г.Киров |
|
16 июня 2008 г. |
Дело N А29-815/2008 |
(объявлена резолютивная часть постановления).
26 июня 2008 года
(изготовлен полный текст постановления)
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.И.Черных,
судей: Т.В.Хоровой, Т.В.Лысовой,
при ведении протокола судебного заседания судьей Л.И.Черных,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Районная котельная N 1"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.03.2008 года по делу N А29-815/2008, принятое судьей Макаровой Л.Ф.,
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Инте
к ОАО "Районная котельная N 1"
о взыскании 728 425 рублей 65 копеек,
третье лицо: Инспекция ФНС России по г. Инте,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Инте обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о взыскании с Открытого акционерного общества "Районная котельная N 1" 728 425 рублей 65 копеек, в том числе 608 879 рублей недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев (3 квартал) 2007 года и 119 546 рублей 65 копеек пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2005, 2006 годы и 9 месяцев 2007 года, начисленных по состоянию на 14.12.2007.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 21.03.2008 заявленные требования удовлетворены.
ОАО "Районная котельная N 1", не согласившись с принятым по делу судебным актом, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции в части взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии за 3 квартал 2007 года в размере 12 564 рублей 10 копеек и недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии за 3 квартал 2007 года в размере 3 589 рублей 75 копеек и принять по делу новый судебный акт, отказав Учреждению в удовлетворении требований в указанной части.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что при принятии решения в части взыскания с Общества 16 153 рублей 85 копеек страховых взносов на обязательное пенсионное страхование суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, а именно неправильно истолковал статью 45 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями главы 4 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общество указывает, что имеющиеся в деле и исследованные судом первой инстанции доказательства позволяют установить, что уплата спорных сумм страховых взносов произведена уполномоченным представителем Гаврилюком С.А. от имени и за счет средств ОАО "Районная котельная N 1".
ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Инте и Инспекция ФНС России по г.Инте представили отзывы на апелляционную жалобу ОАО "Районная котельная N 1", в которых просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили. Инспекция ФНС России по г.Инте просит рассмотреть дело без участия своего представителя.
Законность принятого Арбитражным судом Республики Коми решения проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решениями Арбитражного суда Республики Коми от 22.02.2006 по делу N А29-14099/05А, от 30.05.2006 по делу N А29-2986/06-2э, от 01.12.2006 по делу N А29-7714/06-4э, от 03.08.2006 по делу N А29-4588/2006-2Э, от 12.03.2007 по делу N А29-337/2007А, от 27.08.2007 по делу N А29-3922/2007, от 26.12.2007 по делу N А29-7584/2007 с ОАО "Районная котельная N 1" взыскана недоимка по страховых взносам на обязательное пенсионное страхование за 2005, 2006 годы и 1 полугодие 2007 года в сумме 4 541 210 рублей 68 копеек, в том числе 4 051 663 рублей 68 копеек на страховую часть трудовой пенсии, 489 547 рублей на накопительную часть трудовой пенсии.
Указанные судебные акты в полном объеме не исполнены; по состоянию на 13.09.2007 задолженность Общества по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2005, 2006 годы и 1 полугодие 2007 года составила 3 696 997 рублей, в том числе 3 225 405 рублей на страховую часть трудовой пенсии, 471 592 рублей на накопительную часть трудовой пенсии.
22.10.2007 ОАО "Районная котельная N 1" представило в Инспекцию ФНС России по г.Инте расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за 9 месяцев 2007 года, согласно которому за последние три месяца отчетного периода подлежали уплате 608 879 рублей страховых взносов, в том числе на 554 779 рублей на страховую часть трудовой пенсии и 54 100 рублей на накопительную часть трудовой пенсии.
Указанные в расчете суммы страховых взносов (авансовых платежей) Обществом не были уплачены.
За период с 14.09.2007 по 14.12.2007 за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей) за 2005, 2006 годы, 9 месяцев 2007 года Обществу начислены пени в размере 119 546 рублей 65 копеек, в том числе 104 540 рублей 50 копеек по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, 15 006 рублей 15 копеек по страховых взносам на накопительную часть трудовой пенсии.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Инте выставило Обществу требование N 1007 от 14.12.2007 об уплате страховых взносов и пени, всего в размере 728 425 рублей 65 копеек.
Поскольку требование Обществом не было исполнено, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Общества недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2007 года в размере 608 789 рублей и пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2005 и 2006 годы, 9 месяцев 2007 года, начисленных по состоянию на 14.12.2007, в размере 119 546 рублей 65 копеек.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьями 2, 6, пунктом 2 статьи 14, статьями 21, 24, 25 и 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пунктом 1 статьи 26, пунктами 1 и 3 статьи 29, статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 22.01.2004 N 41-О и в части оспариваемой суммы пришел к выводу о том, что обязанность Общества по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 16 153 рублей 85 копеек не может считаться исполненной.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Второй арбитражный апелляционной суд не находит оснований для ее удовлетворения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ОАО "Районная котельная N 1" производит выплаты физическим лицам и в силу статьи 6 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 вышеуказанного Закона страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Согласно пунктам 1, 2 и 6 статьи 24 названного Закона сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период (первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год), либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
На основании пункта 4 данной статьи Закона в случае, если размер причитающейся к уплате суммы в отношении юридических лиц превышает пятьдесят тысяч рублей взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно статье 26 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, начисляемыми за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, представленные в дело документы свидетельствуют о неуплате ОАО "Районная котельная N 1" страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2007 года в размере 608 879 рублей, в том числе 554 779 рублей на страховую часть трудовой пенсии и 54 100 рублей на накопительную часть трудовой пенсии и начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2005, 2006 годы и 9 месяцев 2007 года пеней в размере 119 546 рублей 65 копеек, в том числе 104 540 рублей 50 копеек на страховую часть трудовой пенсии и 15 006 рублей 15 копеек на накопительную часть трудовой пенсии. Расчет пеней проверен судом первой инстанции и обоснованно признан правильным.
