г. Киров
15 июня 2009 г. |
А82-15515/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Лысовой Т.В.,
судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Киселевой В.А.,
при участии в судебном заседании представителей третьего лица: Зеленова В.А. по доверенности от 27.10.2008, Асмолова Э.Б. - директора СПК "Ленинец",
рассмотрев апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Ленинец"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.04.2009 по делу N А82-15515/2008, принятое судом в составе судьи Сурововой М.В.,
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области
к главе Тутаевского муниципального района Ярославской области
третье лицо: сельскохозяйственный производственный кооператив "Ленинец",
о признании постановления недействительным,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области (далее - заявитель, Управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным постановления главы Тутаевского муниципального района Ярославской области (далее - ответчик, глава Тутаевского МР) от 09.09.2008 N 1568 "О предоставлении земельного участка в собственность за плату".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен сельскохозяйственный производственный кооператив "Ленинец" (далее - СПК "Ленинец", Кооператив).
Решением суда первой инстанции от 07.04.2009 данное требование удовлетворено.
Не согласившись с вынесенным решением, СПК "Ленинец" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, нарушение норм материального права, просит решение от 07.04.2009 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования заявителя. Кооператив обращает внимание на то, что спорный земельный участок изначально был передан колхозу как земля сельскохозяйственного назначения. В период владения его категория не изменялась. Также принадлежность участка к землям сельскохозяйственного назначения подтверждается выписками из Государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН), Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), свидетельствами о регистрации прав, договором купли-продажи. Доводы решения сводятся не к оценке законности постановления, а к анализу оснований его появления: решений о передаче земельного участка колхозу, постановке его на кадастровый учет, регистрации прав на земельный участок. Однако ни один из названных актов и действий не были оспорены в установленном порядке, то есть являются действующими.
СПК "Ленинец" полагает, что постановление от 09.09.2008 N 1568 принято в пределах компетенции главы Тутаевского МР. Процедура выкупа соответствует закону. Запись о праве собственности Кооператива на спорный земельный участок внесена в ЕГРП. Поэтому факт незаконного распоряжения федеральной собственностью не имеет места. Ссылка суда на постановление правительства Ярославской области от 09.10.2008 N 537-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" (далее - Постановление Правительства ЯО N 537-п) несостоятельна, так как оно было принято после издания оспариваемого постановления. Также указанное постановление противоречит Федеральному закону от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), поскольку категория спорного земельного участка была изменена без согласия правообладателя. Кроме того, Постановление Правительства ЯО N 537-п признано незаконным в части целого ряда земельных участков. Вывод суда об отнесении земельного участка к землям лесного фонда также вступает в противоречие с Законом N 172-ФЗ, согласно которому присвоение категории земель и ее изменение осуществляются в особом порядке и являются исключительной компетенцией органов исполнительной власти. Факт нахождения на земельном участке лесных насаждений автоматически не переводит его в категорию земель лесного фонда, поскольку на землях сельскохозяйственного назначения допускается наличие защитных лесов. Вывод суда о том, что леса, расположенные на участке Кооператива, не являются защитными, не подтверждается материалами дела.
Также СПК "Ленинец" считает, что признание оспариваемого постановления полностью недействительным незаконно лишает его права собственности на часть земельного участка площадью 42 га, не занятую лесом.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Росимущества оценивает решение суда от 07.04.2009 как законное и обоснованное, просит оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения, указывает на то, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов исследованию подлежат и обстоятельства, послужившие основанием для их принятия. Постановление главы администрации Тутаевского района от 11.09.1992 N 516 и постановление главы Тутаевского МР от 23.11.2007 N 1523, проект организации и ведения лесного хозяйства ГУ "Тутаевский сельский лесхоз" ГУ "Ярсельлес" подтверждают наличие на спорном участке лесных насаждений. Согласно статье 130 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, передавались в безвозмездное пользование в целях обеспечения их потребностей в древесине и других лесных ресурсах с правом осуществления всех видов лесопользования. Следовательно, они предоставлялись не для нужд сельского хозяйства, а для нужд лесопользования сельскохозяйственных организаций. Глава Тутаевского МР и СПК "Ленинец" не доказали, что леса спорного участка являются защитными насаждениями на землях сельскохозяйственного назначения и потому не могут входить в состав земель лесного фонда.
Заявитель и ответчик явку представителей в апелляционный суд не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Глава Тутаевского МР отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей заявителя и ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением исполнительного комитета Тутаевского районного Совета народных депутатов от 24.09.1981 N 334 был утвержден план отвода земель колхозу "Ленинец" общей площадью 5752,18 га для сельскохозяйственного использования. Выдан государственный акт на право бессрочного и бесплатного пользования.
