г. Киров
10 марта 2009 г. |
Дело N А29-7167/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.03.2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 10.03.2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Лобановой Л.Н., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Хоровой Т.В.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Инте Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.12.2008 по делу N А29-7167/2008, принятое судом в составе судьи Князевой А.А.,
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Инте Республики Коми
к муниципальному унитарному предприятию "Инта-Жилкомхоз"
о взыскании 5 405 рублей 96 копеек,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Инте Республики Коми (далее по тексту - ГУ - УПФ РФ в г.Инте, Управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о взыскании с муниципального унитарного предприятия "Инта-Жилкомхоз" (далее по тексту - МУП "Инта-Жилкомхоз", Предприятие) 5 405 рублей 96 копеек штрафа за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением от 17.12.2008 Арбитражный суд Республики Коми отказал ГУ - УПФ РФ в г.Инте в удовлетворении заявленных требований.
ГУ - УПФ РФ в г.Инте, не согласившись с принятым по делу судебным актом, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права. Управление не согласно с выводом суда первой инстанции о том, что Предприятие правомерно включило в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, периоды нахождения работника в очередных отпусках и периоды работы, приходящихся на прекращение отопительного сезона.
Пенсионный фонд считает, что характеристика работ машиниста (кочегара) котельной указывает на то, что она может выполняться исключительно на работающих котлах в тот период, когда котельная осуществляет свои непосредственные производственные функции (отопительные и водогрейные). В те периоды, когда котельная прекращает выполнение указанных функций, то есть котлы останавливаются на период межотопительного сезона, лица, работающие по профессии машинист (кочегар), не могут выполнять свои непосредственные обязанности, включенные в их характеристику работ.
Кроме того, Управление считает, что отпуска и периоды временной нетрудоспособности могут быть включены в специальный стаж работы в том случае, если они используются либо начинаются в период льготной работы, то есть в период отопительного сезона либо следуют непосредственно за ним.
Заявитель апелляционной жалобы обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что Управлением установлены периоды остановки работы котельной в межотопительные периоды, и тем самым доказано, что МУП "Инта-Жилкомхоз" представил недостоверные сведения, необходимые для ведения индивидуального персонифицированного учета. Однако Предприятием не представлены доказательства того, что в период остановки котельной в межотопительный период машинисты (кочегары) котельной продолжают исполнять свои основные трудовые функции.
МУП "Инта-Жилкомхоз" отзыв на апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ в г.Инте не представило.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации спор рассматривается в отсутствие представителей сторон по имеющимся в материалах дела документам.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ГУ - УПФ РФ в г.Инте провело камеральную проверку достоверности представления МУП "Инта-Жилкомхоз" сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования и установило, что занятость физического лица Андрейчук Клавдии Петровны в период ее работы в качестве машиниста (кочегара) котельной (на угле) с 01.12.2002 по 30.09.2007 на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с разделом 33 "Общие профессии" списка N 2 от 26.01.1991 (позиция 23200000 - 13786) документально подтверждается, за исключением межотопительных периодов и периодов очередных отпусков, приходящихся на периоды прекращения отопительного сезона (с 27.05.2003 по 07.09.2003, с 16.06.2004 по 31.08.2006, с 01.08.2005 по 13.09.2005, с 07.06.2006 по 15.09.2006, с 22.06.2007 по 02.09.2007).
Результаты проверки зафиксированы в акте от 05.05.2008 N 32, на основании которого заместитель начальника ГУ - УПФ РФ в г.Инте принял решение от 03.06.2008 N 33 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за нарушение законодательства в виде финансовой санкции в размере 5 405 рублей 96 копеек, что составляет 10 процентов от суммы страховых взносов за 2005 - 2007 в размере 54 059 рублей 60 копеек.
С целью досудебного урегулирования спора 30.06.2008 страхователю было направлено требование от 30.06.2008 N 29 об уплате в добровольном порядке в срок до 17.07.2008 финансовой санкции в размере 5 405 рублей 96 копеек.
МУП "Инта-Жилкомхоз" не исполнил требование от 30.06.2008, поэтому Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Предприятия 5 405 рублей 96 копеек суммы финансовой санкции.
Отказывая ГУ - УПФ РФ в г.Инте в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался частью 2 статьи 11, абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ), пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ), пунктом 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537, пунктом 5 постановления Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29 и исходил из того, что в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, МУП "Инта-Жилкомхоз" правомерно включило периоды нахождения работника в очередных отпусках и периоды работы, приходящихся на прекращение отопительного сезона; орган Пенсионного фонда не доказал, что Предприятием были предоставлены недостоверные сведения, необходимые для ведения персонифицированного учета.