Общество не согласно с взысканием недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 16 153 рублей 85 копеек (в том числе 12 564 рублей 10 копеек на страховую часть трудовой пенсии, 3 589 рублей 75 копеек на накопительную часть трудовой пенсии), указывая на то, что данная сумма была уплачена уполномоченным представителем Общества Гаврилюком С.А. от имени и за счет средств Общества.
Статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионного страховании состоит, в том числе из законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
На основании пункта 1 статьи 26 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу пунктов 1, 3 статьи 29 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Уполномоченный представитель налогоплательщика - организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении N 41-О от 22.01.2004 указал, что само представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика - представляемого лица. Следовательно, по правовому смыслу отношений по представительству, платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производится за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении, то есть за счет его собственных средств.
Этот вывод вытекает из положений пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика; налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.
Таким образом, положения пунктов 1 и 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи свидетельствуют о том, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, т.е. от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. При этом на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме - безналичной или наличной - происходит уплата денежных средств; важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что исходя из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в указанном определении, уплата налога в безналичной форме должна производиться путем списания денежных средств непосредственно со счета налогоплательщика.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ОАО "Районная котельная N 1" (доверитель) и предпринимателем Гаврилюком С.А. (поверенный) 17.08.2007г. был заключен договор поручения N 1 (лист дела 79-80), согласно которому доверитель поручает, а поверенный берет на себя обязательство совершать от имени и за счет доверителя оплату налоговых обязательств доверителя, а доверитель обязуется уплатить поверенному вознаграждение за выполнение поручения. На право совершения действий, связанных с выполнением поручения, Гаврилюку С.А. 17.08.2007г. выдана доверенность N 062 (лист дела 81).
24.08.2007г. на счет Гаврилюка С.А. в ОАО Комирегионбанк "Ухтабанк" от МУ "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" в счет оплаты тепловой энергии, поставленной ОАО "Районная котельная N 1" по договору N МЗ-8/Т от 25.12.2002г. поступили денежные средства в сумме 30 000 рублей, что видно из платежного поручения от 24.08.2007 N 124 (лист дела 82).
Согласно письму ОАО "Районная котельная N 1" N 41-676 от 27.08.2007г. (лист дела 83), поступившие денежные средства на счет Гаврилюку С.А. последнему было поручено перечислить в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, в том числе: 12 564 рублей 10 копеек - в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии за 3 квартал 2007 года, 3 589 рублей 75 копеек - в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии за 3 квартал 2007 года.
Платежными поручениями N 11 и 16 от 28.08.2007г. (лист дела 84-85) Гаврилюком С.А. перечислено 16 153 рублей 85 копеек страховых взносов. При этом в платежных документах в качестве назначения платежа указано "от имени и за счет ОАО "РК N 1" (ИНН 1104005206) уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в ПФР на выплату страховой (накопительной) части трудовой пенсии за 3 квартал 2007 года по доверенности N 062 от 17.08.2007".
Исследовав представленные в дело документы и оценив их в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что обязанность Общества по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в спорной сумме не может считаться исполненной, поскольку из представленных в дело документов видно, что уплата 16 153 рублей 85 копеек в Пенсионный фонд Российской Федерации произведена не за счет собственных денежных средств Общества. Денежные средства списаны со счета уполномоченного представителя; Общество не перечисляло в МУ "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" соответствующие денежные средства для их перечисления на счет Гаврилюка С.А; доказательств несения собственных расходов на уплату страховых взносов Обществом в дело не представлено.
Из материалов дела видно, что процедура взыскания страховых взносов и пеней Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Инте соблюдена.
При таких обстоятельствах, Арбитражный суд Республики Коми правильно удовлетворил заявленные требования о взыскании с Общества 728 425 рублей 65 копеек страховых взносов и пеней.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не предусмотрено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя. При обращении с апелляционной жалобой государственная пошлина уплачена представителем Общества Гаврилюком С.А. в сумме 1000 рублей платежным поручением от 15.05.2008г. N 13, что соответствует информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2007 N 118 "Об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей".
Руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.03.2008 по делу N А29-815/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "Районная котельная N 1" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Л.И.Черных |
Судьи |
Т.В.Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-815/2008
Истец: ГУ Управление пенсионного фонда в г. Инте
Ответчик: ОАО Районная котельная N1
Третье лицо: Инспекция ФНС РФ по г. Инте