30 июля 2008 г. |
Дело N А17-96/2008 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Черных Л.И.,
судей Хоровой Т.В., Лобановой Л.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Черных Л.И.,
при участии в заседании представителей сторон:
от заявителя: Гусарова А.Н. по доверенности от 04.07.2008,
от заинтересованного лица: Котлиной М.В. по доверенности от 26.02.2008, Яковлевой И.В. по доверенности от 04.02.2008,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 15.05.2008 по делу N А17-96/2008, принятое судьей Борисовой В.Н.,
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ивановской области
к Муниципальному учреждению культуры "Шуйский городской социально-культурный комплекс"
о взыскании 1 661 746 рублей 88 копеек налогов и пеней,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Ивановской области обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о взыскании с Муниципального учреждения культуры "Шуйский городской социально-культурный комплекс" 1 661 746 рублей 88 копеек недоимки по налогам и пеней.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 15.05.2008 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Инспекция не согласилась с решением суда и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. Заявитель считает, что судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, по смыслу статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.2007 срок направления требования об уплате налога, не связанного с результатами налоговой проверки, исчисляется не с даты наступления срока уплаты налога, а со дня фактического выявления недоимки; вывод суда о том, что в отношении задолженности по налогам с установленными сроками уплаты до 01.01.2007 действуют существовавшие до 01.01.2007 сроки направления требования об уплате налога, не основан на действующем законодательстве; Инспекция, выявив недоимку в 2007 году на основании документа о выявлении недоимки от 07.11.2007, не нарушала сроки, установленные статьями 45, 69 и 70 Кодекса.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу не согласно с доводами заявителя, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители Инспекции и Учреждения поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 07.11.2007 Инспекцией составлен документ о выявлении недоимки по налогу с владельцев транспортных средств, взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и пеням по указанным налогу и взносам, всего в размере 1 661 746 рублей 88 копеек.
На основании данного документа Инспекцией выставлено Учреждению требование N 6910 от 07.11.2007 об уплате 1 661 746 рублей 88 копеек, в том числе 253 650 рублей 22 копеек недоимки по налогу и взносам, 1 408 096 рублей 66 копеек пеней в срок до 17.11.2007.
Письмом от 15.11.2007 Инспекция сообщила Учреждению о продлении срока уплаты по требованию до 27.11.2007.
Поскольку в установленный срок Учреждение не уплатило задолженность, Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о ее взыскании.
Отказывая в удовлетворении заявленных требования, Арбитражный суд Ивановской области руководствовался пунктом 2 статьи 5, пунктом 1 статьи 45, пунктами 3, 10 статьи 48, статьями 69, 70, пунктами 1 и 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 65, частью 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", статьей 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования", Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 9-П, пунктами 12, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" и исходил из того, что налоговым органом пропущен срок для принудительного взыскания суммы недоимок по налогу и взносам, а также пеней, образовавшихся по состоянию на 01.01.2001.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Второй арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 01.01.2001, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно сведениям, переданным в Инспекцию по актам сверок с государственными внебюджетными фондами, за Учреждением по состоянию на 01.01.2001 числилась задолженность во внебюджетные фонды, а именно:
- в Пенсионный фонд Российской Федерации 214 188 рублей взносов и 858 377 рублей пеней;
- в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации 11 787 рублей 11 копеек взносов и 26 934 рублей 66 копеек пеней;
- в Фонд социального страхования Российской Федерации 10 821 рублей взносов и 13 147 рублей пеней;
- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 816 рублей 64 копеек взносов и 9 447 рублей 82 копеек пеней;
- в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования 16 258 рублей 21 копеек взносов и 17 212 рублей 40 копеек пеней;
- в Территориальный дорожный фонд задолженность по налогу с владельцев транспортных средств в сумме 60 копеек и 10 рублей 02 копеек пеней по налогу.
Данная задолженность по взносам, налогу и пеням была принята Межрайонной ИФНС России N 3 по Ивановской области в январе 2001 года и с этого момента отражалась в лицевых счетах Учреждения.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, в редакции, действующей в 2001 году) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 настоящего Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 Кодекса.
