г. Киров
12 декабря 2008 г. |
Дело N А82-9835/2008-38 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2008 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лобановой Л.Н.,
судей Ольковой Т.М., Черных Л.И.
при ведении протокола судебного заседания Лобановой Л.Н.,
при участии в судебном заседании:
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Даниловском муниципальном районе Ярославской области
на определение Арбитражного суда Ярославской области от 23.10.2008 по делу N А82-9835/2008-38, принятое судом в составе судьи Гайдуковой В.В.,
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Даниловском муниципальном районе Ярославской области
к Главе крестьянского (фермерского) хозяйства "Урожай" Смирнову Василию Сергеевичу,
о взыскании 123 рублей 20 копеек штрафа,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Даниловском муниципальном районе Ярославской области (далее - Управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о взыскании с главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Урожай" Смирнова Василия Сергеевича 123 рубля 20 копеек штрафа за непредставление в установленный законом срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 23.10.2008 производство по делу прекращено.
Не согласившись с принятым судебным актом Пенсионный фонд, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств к индивидуальным предпринимателям. Следовательно, глава крестьянского (фермерского) хозяйства является как страхователем, так и застрахованным лицом, обязанным уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей на тех же условиях, на каких они уплачиваются индивидуальными предпринимателями. Также он, как страхователь, обязан представлять в Пенсионный фонд сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период. А поскольку сведения за 2007 год Смирновым В.С. не представлены, то, следовательно, привлечение его к ответственности согласно абзацу 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является обоснованным. Пенсионный фонд ссылается на письмо Межрайонной ИФНС России N 4 по Ярославской области от 28.07.2008 года, согласно которым КФХ "Урожай" имеет статус юридического лица и, хотя не внесено в Единый государственный реестр юридических лиц, до настоящего времени не ликвидировано и имеет ИНН, а Смирнов В.С. в данных документах указан как глава КФХ "Урожай". По мнению заявителя апелляционной жалобы на момент рассмотрения дела в суде ответчик имеет статус главы КФХ "Урожай", поэтому суд первой инстанции неправомерно прекратил производство по делу и не рассмотрел спор по существу требований.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу Пенсионного фонда пояснил, что перерегистрацию как предприниматель не прошел, ИНН не имеет. Считает, что суд первой инстанции правомерно прекратил производство по делу.
Пенсионный фонд и предприниматель надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы своих представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность определения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно материалам дела, крестьянское (фермерское) хозяйство "Урожай" (далее - КФХ "Урожай") зарегистрировано Постановлением главы администрации Даниловского районного Совета народных депутатов N 403 от 24.06.1992 года и в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" приобрело статус юридического лица.
Положениями статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Крестьянское (фермерское) хозяйство, образованное до введения в действие части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть до 01.01.1995 г., является юридическим лицом до момента регистрации изменений его правового статуса по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранять статус юридического лица на период до 01.01.2010 г. (пункт 3 статьи 23 Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ).
На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Урожай" Смирнов В.С. состоит на учете в пенсионном органе в качестве страхователя под регистрационным номером 086-019-002839.
В ходе проверки, результаты которой отражены в акте от 27.03.2008 N2008/00142, Управление установило, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Урожай" Смирнов В.С. не представил в установленный законодательством срок сведения за 2007 год в отношении себя, как страхователя, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Рассмотрев материалы проверки, руководитель Управления принял решение от 23.04.2008 N2008/00142 о привлечении страхователя Смирнова В.С. к ответственности, предусмотренной в абзаце 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в виде штрафа в размере 184 рубля 80 копеек.
Ответчику направлено требование по состоянию на 23.04.2008 об уплате суммы штрафа в добровольном порядке в срок до 07.05.2008 N 2008/00142.
В связи с неуплатой санкции в добровольном порядке Управление обратилось за ее взысканием в арбитражный суд.
