г. Киров
17 июня 2009 г. |
Дело N А82-1647/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Перминовой Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Лысовой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ермошиной С.Г.,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя Диянковой Т.В., действующей на основании доверенности от 01.01.2009, Громова Е.В., действующего на основании доверенности от 07.05.2009,
представителей ответчика Ермаковой А.Ю., действующей на основании доверенности от 17.03.2009 N 01-07/643, Багно С.П., действующей на основании доверенности от 10.11.2008 N 01-07/2525,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фонд "Экономическая инициатива"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.05.2009 по делу N А82-1647/2009, принятое судом в составе судьи Глызиной А.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фонд "Экономическая инициатива"
к Департаменту топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фонд "Экономическая инициатива" (далее - Общество, ООО "Фонд "Экономическая инициатива", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - Департамент, административный орган, ответчик) от 06.02.2009 N 1/09-ЛМ/ЮЛ которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Арбитражный суд Ярославской области решением от 08.05.2009 отказал в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления, уменьшив размер назначенного Обществу штрафа до 40 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, производство по делу прекратить.
По мнению Общества, суд первой инстанции в нарушение требований части 2 статьи 1.5 КоАП РФ незаконно возложил на заявителя обязанность доказывания отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.
В обоснование доводов жалобы Общество указывает, что административным органом не представлено доказательств, подтверждающих наличие предусмотренных пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) оснований для установления тарифов органом местного самоуправления и их применения заявителем.
Общество считает, что состав вменяемого административного правонарушения отсутствует, поскольку в Тутаевском муниципальном районе не принят нормативно-правовой акт, регулирующий тарифы на вывоз отходов промышленного и производственного характера.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу опроверг доводы жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции стороны поддержали занятые по делу позиции.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в связи с выявленным при проверке органа местного самоуправления Тутаевского муниципального района фактом установления двух различных тарифов на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов (далее - ТБО) для организации коммунального комплекса ООО "Фонд "Экономическая инициатива" Департаментом проведена проверка правильности применения тарифов на услуги по утилизации (захоронению) ТБО, оказываемые Обществом в 2008 году.
Результаты проверки отражены в Акте от 30.01.2009 (л.д. 12). В ходе проверки установлено, что ООО "Фонд "Экономическая инициатива" оказывает услуги по утилизации (захоронению) ТБО населению, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на территории города Тутаева и населенных пунктов Тутаевского муниципального района Ярославской области.
Из акта проверки следует, что регулирование тарифов на услуги по утилизации (захоронению) ТБО осуществляется органом местного самоуправления Тутаевского муниципального района (далее - ТМР).
Решением Муниципального Совета ТМР от 14.12.2007 N 107-Г (л.д.29) (далее - Решение N 107-Г) для ООО "Фонд "Экономическая инициатива" установлены тарифы на услуги утилизации ТБО в размере 61,13 руб./куб.м. и крупно-габаритных отходов (далее - КГО) в размере 85,15 руб./куб.м.
Департаментом установлено, что утилизация (захоронение) ТБО оплачивается населением в составе платы за жилое помещение из расчета 85,15 руб./куб.м. и нормы накопления ТБО, включая КГО - 0,93 куб.м в год, что в пересчете составляет 0,34 руб. за 1 кв.м. площади жилья.
Решением N 107-Г в составе платы за текущее содержание и ремонт определена стоимость услуги по вывозу и утилизации (захоронению) ТБО в размере 0,74 руб. за кв.м обслуживаемого жилья, которая включает в себя 0,40 руб. - за вывоз и 0,34 руб.- за утилизацию.
По предписанию Департамента от 13.08.2008 N 01-07/1769 решением от 09.09.2008 N 132-Г Муниципальный Совет ТМР внес изменения в Решение N107-Г, в соответствии с которым ранее утвержденный тариф 85,15 руб./куб.м. утратил силу, при этом плата населения за услуги утилизации не была пересмотрена.
Таким образом, Департамент пришел к выводу, что с 09.10.2008 следовало применять тариф 61,13 руб./куб.м. и при неизменных нормах накопления ТБО, включая КГО, стоимость услуги утилизации (захоронения) ТБО для населения должна составлять 0,24 руб./кв.м.
Из акта проверки следует, что Общество за период январь-октябрь 2008 при расчетах с населением применяло тариф на утилизацию (захоронение) ТБО 85,15 руб./куб.м., что соответствует 0,34 руб./кв.м., соответственно в период с 9 по 31 октября 2008 года Общество при расчетах с населением применяло завышенный тариф. Сумма завышения составила 92 766,08 руб.
Кроме того, Департаментом установлено, что в период с января по октябрь 2008 Общество оказывало услуги по утилизации (захоронению) ТБО прочим потребителям по тарифам: 159,28 руб./куб.м - для бюджетных организаций, 178,40 руб./куб.м. - для прочих предприятий и индивидуальных предпринимателей. Учитывая, что с 14.01.2008 по 09.10.2008 подлежал применению тариф - 85,15 руб./куб.м., а с 09.10.2008 - 61,13 руб./куб.м. ответчик в акте проверки указал, что общая сумма завышения за проверяемый период по прочим потребителям в связи с применением Обществом завышенного тарифа составила 1 469 266,44 руб.
Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, сотрудник Департамента 30.01.2009 составил в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 1/09-ЛМ/ЮЛ. Протокол составлен в присутствии директора Общества (л.д.19-20). Законный представитель Общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении извещен в протоколе.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 06.02.2009 Департамент вынес постановление N 1/09-ЛМ/ЮЛ о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Общество, не согласившись с данным постановлением, обжаловало его в Арбитражный суд Ярославской области.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования о признании оспариваемого постановления незаконным и его отмене, исходил из доказанности факта совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ. При этом, суд первой инстанции учел, что Общество привлекается к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ впервые и уменьшил размера штрафа до 40 000 рублей.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности и иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения вменяемого правонарушения) установлена ответственность за завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования в виде наложения на юридических лиц административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
Материалы дела показывают, что Решением N 107-Г для ООО "Фонд "Экономическая инициатива" установлен тариф на услуги по утилизации (захоронению) ТБО. Тариф пересмотрен решением Муниципального Совета ТМР от 09.09.2008 N 132-Г.
Таким образом, утверждение тарифа для организаций коммунального комплекса, в том числе и для ООО "Фонд "Экономическая инициатива" осуществляется органом местного самоуправления ТМР. При этом, вопрос о доле услуг по утилизации ТБО, оказываемых Обществом на территории ТМР, определяется органом регулирования тарифов на стадии процесса их установления.
Согласно расчетам администрации ТМР при установлении тарифа на утилизацию на 2008 был принят объем ТБО в размере 59,85 тыс. куб.м. При расчете с населением, проживающим на территории Тутаевского муниципального района на 2008 был принят объем по утилизации (захоронению) ТБО в размере 50,7 тыс.куб.м, в том числе 45,4 тыс.куб.м - ТБО, 5,3 тыс.куб.м. - КГО (л.д.123-124). Расчет объемов выполнен на основании Постановления главы Тутаевского муниципального округа от 08.07.1999 N 479. Из расчета следует, что более 80 % (50,7 тыс.куб.м/59,85 тыс.куб.м * 100% = 84,7 %) от натуральной величины услуг по утилизации (захоронению) ТБО оказываются населению Тутаевского муниципального района Обществом.
Соответственно, органом регулирования тарифов было установлено наличие условий, предусмотренных частью 3 статьи 5 Закона N 210-ФЗ для регулирования тарифов.
Решения Муниципального Совета ТМР N 107-Г и 132-Г в спорный период являлись действующими. При этом, Департаментом в отношении Общества проводилась проверка правильности и обоснованности применения уже утвержденных в установленном порядке и действующих тарифов.
Доводы Общества со ссылкой на данные Тутаевского отдела государственной статистики о численности населения (л.д.136) и на сведения Общества о количестве заключенных договоров (л.д.133) о том, что потребители г. Тутаева и ТМР потребляют менее 80% товаров и услуг, оказываемых ООО "Фонд "Экономическая инициатива", не могут быть приняты апелляционным судом, поскольку указанные доказательства не свидетельствуют об объеме потребляемых потребителями муниципального образования услуг Общества в натуральном выражении. Кроме того, законность и обоснованность утверждения тарифов Обществом не оспаривалась, в связи с чем, оснований для их завышения, неприменения не имелось.
Доводы Общества об отсутствии в Тутаевском муниципальном районе нормативно-правового акта, регулирующего тарифы на вывоз отходов промышленного и производственного характера, судом апелляционной инстанции отклоняются в силу следующего.
Из материалов дела следует, что Обществу вменяется в вину нарушение применения тарифов на оказываемые услуги утилизации (захоронения) ТБО, а не на услуги по вывозу отходов.
Из текста Решения N 107-Г следует, что оно принято в соответствии с Законом N 210-ФЗ.
В силу пункта 17 статьи 2 Закона N 210-ФЗ, потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются лица, приобретающие по договору тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители).
Таким образом, под потребителями услуг в целях регулирования отношений по утилизации (захоронению) ТБО наряду с гражданами являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, то есть любые хозяйствующие субъекты, приобретающие услуги для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд.
Из Решения N 107-Г не следует, что утвержденный для Общества тариф применяется только в отношении одной категории потребителей - населения, в связи с чем, с учетом положений пункта 17 статьи 2 и части 3 статьи 3 Закона N 210-ФЗ суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Общество обязано было в 2008 году применять при расчетах за оказанные всем потребителям (гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям) услуги по утилизации (захоронению) ТБО тарифы, утвержденные в установленном порядке.
Завышение Обществом при оказании услуг утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов тарифов, утвержденных решениями Муниципального Совета ТМР от 14.12.2007 N 107-Г и от 09.09.2008 N 132-Г, является нарушением порядка ценообразования и образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако, данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая во внимание, что тарифы были утверждены и опубликованы в установленном порядке, суд считает, что у Общества имелась возможность для соблюдения закона, но им не были приняты все зависящие от него меры по недопущению завышения регулируемого тарифа.
Таким образом, в действиях Общества имеется состав вменяемого административного правонарушения. Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Учитывая отсутствие отягчающих вину обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что Общество привлекается к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ впервые, и уменьшил размер штрафа до минимального размера, предусмотренного санкцией части 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным, обоснованным и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклоняются как несостоятельные.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.05.2009 по делу N А82-1647/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фонд "Экономическая инициатива" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Перминова |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-1647/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Фонд "Экономическая инициатива"
Ответчик: Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области
Хронология рассмотрения дела:
17.06.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2471/2009