г. Киров
12 января 2009 г. |
Дело N А29-1287/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 января 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Лобановой Л.Н., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Хоровой Т.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.10.2008 по делу N А29-1287/2008, принятое судом в составе судьи Борлаковой Р.А.,
по заявлению открытого акционерного общества "Шахта Воргашорская"
к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми,
о признании недействительным требования от 30.01.2008 года N 70,
установил:
открытое акционерное общество "Шахта Воргашорская" (далее -общество, налогоплательщик) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным требования от 30.01.2008 года N 70.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 15.10.2008 заявленные требования открытого акционерного общества "Шахта Воргашорская" удовлетворены в полном объеме.
Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, отказать налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований.
По мнению Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми, суд первой инстанции при принятии решения неправильно применил нормы материального права, а именно: статью 124 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год", пункты 1, 3, 12, 14 постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672, а также положения указанного постановления Правительства Российской Федерации в их совокупности, не применил при рассмотрении спора статью 14 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", не учел позицию Министерства финансов Республики Коми по вопросу реструктуризации; не принял во внимание позицию Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 29.02.2008 N 1973 об отказе в передаче в Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации дела NА29-2295/2007.
По мнению заявителя жалобы, спорная сумма пеней в размере 62 742 рубля 93 копейки, начисленная Обществу за период с 01.01.2005 по 30.04.2005 на задолженность по взносам в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1 307 144 рубля, реструктуризации не подлежала и не была включена в решение о реструктуризации задолженности Общества от 28.11.2005 N 6, а также в графики погашения задолженности.
Следовательно, спорная сумма пеней не подлежала списанию в соответствии с пунктом 12 постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672 и требование от 30.01.2008 N 70 об уплате пеней выставлено налоговым органом в адрес Общества правомерно с учетом положений пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации. Подробно доводы Инспекции изложены в апелляционной жалобе.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили. Инспекция просит рассмотреть дело в отсутствие ее представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации спор рассматривается в отсутствие представителей сторон, по имеющимся в материалах дела документам.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672 "О реструктуризации задолженности угледобывающих организаций по федеральным налогам, сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, образовавшейся по состоянию на 1 июля 2003 года и задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности по состоянию на 1 января 2005 года", 28.11.2005 Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми было принято решение N 6 о реструктуризации задолженности ОАО "Шахта Воргашорская" по федеральным налогам и сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам, в том числе по взносам в федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее- ФФОМС) в сумме 1 307 144 рубля.
В связи с тем, что ОАО "Шахта Воргашорская" было произведено досрочное погашение (в течение 4 лет с даты принятия решения о реструктуризации задолженности) всей реструктурированной задолженности по федеральным налогам и сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и 15 процентов задолженности по пеням и штрафам, Инспекцией принято решение от 19.12.2007 о списании реструктурированной задолженности по пеням и штрафам. Поскольку в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672 реструктуризации подлежала задолженность угледобывающих организаций по федеральным налогам, сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, образовавшаяся по состоянию на 1 июля 2003 года и задолженность по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности по состоянию на 1 января 2005 года, Инспекцией на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму реструктурированной задолженности по взносам в ФФОМС за период с 01.01.2005 по 30.04.2005 начислены пени в сумме 62 742 рубля 93 копейки, об уплате которых налогоплательщику было выставлено требование от 30.01.2008 N 70.
Не согласившись с указанным требованием, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьей 61, пунктами 1, 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 124 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год", Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672 "О реструктуризации задолженности угледобывающих организаций по федеральным налогам, сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, образовавшейся по состоянию на 01 июля 2003 года, и задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности по состоянию на 01 января 2005 года" и исходил из того, что в случае погашения организацией всей реструктурируемой задолженности по иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, пени, начисленные на реструктуризированную задолженность, подлежат списанию.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
На основании пунктов 3 и 5 статьи 75 Кодекса пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачивается одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В соответствии со статьей 61 Кодекса установленный законом срок уплаты налога и сбора может быть перенесен уполномоченными на то органами на более поздний срок. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.
Статьей 124 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" Правительству Российской Федерации предоставлено право провести в 2005 году реструктуризацию задолженности угледобывающих организаций по федеральным налогам, сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, образовавшейся по состоянию на 1 июля 2003 года, и задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму вышеуказанной задолженности по состоянию на 1 января 2005 года. Данной статьей установлено, что реструктуризация производится на основании решения налогового органа по месту постановки угледобывающей организации на налоговый учет на следующих условиях:
- в части задолженности по федеральным налогам и сборам путем равномерного (ежеквартального) погашения задолженности - в течение пяти лет с даты принятия налоговым органом решения о реструктуризации, а по начисленным пеням и штрафам - в течение двух последующих лет с возможностью списания начисленных пеней и штрафов в случае досрочного погашения задолженности по налогам и сборам;
- в части задолженности по иным обязательным платежам в федеральный бюджет, а также перед государственными внебюджетными фондами путем равномерного (ежеквартального) погашения задолженности по иным обязательным платежам и 15 процентов по начисленным пеням и штрафам - в течение пяти лет с даты принятия налоговым органом решения о реструктуризации, а по оставшейся сумме начисленных пеней и штрафов в размере 85 процентов - в течение двух последующих лет с возможностью их списания в случае досрочного погашения задолженности по иным обязательным платежам и 15 процентов начисленных пеней и штрафов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672 утвержден порядок проведения реструктуризации задолженности угледобывающих организаций. В пункте 1 данного Постановления предусмотрено проведение реструктуризации задолженности угледобывающих организаций по федеральным налогам и сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, образовавшиеся по состоянию на 01 июля 2003 и задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности по состоянию на 01.01.2005, имея в виду, что реструктуризации подлежит задолженность в размере, не превышающем размера задолженности по состоянию на 1-е число месяца подачи заявления о реструктуризации задолженности.