В пунктах 1 - 3 статьи 46 Кодекса предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком (налоговым агентом) - организацией налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.
В силу пункта 9 статьи 46 Кодекса положения названной статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и сбора.
Таким образом, взыскание недоимки по налогам и пеням непосредственно связано с направлением налогоплательщику требования об уплате налога (пеней).
В соответствии со статьей 70 Кодекса требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставленное налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
Данная норма устанавливает общие сроки для направления требования о взыскании налога и пеней. Каких-либо иных сроков для направления требования о взыскании пеней, в частности, в зависимости от периода их начисления, в налоговом законодательстве не предусмотрено.
В случае неисполнения плательщиком требования об уплате налога, заявление о взыскании налога может быть подано в суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункт 3 статьи 48 Кодекса).
Положения данной статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и сбора (пункт 11 статьи 48 Кодекса).
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 12 постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Кодекса, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса для бесспорного взыскания соответствующих сумм. Имея в виду, что данный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу.
Таким образом, при определении предельного срока обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании налогов (взносов) и пеней необходимо учитывать шестимесячный срок для обращения в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Кодекса, шестидесятидневный срок для бесспорного взыскания налогов и пеней в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Кодекса, срок на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанный в требовании, а также трехмесячный срок, предусмотренный в статье 70 Кодекса.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 75 Кодекса пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Таким образом, с случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика взысканы быть не могут.
Как видно из материалов дела, установил суд первой инстанции и налоговый орган не оспаривает, в направленное в адрес Учреждения требование N 6910 от 07.11.2007 Инспекция включила задолженность по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, по налогу с владельцев транспортных средств и по пени за их несвоевременную уплату, имеющуюся у Учреждения по состоянию на 01.01.2001, а также пени, начисленные на суммы задолженности по взносам и налогу по состоянию на 01.01.2001, за период 2005-2007 годов. Указанную задолженность по налогам и пеням Инспекция просит взыскать с Учреждения по рассматриваемому заявлению.
Исходя из даты обращения Инспекции с иском в арбитражный суд - 15.01.2008, срок давности взыскания в судебном порядке суммы недоимок по взносам, налогу и пеней со сроком уплаты до 01.01.2001 истек; пени, начисленные на суммы таких недоимок, возможность принудительного взыскания которых утрачена, взысканы быть не могут.
Указанное обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении требований налогового органа.
Ссылка Инспекции на документ о выявлении рассматриваемой недоимки от 07.11.2007 и исчисление сроков направления требования об уплате налогов и пеней с этого дня фактического выявления недоимки правильно не принята судом первой инстанции.
В соответствии со статьей 70 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 года.
Из материалов дела видно, что сроки для взыскания рассматриваемой задолженности истекли до 01.01.2007.
Следовательно, исчисление сроков взыскания налогов и пеней не может производиться в порядке, действующем со дня вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что задолженность Учреждения перед внебюджетными фондами фактически была выявлена Инспекцией в 2001 году при принятии задолженности от внебюджетных фондов по актам сверок, затем, как видно из материалов дела, была известна Инспекции в апреле 2005 года в момент возврата инкассовых поручений из картотеки Шуйского отделения Сбербанка Российской Федерации N 1573, и составление документа от 07.11.2007 о выявлении недоимки, а также соответственно исчисление Инспекцией сроков направления требования об уплате недоимки с указанной даты, влечет необоснованное продление установленных Кодексом сроков взыскания недоимки в судебном порядке.
При таких обстоятельствах, Арбитражный суд Ивановской области правомерно отказал Инспекции в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба Инспекции не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации государственная пошлина подлежит отнесению на заявителя апелляционной жалобы и не подлежит взысканию, поскольку на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации по настоящему делу Инспекция освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ивановской области от 15.05.2008 по делу N А17-96/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Л.И.Черных |
Судьи |
Т.В.Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-96/2008
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N3 по Ивановской области
Ответчик: Муниципальное учреждение культуры "Шуйский городской социально-культурный комплекс"