Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2011 г. N 14АП-1105/2011
г. Вологда
18 марта 2011 г. |
Дело N А44-5456/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Лущик Е.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Белгранкорм - Великий Новгород" Денежко А.И. по доверенности от 24.05.2010 N 405,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Белгранкорм - Великий Новгород" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 14 января 2011 года по делу N А44-5456/2010 (судья Духнов В.П.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Белгранкорм - Великий Новгород" (далее - общество, ООО "Белгранкорм - Великий Новгород") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новгородской области (далее - территориальное управление, ТУ Росфиннадзора) о признании незаконным и отмене постановления от 19.11.2010 N 49-10/310 о привлечении к ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 14 января 2011 года по делу N А44-5456/2010 в удовлетворении требований ООО "Белгранкорм - Великий Новгород" отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование своей позиции ссылается на нарушение положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", письма Центрального Банка Российской Федерации от 26.07.2007 N 04-31-2/3178 "О применении части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - письмо ЦБ РФ N 04-31-2/3178), а также на малозначительность совершенного правонарушения.
ТУ Росфиннадзора в отзыве с доводами жалобы не согласилось, считает решение суда законным и обоснованным, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, поэтому разбирательство по делу произведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, ООО "Белгранкорм - Великий Новгород" (далее - покупатель) заключило с компанией "Поултри Импекс Пронк Холланд БВ" (далее - продавец) контракт от 30.03.2010 N 8/3032010 на поставку инкубационных бройлерных яиц.
На основании названного контракта в Новгородском региональном филиале открытого акционерного общества "Российский сельскохозяйственный банк" 24.05.2010 оформлен паспорт сделки N 10050001/3349/0008/2/0.
Во исполнение контракта от 30.03.2010 N 8/3032010 по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10208040/130710/0004437 ввезен товар, выпуск которого разрешен 14.07.2010.
Справку о подтверждающих документах ООО "Белгранкорм - Великий Новгород" предъявило в уполномоченный банк 11.08.2010. При этом установленным сроком для ее представления является 29.07.2010.
По данному факту старшим государственным инспектором валютного контроля и надзора ТУ Росфиннадзора составлен протокол от 09.11.2010 N 49-10/310 об административном правонарушении, согласно которому ООО "Белгранкорм - Великий Новгород" вменяется нарушение пункта 2.4 Положения Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" в редакции Указаний Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) от 26.09.2008 N 2080-У.
Рассмотрев материалы административного дела, руководитель ТУ Росфиннадзора вынес постановление от 19.11.2010 N 49-10/310, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
ООО "Белгранкорм - Великий Новгород" не согласилось с названным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 4 статьи 5, пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) предусмотрено, что резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 названного Закона. При этом единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются ЦБ РФ.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ ЦБ РФ устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, установлен Положением ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П (далее - Положение N 258-П).
Единые формы учета и отчетности по валютным операциям утверждены Указанием ЦБ РФ от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" (далее - Указание N 1950-У).
Согласно подпункту 1.3 пункта 1 Указания N 1950-У формой учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, является, в частности справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения N 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к Положению N 258-П.
На основании пункта 1.3 Положения N 258-П учет валютных операций, указанных в пункте 1.1 настоящего Положения (далее - валютные операции по контракту), и контроль за их проведением осуществляет уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка), в котором по контракту резидентом оформлен или переоформлен паспорт сделки в соответствии с нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок (далее - банк ПС).
В соответствии с пунктом 2.1 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном названным Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).
В пункте 2.2 Положения N 258-П указано, что резидент представляет подтверждающие документы в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, установленном приложением 1 к данному Положению.
Согласно пункту 2.4 Положения N 258-П (в редакции, действующей после 26.09.2008) резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 названного Положения, в установленном банком ПС порядке и с согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации, за исключением случая, указанного в абзаце третьем этого пункта.
Материалами дела подтверждается, что в действиях ООО "Белгранкорм - Великий Новгород" имеется состав вменяемого правонарушения, поскольку справка о подтверждающих документах в уполномоченный банк предъявлена резидентом 11.08.2010, в то время как срок ее представления истек 29.07.2010.
Вместе с тем, по мнению общества, по настоящему делу нарушена процедура привлечения к административной ответственности, так как не соблюдены требования положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В силу части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения названного Закона не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, а также к действиям государственных органов при проведении административного расследования.
Проверка соблюдения обществом законодательства в сфере валютного регулирования и валютного контроля не связана с взаимодействием уполномоченного органа и проверяемого лица, и на последнего не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований этих органов, поэтому положения Закона N 294-ФЗ на нее не распространяются.
Для установления факта правонарушения, вмененного ООО "Белгранкорм - Великий Новгород", территориальному управлению не требовалось участие представителей общества.
Кроме того, проверка проведена в рамках КоАП РФ, действие Закона N 294-ФЗ не распространяется на производство по делам об административных правонарушениях.
Не принимается во внимание ссылка общества на письмо ЦБ РФ N 04-31-2/3178, так как единые формы учета и отчетности по валютным операциям утверждены Указанием ЦБ РФ N 1950-У.
Также, по мнению общества, данное правонарушение является малозначительным.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как указано в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Эта оценка должна базироваться на совокупности и взаимной связи конкретных обстоятельств дела, доказательств и исключает немотивированное и абстрактное восприятие исследуемой ситуации.
В обоснование отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере валютного регулирования и валютного контроля общество ссылается на то, что является недавно введенным в эксплуатацию предприятием по производству и откорму куры в больших объемах; не имеет мощностей по производству собственного инкубационного яйца, поэтому использует в своей производственной деятельности продукцию, приобретенную со стороны; деятельность по закупке за границей инкубационного яйца осуществляется систематически и в настоящее время; правонарушение совершено впервые и по неосмотрительности отдельных сотрудников общества; приняты все меры для недопущения нарушений в будущем; справка о валютных операциях представлена своевременно.
Однако указанные обстоятельства не свидетельствуют о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Апелляционная коллегия считает, что совершенное обществом правонарушение создает существенную угрозу охраняемым законом правоотношениям, так как посягает на установленный и охраняемый государством порядок в сфере валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, длительный период просрочки непредставления справки в уполномоченный банк (13 дней), апелляционный суд считает, что правонарушение, совершенное обществом, не может быть квалифицировано как малозначительное.
По поводу привлечения ООО "Белгранкорм - Великий Новгород" к административной ответственности за одиннадцать аналогичных правонарушений необходимо отметить следующее.
Часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусматривает ответственность за совершение лицом каждого действия (бездействия), содержащего состав административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное нарушение.
Положением N 258-П установлена обязанность резидента представлять в уполномоченный банк подтверждающие документы в конкретный срок, поэтому непредставление подтверждающих документов на оказанные в другие периоды услуги свидетельствует о совершении схожих нарушений.
Таким образом, правонарушитель несет ответственность за каждое совершенное самостоятельное правонарушение.
По настоящему делу штраф назначен обществу в размере 40 000 рублей, что соответствует минимальному размеру санкции, установленному частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен. Процедура привлечения к административной ответственности не нарушена.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Новгородской области от 14 января 2011 года по делу N А44-5456/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Белгранкорм - Великий Новгород" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-5456/2010
Истец: ООО "Белгранкорм-Великий Новгород"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новгородской области
Хронология рассмотрения дела:
18.03.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1105/2011