда следует отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Ввиду того, что апелляционная жалоба Мэрии г. Ярославля подлежит удовлетворению, расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей относятся в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на ООО "Арверон".
Руководствуясь статьями 258, 268 пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Апелляционную жалобу Мэрии г. Ярославля удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 03.03.2008 по делу N А82-251/2008 отменить.
Принять новое решение:
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Арверон" о признании незаконным отказа Управления земельных ресурсов мэрии г. Ярославля, данного в письме от 25.12.2007 N 03-05/9612, в предоставлении права выкупа земельных участков площадью 26074 кв.м. и 40857 кв.м., расположенных по адресу: г. Ярославль, 1-й Промышленный проезд, 14 отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Арверон" расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Т.В. Лысова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-251/2008
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Арверон"
Ответчик: Управление земельных ресурсов мэрии г.Ярославля, Мэрия г.Ярославля
Хронология рассмотрения дела:
18.06.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1474/2008