В пункте 4 названного Постановления установлено, что в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации предоставляется право погашать задолженность по федеральным налогам и сборам путем равномерного (ежеквартального) внесения платежей в течение пяти лет с даты принятия соответствующим налоговым органом решения о реструктуризации, а по начисленным пеням и штрафам в течение двух последующих лет; по иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды - путем равномерного (ежеквартального) внесения платежей и погашения 15 процентов начисленных пеней и штрафов в течение 5 лет с даты принятия соответствующим налоговым органом решения о реструктуризации задолженности, а по оставшейся сумме начисленных пеней и штрафов в размере 85 процентов - в течение 2 последующих лет.
Со дня принятия решения о реструктуризации задолженности прекращается начисление пеней на сумму реструктурируемой задолженности, а также приостанавливается применение мер принудительного взыскания в отношении этой задолженности.
Таким образом, реструктуризация задолженности, осуществляемая на основании постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672, по своей сути является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая представляет собой изменение срока его уплаты.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672, Инспекция в отношении ОАО "Шахта Воргашорская" приняла решение от 28.11.2005 N 6 "О реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам", в том числе по взносам в ФФОМС в сумме 1 307 144 рубля.
Спорная сумма пеней в размере 62 742 рубля 93 копейки по взносам в ФФОМС начислена на указанную сумму реструктурированной задолженности за период с 01.01.2005 по 30.04.2005, не была включена и не подлежала включению в график реструктуризации.
В соответствии с пунктом 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672 организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по федеральным налогам и сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды. При этом в случае погашения организацией:
- половины реструктурируемой задолженности по федеральным налогам и сборам в течение не более двух лет с даты принятия решения о реструктуризации задолженности - налоговым органом производится списание половины задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму реструктурируемой задолженности по федеральным налогам и сборам;
- всей реструктурируемой задолженности по федеральным налогам и сборам в течение четырех лет с даты принятия решения о реструктуризации задолженности - налоговым органом производится списание всей задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму реструктурируемой задолженности по федеральным налогам и сборам;
- половины реструктурированной задолженности по иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и 7,5 процента по начисленным пеням и штрафам в течение не более двух лет с даты принятия решения о реструктуризации задолженности - налоговым органом производится списание 42,5 процента задолженности по начисленным пеням и штрафам;
- всей реструктурируемой задолженности по иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и 15 процентов начисленных пеней и штрафов в течение четырех лет с даты принятия решения о реструктуризации задолженности - налоговым органом производится списание оставшейся суммы задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму реструктурируемой задолженности по иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.
Списание задолженности по пеням и штрафам производится налоговым органом в течение семи дней с даты погашения необходимой для осуществления списания задолженности по федеральным налогам и сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.
Таким образом, из анализа положений статьи 124 Федерального закона "О федеральной бюджете на 2005 год", приведенных пунктов постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672 следует, что в случае погашения всей реструктурируемой задолженности по иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и 15 процентов начисленных пеней и штрафов в течение четырех лет с даты принятия решения о реструктуризации задолженности, пени, начисленные на реструктурированную задолженность, подлежат списанию.
Из документов видно, что Обществом названное условие выполнено. Пени в сумме 62 742 рубля 93 копейки за период с 01.01.2005 по 30.04.2005 начислены налоговым органом на реструктурированную задолженность по взносам в ФФОМС Российской Федерации.
С учетом изложенного, оспариваемое требование от 30.01.2008 N 70 об уплате спорных пеней выставлено Обществу неправомерно.
Ссылка Инспекции на письмо Министерства финансов Республики Коми от 28.02.2008 N 04-03/1277 является необоснованной, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, Министерство финансов Республики Коми не является органом, уполномоченным давать обязательные к применению разъяснения относительно порядка применения постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672, на основании которого в данном случае проводилась реструктуризация задолженности ОАО "Шахта Воргашорская".
Судом правильно не принята ссылка Инспекции на определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 1973/08 от 29.02.2008 об отказе в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А29-2295/2007 Арбитражного суда Республики Коми для пересмотра в порядке надзора, поскольку в данном определении не указано на ошибочность выводов суда о том, что в случае зачета имеющейся у предприятия переплаты в счет погашения пеней не будут соблюдены положения пункта 12 постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672.
Иные доводы апелляционной жалобы Инспекции изучены апелляционным судом и отклоняются как необоснованные и противоречащие пункту 12 постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми правомерно удовлетворил заявленные ОАО "Шахта Воргашорская" требования.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы- Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми, которой была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.10.2008 по делу N А29-1287/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми (ул. Интернациональная, 131, г. Сыктывкар, Республика Коми, 167983) в федеральный бюджет 1 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
Л.Н.Лобанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-1287/2008
Истец: открытое акционерное общество Шахта Воргашорская
Ответчик: Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми
Кредитор: ИФНС России по городу Кирову