Второй арбитражный апелляционный суд, рассмотрев апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ в г.Инте, исследовав имеющиеся в материалах дела и представленные документы, считает апелляционную жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, МУП "Инта-Жилкомхоз" 07.06.2002 зарегистрировано Администрацией муниципального образования "Город Инта" в качестве юридического лица.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.07.2008 МУП "Инта-Жилкомхоз" статус юридического лица не утратило.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" МУП "Инта-Жилкомхоз" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно статье 7 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 сведения о застрахованных лицах представляются страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.
В пунктах 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта, о каждом работающем у него застрахованном лице сведения.
В силу статьи 19 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается Правительством Российской Федерации.
К числу таких сведений подпункт 5 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ относит сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ) право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.
Согласно пункту 5 Разъяснений Минтруда Российской Федерации "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденного постановлением Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнение работ, предусмотренных списками, в течение полного рабочего времени.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, проводимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
В соответствии с разделом 33 "Общие профессии" Списка N 2 от 26.01.1991 право на досрочную пенсию имеют машинисты (кочегары) котельной на угле и сланце.
Таким образом, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включаются периоды нахождения работника в очередных отпусках и периоды работы, приходящиеся на прекращение отопительного сезона.
Как следует из материалов дела, ГУ - УПФ РФ в г.Инте провело камеральную проверку достоверности представления МУП "Инта-Жилкомхоз" сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования и установило, что занятость физического лица Андрейчук Клавдии Петровны в период ее работы в качестве машиниста (кочегара) котельной (на угле) с 01.12.2002 по 30.09.2007 на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с разделом 33 "Общие профессии" списка N 2 от 26.01.1991 (позиция 23200000 - 13786) документально подтверждается, за исключением межотопительных периодов и периодов очередных отпусков, приходящихся на периоды прекращения отопительного сезона (с 27.05.2003 по 07.09.2003, с 16.06.2004 по 31.08.2006, с 01.08.2005 по 13.09.2005, с 07.06.2006 по 15.09.2006, с 22.06.2007 по 02.09.2007).
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что МУП "Инта-Жилкомхоз" обоснованно и правомерно включило в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, периоды нахождения Андрейчук Клавдии Петровны в очередных отпусках и периоды работы, приходящиеся на прекращение отопительного сезона.
Неисполнение страхователем обязанности по представлению в установленный срок сведений, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений влечет привлечение к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона.
Частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ГУ - УПФ РФ в г.Инте не представило доказательств того, что МУП "Инта-Жилкомхоз" были предоставлены недостоверные сведения, необходимые для ведения персонифицированного учета.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что Предприятием не представлено доказательств того, что в период остановки котельной на межотопительный период машинисты (кочегары) котельной продолжат исполнять свои трудовые функции, судом апелляционной инстанции признается несостоятельным, поскольку данный довод не соответствует материалам дела и представленным МУП "Инта-Жилкомхоз" документам, а именно: личной карточке Андрейчук К.П., трудовому договору от 01.12.2002 N 877-13.36-02, табелям учета рабочего времени, которые подтверждают, что Андрейчук К.П. на период остановки котельной на межотопительный период работала в МУП "Инта-Жилкомхоз" в должности машиниста (кочегара) котельной.
Довод ГУ - УПФ РФ в г.Инте о том, что отпуска и периоды временной нетрудоспособности могут быть включены в стаж работы в том случае, если они используются либо начинаются в период льготной работы, то есть в период отопительного сезона либо следуют непосредственно за ним, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку не соответствует действующему законодательству Российской Федерации.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Республики Коми правомерно отказал ГУ - УПФ РФ в г.Инте в удовлетворении заявленных требований о взыскании с МУП "Инта-Жилкомхоз" 5 405 рублей 96 копеек штрафа за непредставление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решение судом первой инстанции принято при правильном применении норм материального права с учетом фактических обстоятельств и имеющихся в материалах дела документов, в связи с чем основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Коми от 17.12.2008 отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.12.2008 по делу N А29-7167/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В.Хорова |
Судьи |
Л.Н.Лобанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-7167/2008
Истец: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в г. Инте
Ответчик: муниципальное унитарное предприятие "Инта - Жилкомхоз"
Хронология рассмотрения дела:
10.03.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-321/2009