г. Киров
04 июня 2009 г. |
Дело N А17-7058/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пуртовой Т.Е.,
судей Кобелевой О.П., Сандалова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Русиновой А.И.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца - Юровой Е.А., действующей на основании доверенности от 29.04.2009 N 7,
представителей ответчика - Гаранжа Л.А., действующая на основании доверенности от 01.06.2009, Смирновой М.В., действующей по доверенности от 02.04.2009
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью "Скорпион"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 11.03.2009 по делу N А17-7058/2008, принятое судом в составе судьи Голикова С.Н.,
по иску Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ивановской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Скорпион"
о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 3.391.673руб.12коп.,
установил:
Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ивановской области (далее - Ростехнадзор, истец) обратилось с иском/ в Арбитражный суд Ивановской области к обществу с ограниченной ответственностью "Скорпион" (далее - ООО "Скорпион", Общество, ответчик), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании 3.146.062руб.39коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 01.01.2005 по 30.06.2008.
Исковые требования заявлены на основании статей 1,16 Федерального Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 1 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и мотивированы тем, что по итогам проверки соблюдения требований природоохранного законодательства при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду установлена задолженность Общества по плате за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение отходов производства и потребления.
Ответчик в суде первой инстанции иск признал частично, не согласен с применением 5-кратного повышающего коэффициента.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 11 марта 2009 года уточненные исковые требования Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ивановской области удовлетворены. При этом суд исходил из того, что факт безлимитного размещения отходов подтвержден материалами дела, согласно пункту 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и уплачивается с учетом пятикратного повышающего коэффициента (пункт 5 вышеназванного Порядка).
Общество с ограниченной ответственностью "Скорпион" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 11.03.2009 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Оспаривая судебный акт, заявитель жалобы ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права. По мнению заявителя жалобы, ООО "Скорпион" не осуществляет деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, и, соответственно, не обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. С 01.08.2007 Общество осуществляет предпринимательскую деятельность как управляющая рынком компания, в результате хозяйственной деятельности которой не образуются отходы, собственником которых она является.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами заявителя не согласен, считает решение законным и обоснованным, представил письменное дополнение к жалобе..
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области от 11.03.2009 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось до 02.06.2009.
В заседании суда 02.06.2009 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 04 июня 2009 - 16 часов 30 минут. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
Суд первой инстанции указал, что при осуществлении своей хозяйственной деятельности Общество производило размещение отходов производства и потребления со ссылкой на данные МУП "САЖХ" г.Иваново (л.д. 26), согласно которым Общество в 2005 году разместило 1654,64куб. м. отходов без разбивки по классам опасности, в 2006 году -2021,4куб. м отходов, в 2007 году - 1927,2куб. м отходов (мусор от бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный), за 3 квартала 2008 года 1445,4куб. м отходов (мусор от бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный) и от размещения которых происходит негативное воздействие на окружающую среду.
Однако в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, а отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктами 5.26, 5.28, 5.30, 5.37 ГОСТа 30772-2001 - "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации N 607-ст от 28.12.2001, сбор отходов - деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами (пункт 5.26).Транспортирование отходов - деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и (или) уничтожения (пункт 5.28). Размещение отходов - деятельность, связанная с завершением комплекса операций по осуществлению хранения и/или захоронения отходов (пункт 5.30). Использование отходов - деятельность, связанная с утилизацией отходов, в том числе и отходов, появляющихся на последней стадии жизненного цикла любого объекта, направленная на производство вторичной товарной продукции, выполнение работ (услуг) или получение энергии с учетом материало - и энергосбережения, требований экологии и безопасности (пункт 5.37).
Во Временных правилах охраны окружающей среды от отходов производства и потребления, утвержденных 15.07.1994 г. Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и действующих до настоящего времени, также установлено, что временное накопление отходов на промплощадке представляет собой хранение отходов на территории предприятия в специально обустроенных для этих целей местах до момента их использования в последующем технологическом цикле или отправки на переработку на другое предприятие или на объект для размещения отходов и является временной мерой; предельные количества единовременного накопления отходов, сроки и способы их накопления утверждаются территориальными органами Минприроды России.
Из системного толкования указанных норм следует, что временное нахождение на территории предприятия производственных отходов до момента их передачи специализированным организациям не может рассматриваться в качестве основной деятельности данного предприятия по размещению отходов.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Между тем, из материалов дела не следует, что Общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.
Напротив, ООО "Скорпион" является управляющей компанией, которой принадлежит рынок, как единый имущественный комплекс по организации торговой деятельности, как организатор рынка предоставляет в аренду индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам специально оборудованные торговые места и обеспечивает ведение рыночной деятельности, в результате которой образуются отходы производства и потребления.
Однако отходы, образующиеся в процессе деятельности общества, передаются третьим лицам в соответствии с заключенными с ними договорами.
Таким образом, доказательств, свидетельствующих о том, что Общество осуществляет деятельность по размещению отходов, Ростехнадзором в материалы дела не представлено.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности Ростехнадзором в действиях Общества факта неначисления и невнесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления.
С учетом изложенного, исковые требования истца являются необоснованными и не подлежат удовлетворению, судебный акт подлежит отмене, так как нормы материального права применены судом неверно.
Доводы заявителя жалобы о нарушении норм процессуального права являются голословными, материалами дела не подтверждаются.
При данных обстоятельствах апелляционная жалоба ответчика является частично обоснованной и подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе и по делу относятся на истца, который согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ивановской области от 11.03.2009 по делу N А17-7058/2008 отменить.
В удовлетворении исковых требований Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ивановской области отказать.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Скорпион" справку на возврат из федерального бюджета 1.000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе, уплаченной по платежному поручению N 93 от 07.04.2009.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.Е. Пуртова |
Судьи |
О.П. Кобелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-7058/2008
Истец: Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ивановской области
Ответчик: общество с ограниченной ответственностью "Скорпион"