г. Киров
19 августа 2009 г. |
Дело N А17-1525/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Лысовой Т.В.,
судей Буториной Г.Г., Перминовой Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента управления имуществом Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 16.06.2009 по делу N А17-1525/2009, принятое судом в составе судьи Герасимова В.Д.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Абдулаевой Айзанат Будуновны
к Департаменту управления имуществом Ивановской области
третье лицо: администрация города Иваново,
о признании распоряжения недействительным,
установил:
индивидуальный предприниматель Абдулаева Айзанат Будуновна (далее - заявитель, Предприниматель, ИП Абдулаева А.Б.) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента управления имуществом Ивановской области (далее - ответчик, Департамент) от 19.01.2009 N 24 "Об отказе в предоставлении земельного участка".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Иваново.
Решением суда первой инстанции от 16.06.2009 требование заявителя удовлетворено, с ответчика в пользу Предпринимателя взысканы расходы на уплату государственной пошлины в сумме 100 руб., излишне уплаченная госпошлина возвращена ИП Абдулаевой А.Б. из федерального бюджета.
Не согласившись с данным решением, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение от 16.06.2009 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя. Ответчик считает отказ в предоставлении Предпринимателю земельного участка правомерным, поскольку вид разрешенного использования испрашиваемого участка не соответствует градостроительному регламенту, установленному статьей 32 Правил землепользования и застройки города Иваново, утвержденных решением Ивановской городской думы от 27.02.2008 N 694 (далее - Правила землепользования и застройки). Использование данного земельного участка, расположенного в зоне многоэтажной жилой застройки Ж-3, под размещение торгового павильона градостроительным регламентом не предусмотрено. Кроме того, испрашиваемый участок входит в границы охранной зоны памятника истории и культуры "Жилой комплекс на 400 квартир" по адресу: г. Иваново, ул. Красных Зорь, 3. В соответствии с решениями исполкома Ивановского областного совета депутатов трудящихся от 02.11.1970 N 638, от 11.10.1976 N 18/27 названный памятник имеет республиканское значение. Согласно Положению о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 N 315 (далее - Положение о зонах охраны) использование земель в границах охранной зоны должно осуществляться с учетом запрета или ограничения размещения рекламы, вывесок, построек и объектов (автостоянок, временных построек, киосков, навесов и т.п.).
Также Департамент указывает на необходимость освобождения ИП Абдулаевой А.Б. земельного участка, занятого торговым павильоном, в связи с вступлением в законную силу решения Арбитражного суда Ивановской области от 19.11.2008 по делу N А17-5687/2008, которым было отказано в признании недействительным постановления администрации г. Иваново "О принудительном освобождении земельного участка по ул. Красных Зорь, у дома N 1".
В отзыве на апелляционную жалобу администрация г. Иваново считает жалобу Департамента законной и обоснованной и просит ее удовлетворить.
Лица, участвующие в деле, явку представителя в апелляционный суд не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Департамент и Предприниматель ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия. Также ИП Абдулаева А.Б. просила оставить решение суда от 16.06.2009 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей заявителя, ответчика и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании договора купли-продажи от 13.11.2007 ИП Абдулаева А.Б. приобрела в собственность торговый павильон площадью 21,3 кв.м., расположенный у дома N 1 литер Б по ул. Красных Зорь г. Иваново на земельном участке с кадастровым номером 37:24:040212:0008 площадью 24 кв.м.
Предприниматель неоднократно обращалась к главе г.Иваново с заявлениями о предоставлении указанного земельного участка в аренду.
В связи с вступлением в силу Закона Ивановской области от 17.06.2008 N 59-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городском округе Иваново" (далее - Закон Ивановской области N 59-ОЗ) ее заявление от 15.01.2008 было передано для рассмотрения в Департамент. Информация об этом доведена до заявителя письмом заместителя начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Иваново от 06.08.2008 N 1-30-8728.
15.01.2009 межведомственная комиссия по предоставлению земельных участков приняла решение об отказе в предоставлении земельного участка под торговый павильон по причине несоответствия участка градостроительному регламенту и расположения его в границах охранной зоны памятника архитектуры федерального значения.
На основании решения комиссии Департамент 19.01.2009 принял распоряжение N 24 "Об отказе в предоставлении земельного участка".