Арбитражный суд Ярославской области, не сославшись на нормы материального права, вынес определение о прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что на момент предъявления иска и проведения судебного заседания в информационных ресурсах регионального уровня сведений о регистрации Смирнова В.С. в качестве индивидуального предпринимателя и главы КФХ отсутствуют.
Исследовав имеющиеся в деле документы, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а определение суда первой инстанции отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 5 Закона N27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице в целях реализации пенсионных прав.
Согласно статье 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом;
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Следовательно, субъектами этой ответственности являются как страхователи, так и физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы.
Согласно статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) наряду с индивидуальными предпринимателями члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с Законом распространяется обязательное пенсионное страхование.
В абзаце 3 пункта 1 статьи 8 этого же Закона установлено, что физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей.
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа (пункт 6 статьи 11 Закона N27-ФЗ).
В силу статьи 19 Закона N27-ФЗ Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается Правительством Российской Федерации.
В пункте 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318, установлено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет ежегодно, до 1 марта, в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа. При этом к застрахованным лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся и физические лица - члены крестьянского (фермерского) хозяйства, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 2 Инструкции).
Следовательно, срок представления в Пенсионный фонд Российской Федерации обязательных сведений физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, установлен.
В силу пункта 4 статьи 28 Закона N 167-ФЗ порядок и сроки уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 г. N 148 утверждены Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа.
Эти Правила, согласно пункту 1, распространяются как на глав крестьянских (фермерских) хозяйств, так и на других членов крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств к индивидуальным предпринимателям. При этом установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации, применяемая в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет, представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Следовательно, глава крестьянского (фермерского) хозяйства является как страхователем, так и застрахованным лицом, обязанным уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей на тех же условиях, на каких они уплачиваются индивидуальными предпринимателями, вне зависимости от наличия у него статуса индивидуального предпринимателя.
В пункте 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) установлено, что страхователь представляет необходимые сведения в органы Пенсионного фонда Российской Федерации один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице.
Таким образом, Смирнов В.С. обязан был представить в орган Пенсионного фонда сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, на себя, как на застрахованное лицо. Неисполнение данной обязанности является основанием для применения к нему меры ответственности, предусмотренной в статье 17 Закона N 27-ФЗ.
В рассматриваемом случае факт непредставления главой крестьянского (фермерского) хозяйства "Урожай" Смирновым В.С. указанных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2007 год судом установлен, подтвержден материалами дела и Смирновым В.С. документально не опровергнут.
Расчет предъявляемого ко взысканию штрафа обоснован нормами права и материалами дела.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось законных оснований для прекращения производства по делу.
Определение Арбитражного суда Ярославской области от 23.12.2008 по делу N А82-9835/2008-38 следует отменить, а требование управления Пенсионного фонда Российской Федерации удовлетворить.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Учитывая тяжелое материальное положение ответчика, которое подтверждается документально (л.д. 43-46), суд считает возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика по результатам рассмотрения дела в суде первой инстанции до 200 рублей, по апелляционной жалобе до 100 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, п.п.4 п.1 ст.270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Даниловском муниципальном районе Ярославской области - удовлетворить.
Определение Арбитражного суда Ярославской области от 23.10.2008 года по делу А82-9835/2008-38 - отменить.
Требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Даниловском муниципальном районе Ярославской области удовлетворить.
Взыскать с главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Урожай" Смирнова Василия Сергеевича (150063, г.Ярославль, ул. Труфонова, 25, корп.1, кв.164) в доход государства 123 рубля 20 копеек штрафа; 200 рублей госпошлины в Федеральный бюджет.
Исполнительные листы выдать Арбитражному суду Ярославской области.
Взыскать с главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Урожай" Смирнова Василия Сергеевича в Федеральный бюджет 100 рублей госпошлины по апелляционной жалобе.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Л.Н. Лобанова |
Судьи |
Т.М. Олькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-9835/2008
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Даниловском муниципальном районе Ярославской области
Ответчик: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Урожай" Смирнов Василий Сергеевич
Третье лицо: ИФНС России по г.Кирову
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4857/2008