11.09.1992 главой администрации Тутаевского района издано постановление N 516 об утверждении проекта землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемых колхозов, согласно которому 1679 га из общей площади земель реорганизуемого колхоза "Ленинец" (5144 га) заняты лесами, 133 га - кустарниками.
11.07.2006 земельный участок площадью 1766 га, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, назначение - для сельскохозяйственного производства, поставлен на кадастровый учет под номером 76:15:000000:147.
Постановлением главы Тутаевского МР от 23.11.2007 N 1523 внесены изменения в проект перераспределения земель, а именно: общая площадь земель СПК "Ленинец" (бывший колхоз "Ленинец") определена в размере 5029 га, из них предоставлено в постоянное (бессрочное) пользование 1766 га, в том числе 1679 га лесных земель, 78 га кустарников. Государственная регистрация данного права осуществлена 14.08.2008, выдано свидетельство 76АА 734670.
На основании постановления главы Тутаевского МР от 09.09.2008 N 1568 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования Кооператива на земельный участок площадью 1766 га, предоставленный для сельскохозяйственного производства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Принято решение о предоставлении указанного земельного участка в собственность СПК "Ленинец" за плату.
Во исполнение данного постановления 18.09.2008 заключен договор купли-продажи. Право собственности Кооператива зарегистрировано 26.09.2008, выдано свидетельство о государственной регистрации права 76-АА 780983.
Считая постановление Главы Тутаевского МР от 09.09.2008 N 1568 незаконным и нарушающим имущественные права Российской Федерации в сфере лесных отношений, Управление Росимущества оспорило его в арбитражный суд.
Удовлетворяя требование заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок не относится ни к землям населенных пунктов, ни к землям природоохранного назначения, ни к землям сельскохозяйственного назначения, занятым лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений. К последней из вышеназванных групп земель относятся специально созданные защитные лесные полосы для охраны сельскохозяйственных угодий. Данные защитные лесные полосы на территории Ярославской области никогда не создавались, поскольку предназначены для защиты сельскохозяйственных угодий в иных климатических зонах. Таким образом, спорный земельный участок, как участок, занятый лесом, ранее предоставленный во владение колхоза в соответствии с действовавшим порядком, может быть отнесен только к землям лесного фонда. Статус данного участка как участка лесного фонда подтверждается и постановлением Администрации ЯО от 09.10.2008 N 537-п. У Главы Тутаевского МР отсутствует право на распоряжение ограниченным в обороте земельным участком, который находится в федеральной собственности.
Исследовав имеющиеся в деле документы, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей третьего лица, Второй арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу из следующего.
На момент предоставления правопредшественнику СПК "Ленинец" земель для сельскохозяйственного использования в бессрочное и бесплатное пользование, а также на момент утверждения проекта перераспределения земель реорганизуемого колхоза "Ленинец" (л.д. 76 - 77, 108 - 109) действовал Лесной кодекс РСФСР и Земельный кодекс РСФСР 1970 года. Согласно статьям 4, 5 Лесного кодекса РСФСР, статье 113 Земельного кодекса РСФСР 1970 года единый государственный лесной фонд состоит из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. Землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. В государственный лесной фонд не входят деревья и группы деревьев, а также иная древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов; деревья и группы деревьев, а также озеленительные насаждения в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не занятых городскими лесами; деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках.
Таким образом, леса, расположенные на землях, переданных колхозу "Ленинец", относились к группе колхозных лесов.
В соответствии со статьей 98 Лесного кодекса РСФСР, статьей 113 Земельного кодекса РСФСР 1970 года данные леса и земли лесного фонда были предназначены для осуществления лесных пользований, в том числе лесозаготовок и иных нужд лесного хозяйства. При этом преимущественное право их осуществления принадлежало колхозам и колхозникам.
Аналогичные нормы о составе лесного фонда и земель лесного фонда содержались в статьях 2, 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации (период действия с 01.01.1994 до 04.02.1997), статьях 7 - 8 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года (период действия с 04.02.1997 до 01.01.2007), статье 6 действующего Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года, статье 94 Земельного кодекса РСФСР 1991 года (период действия с 25.04.1991 до 30.10.2001), статьях 77, 101 действующего Земельного кодекса Российской Федерации. Праву владения колхозов на лесной фонд и целям лесопользования в лесах сельскохозяйственных формирований (обеспечение потребности в древесине и другой продукции леса) была посвящена статья 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу, что земли, покрытые лесом, были предоставлены колхозу "Ленинец" не для сельскохозяйственных целей, а для лесопользования. Следовательно, спорный земельный участок мог входить только в состав земель лесного фонда.
