г. Киров
19 января 2009 г. |
Дело N А29-6061/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Перминовой Г.Г., Лысовой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермошиной С.Г.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Матушкина О.О., действующего на основании доверенности от 13.01.2009,
представителя ответчика Бутырева А.Л., действующего на основании доверенности от 12.12.2007,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.11.2008 по делу N А29-6061/2008, принятое судом в составе судьи Галаевой Т.И.,
по заявлению государственного унитарного предприятия "Пажгинская ПМК"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Коми,
о признании недействительным решения,
установил:
государственное унитарное предприятие "Пажгинская ПМК" (далее - заявитель, Предприятие, ГУП "Пажгинская ПМК") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Коми (далее - ответчик, регистрирующий орган, Инспекция, Межрайонная ИФНС России N 1 по Республике Коми), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Инспекции от 16.05.2008 N 7147 об отказе во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о прекращении деятельности ГУП "Пажгинская ПМК" в связи с его ликвидацией (далее - решение от 16.05.2008 N 7147) и возложении на ответчика обязанности внести в ЕГРЮЛ указанные сведения.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 13.11.2008 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению ответчика, вывод суда не соответствует обстоятельствам дела, неправильно применены нормы права, что выразилось в неправильном истолковании статей 14, 21, 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон о регистрации), статей 63-64 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 44, 49 Налогового кодекса Российской Федерации.
ГУП "Пажгинская ПМК" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против изложенных в ней доводов, просит суд апелляционной инстанции отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители заявителя и ответчика поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 17.05.2004 распоряжением N 206-р Правительство Республики Коми выразило согласие с предложениями Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми и Министерства имущественных отношений Республики Коми о ликвидации отдельных государственных унитарных предприятий, в том числе ГУП "Пажгинская ПМК", и поручило Министерству имущественных отношений Республики Коми совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми осуществить в установленном законодательством порядке ликвидацию этих предприятий (т. 1 л. д. 177).
11.06.2004 Министерство имущественных отношений Республики Коми приняло решение N 164 о ликвидации Предприятия и утверждении ликвидатором названного предприятия Мелешева Сергея Алексеевича (т. 1 л. д. 176) и в этот же день письмом N 01-21/2247-07 направило в регистрирующий орган материалы, связанные с ликвидацией ГУП "Пажгинская ПМК" (т. 2 л. д. 105).
24.06.2004 Инспекцией выдано свидетельство серии 11 N 000323362 о внесении в ЕГРЮЛ записи о формировании ликвидационной комиссии и назначении ликвидатора Предприятия (т. 2 л. д. 110).
24.10.2006 решением Агентства Республики Коми по управлению имуществом (далее - Агентство по управлению имуществом) N 424 ликвидатором ГУП "Пажгинская ПМК" утвержден Беляев Алексей Владимирович (т. 1 л. д. 149).
30.10.2006 Агентство по управлению имуществом уведомило Межрайонную ИФНС России N 1 по Республике Коми о назначении нового ликвидатора (т. 1 л. д. 148).
24.05.2007 решением Агентства по управлению имуществом N 320 ликвидатором Предприятия утвержден Афанасьев Дмитрий Львович (далее - Афанасьев Д.Л.) (т. 1 л. д. 140).
28.05.2007 Агентство по управлению имуществом сообщило Инспекции о назначении ликвидатором Афанасьева Д.Л. (т. 1 л. д. 15).
25.07.2007 в журнале "Вестник государственной регистрации" опубликовано сообщение о ликвидации ГУП "Пажгинская ПМК", о порядке и сроке заявления кредиторами требований (т. 1 л. д. 25-26).
20.03.2008 в Инспекцию представлен промежуточный ликвидационный баланс по состоянию на 05.03.2008, утвержденный решением Агентства по управлению имуществом от 14.03.2008 N 149 (т. 1 л. д. 21-22, 32).
27.03.2008 ответчик уведомил Предприятие об оставлении промежуточного ликвидационного баланса без рассмотрения (т. 1 л. д. 23).
14.04.2008 письмом N 10-34/5381 Инспекция направила в адрес ликвидатора сведения о задолженности предприятия по платежам в бюджет и внебюджетные фонды в виде претензионного письма для включения сумм в реестр требований кредиторов (т.1 л. д. 34-35).
21.04.2008 письмом N 143 ликвидатор Афанасьев Д.Л. сообщил ответчику о том, что реестр требований кредиторов был закрыт 25.09.2007, а направленные сведения о задолженности не могут считаться официально заявленной претензией кредитора, ввиду чего отсутствуют основания для рассмотрения сведений о задолженности предприятия по платежам в бюджет и внебюджетные фонды на предмет включения в реестр требований кредиторов (т. 1 л. д. 27).
08.05.2008 ликвидатор Афанасьев Д.Л. представил в Межрайонную ИФНС России N 1 по Республике Коми документы, необходимые для государственной регистрации ГУП "Пажгинская ПМК" в связи с его ликвидацией: заявление по установленной форме, ликвидационный баланс, решение учредителя об утверждении ликвидационного баланса, платежное поручение об уплате государственной пошлины, справку Управления Пенсионного Фонда РФ в Сыктывдинском районе о представлении персонифицированного отчета за 2007 год (т. 1 л. д. 28-31).
16.05.2008 на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации Инспекция вынесла решение N 7147 об отказе во внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности Предприятия, поскольку среди представленных в регистрирующий орган документов отсутствует ликвидационный баланс (т.1 л. д. 12).
