г. Киров
А29-3184/2009
04 августа 2009 г. |
|
Дата вынесения резолютивной части постановления 04 августа 2009 года.
Дата изготовления постановления в полном объеме 04 августа 2009 года
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Лобановой Л.Н., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем ,
без участия представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ухтанефтепродукт"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.05.2009 по делу N А29-3184/2009, принятое судом в составе судьи Борлаковой Р.А.,
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ухте Республики Коми
к обществу с ограниченной ответственностью "Ухтанефтепродукт"
о взыскании 313 918 рублей,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ухте Республики Коми (далее - Управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми к обществу с ограниченной ответственностью "Ухтанефтепродукт" (далее - Общество, должник) о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2008 года в сумме 313 918 рублей (232 395 рублей по страховой части пенсии и 81 523 рубля по накопительной части пенсии).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 19.05.2009 заявленные требования удовлетворены.
Общество не согласилось с принятым судебным актом и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.05.2009 отменить и принять новый судебный акт - отказать Управлению в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы указывает, что в связи с неуплатой страховых взносов за 9 месяцев 2008 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Коми в результате камеральной проверки доначислен единый социальный налог за 9 месяцев 2008 года в сумме 168 636 рублей. Часть указанной суммы взыскана с Общества по инкассовому поручению налогового органа, в остальной части приняты меры ко взысканию за счет имущества должника. По мнению Общества, сумма страховых взносов за один и тот же период - 9 месяцев 2008 года дважды взыскана с Общества в пользу Пенсионного фонда и в федеральный бюджет, и в случае исполнения обжалуемого решения ООО "Ухтанефтепродукт" будет вынуждено уплатить единый социальный налог сверх установленной законом ставки, что нарушит его права.
Пенсионный фонд отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Республики Коми от 29.07.2008 в отношении ООО "Ухтанефтепродукт" возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве). Определением суда от 22.09.2008 в отношении Общества введена процедура наблюдения.
20.10.2008 Обществом представлен расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2008 года, согласно которому сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за указанный период составила 1 064 379 рублей, из них страховые взносы на единое пенсионное обеспечение (на страховую часть трудовой пенсии) 804 977 рулей, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (на накопительную часть трудовой пенсии) 259 402 рубля, сумма страховых взносов, подлежащая уплате в бюджет, составила 313 918 рублей, в том числе на страховую часть пенсии 232 395 рублей и на накопительную часть пенсии 81 523 рубля.
Задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за полугодие 2008 года в сумме 750 461 рубль, в том числе на страховую часть пенсии в сумме 572 582 рубля, на накопительную часть пенсии на сумму 177 879 рублей, включена в реестр требований кредиторов.
В связи с неуплатой в установленный срок страховых взносов Пенсионный фонд направил Обществу требование от 12.11.2008 N 3640 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 313 918 рублей в добровольном порядке в срок до 08.12.2008.
Поскольку Общество не исполнило указанное требование, Управление обратилось в арбитражный суд с требованием о ее взыскании.
Руководствуясь статьей 6, пунктом 2 статьи 14, подпунктом 1 пункта 2 статьи 22, статьями 24, 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьей 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", пунктом 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу о законности и обоснованности требований Пенсионного фонда и о том, что спорные платежи являются текущими и подлежат удовлетворению вне рамок дела о банкротстве, в связи с чем, удовлетворил заявленное требование.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Второй арбитражный апелляционный суд не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) ООО "Ухтанефтепродукт" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно пункту 2 статьи 14 названного Закона страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 167-ФЗ под расчетным периодом по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
В статье 24 Федерального закона N 167-ФЗ установлены порядок исчисления, процедура и сроки уплаты страховых взносов. Страхователь обязан ежемесячно производить уплату авансовых платежей по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам. Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган. Разница между суммами авансовых платежей, внесенными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
В силу пунктов 1, 2 статьи 25 Федерального закона N 167-ФЗ контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.
Согласно пункту 3 названной статьи взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 Федерального закона N 167-ФЗ.
В случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает: в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей либо если страхователем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (пункт 4 статьи 25 Федерального закона N 167-ФЗ).
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) устанавливает различный правовой режим удовлетворения требований кредиторов к должнику, находящемуся в процедуре банкротства, в зависимости от времени возникновения денежного обязательства и обязательства по уплате обязательных платежей.
В силу статьи 2 Закона о банкротстве обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 8 и 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
При решении вопроса об установлении размера и квалификации требований уполномоченного органа по налогам, налоговый период по которым состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (например, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, земельный налог), судам надлежит исходить из следующего.
Если окончание отчетного периода и срока уплаты соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то этот авансовый платеж не является текущим. При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства (что влечет квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, как текущего) также не является основанием для признания указанного авансового платежа в качестве текущего. В данном случае налоговый орган вправе осуществить взыскание налога вне рамок дела о банкротстве в установленном налоговым законодательством порядке в размере, определяемом как разница между суммой налога и суммой авансового платежа, требование об уплате которого не является текущим.
Согласно статье 2 Федерального закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом.
В связи с этим положения пунктов 8 и 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 применимы к правоотношениям, связанным с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пеней.
Арбитражный суд Республики Коми установил, и это не противоречит материалам дела и не оспаривается заявителем, что ООО "Ухтанефтепродукт" не уплатило в установленный срок страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период с 01.07 по 30.09.2008 в сумме 313 918 рублей.
Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 3 квартал 2008 года возникла с даты окончания отчетного периода, то есть с 30.09.2008 (после возбуждения производства по делу о несостоятельности ООО "Ухтанефтепродукт" - 29.07.2008 и после введения процедуры наблюдения - 22.09.2008).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что взыскиваемая Пенсионным фондом недоимка не относится к платежам, подлежащим включению в реестр требований кредиторов, поскольку являются текущими платежами, взыскание данной недоимки производится вне рамок дела о несостоятельности (банкротстве).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное Учреждением требование, взыскав с Общества задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 232 395 рублей, на накопительную часть пенсии в сумме 81 523 рубля.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Из представленного Обществом акта камеральной налоговой проверки расчета авансовых платежей по единому социальному налогу за 9 месяцев 2008 года, представленного ООО "Ухтанефтепродукт", следует, что сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшена налогоплательщиком на сумму начисленных им за этот же период авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в расчете авансовых платежей на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2008 года. В связи с тем, что заявитель жалобы не уплатил сумму авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в бюджет, Межрайонная ИФНС России N 3 по Республике Коми пришла к выводу о занижении Обществом суммы авансового платежа по единому социальному налогу на 168 636 рублей и предложила уплатить указанную сумму в бюджет.
Согласно абзацу 6 пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.
В связи с этим, в случае уплаты Обществом доначисленной суммы авансового платежа по единому социальному налогу и задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2008 года не приведет к двойному взысканию обязательных платежей в бюджет, поскольку в таком случае возникнет превышение суммы фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование над суммой примененного налогового вычета по единому социальному налогу, которое признается излишне уплаченным единым социальным налогом и подлежит возврату Обществу.
Арбитражный суд Республики Коми правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. Поскольку ООО "Ухтанефтепродукт" не уплатило государственную пошлину при подаче апелляционной жалобу, Обществу была представлена отсрочка по ее уплате в соответствии со статьей 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации, с ООО "Ухтанефтепродукт" подлежит взысканию государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1 000 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.05.2009 по делу N А29-3184/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ухтанефтепродукт" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Ухтанефтепродукт" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 рублей.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
Л.Н. Лобанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-3184/2009
Истец: ГУ Управление пенсионного фонда в г. Ухте
Ответчик: общество с ограниченной ответственностью Ухтанефтепродукт, общество с ограниченной ответственностью "Ухтанефтепродукт"
Кредитор: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N3 по РК, Амон Э.Л.
Хронология рассмотрения дела:
04.08.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2956/2009