Утверждение о том, что лесные земли СПК "Ленинец" относятся к категории "земли сельскохозяйственного назначения", появилось в постановлении главы Тутаевского МР от 23.11.2007 N 1523 (л.д. 23).
На момент его издания правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществлялось Законом N 172-ФЗ (вступил в силу с 05.01.2005), Положением о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.09.2004 N 455, и Положением о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 48.
Принятый уполномоченным органом акт о переводе спорного земельного участка из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения в материалах дела отсутствует. В связи с этим апелляционный суд считает, что категория данного участка (земли лесного фонда) не изменялась, что подтверждается представленными заявителем материалами лесоустройства, а именно: проектом организации ведения лесного хозяйства ГУ "Тутаевский сельский лесхоз" ГУ "Ярсельлес" (л.д. 12 - 14). Поэтому содержание постановлений главы Тутаевского МР от 23.11.2007 N 1523, от 09.09.2008 N 1568 в части отнесения лесных земель Кооператива к землям сельскохозяйственного назначения, сведения, отраженные в графе 8 "Категория земель" кадастровых выписок о земельном участке от 20.01.2009 N 7615/201/09-0158, от 24.02.2009 N 7615/201/09-0708 (л.д. 63 - 64, 79 - 80), и внесенная в ЕГРП на основании вышеуказанных документов информация о категории земель (л.д. 65, 70 - 71) не соответствуют действительности и потому не могут быть учтены при рассмотрении настоящего дела.
Включение спорного участка в состав земель сельскохозяйственного назначения только в связи с тем, что он находился в пользовании реорганизованного колхоза "Ленинец", не соответствует приведенным выше нормам материального права, регламентирующим порядок перевода земель лесного фонда из одной категории в другую. Также не представляется возможным на основании материалов дела отнести лес, расположенный на рассматриваемом земельном участке, к не входящим в лесной фонд лесным насаждениям, предназначенным для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений (статья 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года, действовавшего на момент принятия оспариваемого постановления, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Данная императивная норма фактически запрещает передачу таких лесных участков в собственность субъектов Российской Федерации, в собственность муниципальных образований, а также в частную собственность (собственность граждан и юридических лиц). Федеральная собственность на участки лесного фонда сельхозформирований площадью 717300 га зарегистрирована 15.03.2001 (л.д. 10 - 11). Следовательно, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии у Главы Тутаевского МР полномочий на предоставление земельного участка площадью 1766 га в собственность СПК "Ленинец".
Таким образом, решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.04.2009 о признании недействительным постановления Главы Тутаевского МР от 09.09.2008 N 1568 является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются по следующим основаниям.
Исследование решений о передаче спорного земельного участка колхозу "Ленинец", иных актов, принятие которых предшествовало изданию постановления от 09.09.2008 N 1568, а также выписки из ГКН и других представленных сторонами документов осуществлялось судом первой инстанции с целью установить наличие (отсутствие) у ответчика полномочий на предоставление земельного участка в собственность Кооператива. Данные действия суда не противоречат части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Наличие зарегистрированного в установленном порядке права собственности СПК "Ленинец" на земельный участок площадью 1766 га не препятствует оспариванию акта орган местного самоуправления, на основании которого был заключен договор купли-продажи о 18.09.2009 (л.д. 66), в свою очередь послуживший основанием для регистрации указанного права. Требования, заявленные Управлением Росимущества, по сути, направлены на последовательное оспаривание права собственности Кооператива.
СПК "Ленинец" сделало правильный вывод о том, что часть земельного участка площадью 1766 га, переданного ему в собственность Главой Тутаевского МР, не покрыта лесом. Однако в деле не имеется доказательств того, что указанная часть земельного участка отнесена к землям иной категории. К землям лесного фонда в соответствии со статьей 101 Земельного кодекса Российской Федерации относятся и земли, не покрытые лесной растительностью.
Поэтому оспариваемое постановление не может быть признано недействительным в части.
Ссылка суда первой инстанции на Постановление Правительства ЯО N 537-п, которое не действовало на момент издания оспариваемого постановления, не привела к принятию неправильного решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.04.2009 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу СПК "Ленинец" - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на уплату государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на Кооператив.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.04.2009 по делу N А82-15515/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Ленинец" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Лысова |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-15515/2008
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ярославской области
Ответчик: Глава Тутаевского муниципального района
Кредитор: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ярославской области, Белянкин В.Б.
Третье лицо: Сельскохозяйственный производственный кооператив "Ленинец"
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2152/2009