ГУП "Пажгинская ПМК" не согласилось с решением от 16.05.2008 N 7147 и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что оспариваемое решение не соответствует закону, требования заявителя удовлетворил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или организации.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Пунктами 1, 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (пункт 1). Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами (пункт 2).
Согласно пунктам 1-2, 5, 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (пункт 1). После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 2). После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 5). Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (пункт 8).
Пунктами 4-6 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица (пункт 4). Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок (пункт 5). Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано (пункт 6).
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с требованиями гражданского законодательства 11.06.2004 Министерство имущественных отношений Республики Коми приняло решение о ликвидации Предприятия, назначило ликвидатора, уведомило ИФНС России N 1 по Республике Коми о ликвидации юридического лица, направив соответствующие документы. Инспекция информировалась о сменах ликвидаторов ГУП "Пажгинская ПМК". 25.07.2007 в журнале "Вестник государственной регистрации" опубликовано сообщение о ликвидации ГУП "Пажгинская ПМК", о порядке и сроке заявления кредиторами требований (два месяца с момента публикации), после окончания срока предъявления требований кредиторов. Предприятие составило промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы (утвержденные учредителем) и обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации ликвидации юридического лица, представив в числе необходимых документов ликвидационный баланс. В материалах дела отсутствуют сведения о том, что кредитором - Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Коми в установленный законом срок предъявлены требования об уплате задолженности Предприятия по платежам в бюджет и внебюджетные фонды или включении каких-либо сумм задолженности перед бюджетом в промежуточный ликвидационный баланс.
При таких обстоятельствах у заявителя не имелось оснований отражать в ликвидационном балансе указанную Инспекцией задолженность Предприятия по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
Представленный Предприятием ликвидационный баланс соответствует требованиям законодательства, поэтому у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица. Оспариваемый ненормативный правовой акт регистрирующего органа нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Данные обстоятельства являются в силу положений частей 2, 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания решения налогового органа недействительным и возложения обязанности на него устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ликвидационный баланс не может считаться достоверным, поскольку не отражает задолженность ГУП "Пажгинская ПМК" перед бюджетом и сведения о составе его имущества (наличии основных средств на сумму 315000 рублей), Инспекция, как кредитор Предприятия, не была уведомлена заявителем о его ликвидации, ответчиком направлялись в адрес ГУП "Пажгинская ПМК" документы об уплате задолженности перед бюджетом и, следовательно, заявитель знал о такой задолженности и должен был включить ее в реестр требований кредиторов, судом апелляционной инстанции отклоняются, как не соответствующие обстоятельствам дела, и основанные на ошибочном толковании норм права.
Как ранее уже было сказано, ответчик не представил доказательства, подтверждающие ее обращение в установленный срок к ликвидатору ГУП "Пажгинская ПМК" с требованиями об уплате задолженности перед бюджетом. Из материалов дела также не следует, что на момент утверждения ликвидационного баланса у заявителя имелись основные средства на сумму 315000 рублей (т. 2 л. д. 29-53, 55-56, 67-86).
Исполнительные документы об уплате налогов, пени санкций, требования об уплате пени, принятые по ним решения о взыскании, а также акты сверки расчетов по налогам, сборам, штрафам, на которые ссылается ответчик, доказательствами предъявления требований в установленном законом порядке не являются.
С момента принятия Министерством имущественных отношений Республики Коми решения о ликвидации Предприятия (11.06.2004) в Межрайонную ИФНС России N 1 по Республике Коми неоднократно направлялись сведения о ликвидации ГУП "Пажгинская ПМК" (т. 1 л. д. 15, 148, т. 2 л. д. 105). Кроме того, о ликвидации Предприятия сообщено в журнале "Вестник государственной регистрации" 25.07.2007 (т. 1 л. д. 25-26).
По смыслу пунктов 1-2, 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации рассмотрению и включению в реестр требований кредиторов подлежат только те требования, о которых заявлено кредитором в установленном законом порядке.
Утверждение регистрирующего органа о том, что промежуточный ликвидационный баланс по состоянию на 05.03.2008 не отражает данных о задолженности перед бюджетом в размере 192000 рублей и наличии основных средств на сумму 315000 рублей, содержащихся в ранее представленном промежуточном ликвидационном балансе по состоянию на 01.01.2005, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку ликвидационный баланс по состоянию на 01.01.2005 составлен при нарушении процедуры ликвидации предприятия (в 2004 - 2005 годах сообщение о ликвидации заявителя не опубликовывалось в печати). Кроме того, в соответствии с изложенным выше, отсутствуют основания для включения указанной задолженности в промежуточный ликвидационный баланс по состоянию на 05.03.2008 и не представлены доказательства, что на момент утверждения названного промежуточного ликвидационного баланса у заявителя имелись основные средства на сумму 315000 рублей.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что Инспекция не обращалась в суд, поскольку не имела сведений об уклонении ликвидатора от рассмотрения ее требований, судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как ответчик в установленном порядке требования об уплате задолженности перед бюджетом ликвидатору Предприятия не направлял.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильном применении статей 14, 21, 23 Закона о регистрации, статей 63-64 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 44, 49 Налогового кодекса Российской Федерации нельзя признать состоятельными.
На основании изложенного, апелляционная инстанция находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным и не усматривает правовых оснований для его отмены. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Коми без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, понесенные ответчиком в связи с уплатой государственной пошлины по апелляционной жалобе, остаются на ее заявителе.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.11.2008 по делу N А29-6061/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Г.Г. Перминова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-6061/2008
Истец: государственное унитарное предприятие "Пажгинская ПМК"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Республике Коми