Считая данное распоряжение незаконным и нарушающим права в области предпринимательской и иной экономической деятельности, ИП Абдулаева А.Б. оспорила его в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции руководствовался статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьями 36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), статьей 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), Порядком принятия решений по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в городском округе Иваново, исполнительными органами государственной власти Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 05.08.2008 N 207-п (далее - Порядок предоставления земельных участков), Правилами землепользования и застройки, Положением об охранных зонах, и исходил из того, что отказ в предоставлении Предпринимателю земельного участка с кадастровым номером 37:24:040212:8 на праве аренды не основан на требованиях действующего законодательства. Правила землепользования и застройки не регламентирует такие виды использования земельных участков как их предоставление под киоски, торговые павильоны и иные объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, и не устанавливают запрет на выделение земельных участков под такие объекты. Нормативными правовыми актами, принятыми федеральными органами власти, статьей 38 Правил землепользования и застройки, иными нормативными актами органов государственной власти Ивановской области и органов местного самоуправления г. Иваново ни ограничения, ни запрет в отношении возможности размещения торговых павильонов, не являющихся объектами капитального строительства, в границах охранной зоны памятника истории и культуры "Жилой комплекс на 400 квартир" не предусмотрены. Факт принятия главой г. Иваново постановления от 30.05.2008 N 1551 о принудительном освобождении земельного участка не может рассматриваться в качестве основания для отказа в предоставлении этого земельного участка в аренду.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением изъятых из оборота, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим кодексом.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", статье 4 Закона Ивановской области N 59-ОЗ, пункту 1.1 Порядка предоставления земельных участков Департамент является органом, уполномоченным на принятие решений о предоставлении земельных участков в г. Иваново, на которых расположены здания, сооружения, принадлежащие гражданам и юридическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления и безвозмездного пользования.
Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе для размещения торгового павильона, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 34 ЗК РФ и разделом 4 принятого на основании данной нормы Порядка предоставления земельных участков.
В соответствии с пунктами 4.3.15 - 4.3.17 вышеназванного Порядка решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка в аренду принимается Департаментом на основании заключения межведомственной комиссии по предоставлению земельных участков.
Как следует из решения межведомственной комиссии и содержания оспариваемого распоряжения (л.д. 25, 28), в предоставлении ИП Абдулаевой А.Б. земельного участка было отказано по двум основаниям: 1) испрашиваемый участок относится к зоне многоэтажной застройки Ж-3; к видам разрешенного использования земельных участков в данной зоне размещение торгового павильона не относится; 2) рассматриваемый участок входит в границы охранной зоны памятника архитектуры федерального значения "Жилой комплекс на 400 квартир".
Пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пунктам 8, 9 статьи 1, статьям 30, 36 ГрК РФ территориальные зоны устанавливаются в правилах землепользования и застройки, а виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, ограничения в использовании земельных участков и объектов капитального строительства - в градостроительных регламентах, являющихся неотъемлемой частью правил землепользования и застройки.
В силу пункта 3 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Часть 1 статьи 37 ГрК РФ выделяет основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования, последние из которых допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.
Статья 32 Правил землепользования и застройки, содержащая градостроительный регламент зоны многоэтажной жилой застройки Ж-3 г.Иваново, указывает на то, что выделение данной зоны призвано обеспечить правовые условия формирования кварталов многоквартирных жилых домов без ограничения уровня этажности с высокой плотностью застройки, а также сопутствующих объектов повседневного обслуживания населения местного уровня, скверов, игровых и спортивных площадок.
Среди видов разрешенного использования зоны Ж-3 действительно отсутствует указание на торговые павильоны и киоски. Однако среди вспомогательных видов разрешенного использования имеются магазины товаров первой необходимости. Учитывая ассортимент товаров, реализуемых ИП Абдулаевой А.Б. в принадлежащем ей торговом павильоне, расположенном у дома N 1 по ул. Красных Зорь, ходатайство жителей близлежащих домов, ежедневно приобретающих в нем продукты питания (л.д. 95, 104 - 105), отсутствие в действующем законодательстве определения понятия "магазин товаров первой необходимости", павильон заявителя может быть отнесен к указанным магазинам, размещение которых в зоне Ж-3 соответствует видам разрешенного использования. При этом необходимо отметить, что небольшая площадь данного участка - 24 кв.м., исключает возможность размещения на нем какого-либо объекта, входящего в перечень основных и условно разрешенных видов использования зоны Ж-3.
Кроме того, из графы 6 кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 37:24:040212:8 (л.д. 26 - 27) следует, что он был сформирован и поставлен на кадастровый учет 09.10.2000, то есть до утверждения Правил землепользования и застройки и градостроительного регламента зоны Ж-3. Разрешенным использованием рассматриваемого участка является размещение торгового павильона (графа 9 кадастрового паспорта).
Часть 8 статьи 36 ГрК РФ и пункт 4 статьи 85 ЗК РФ разрешают использование земельных участков, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Доказательства, подтверждающие, что размещение торгового павильона на испрашиваемом Предпринимателем земельном участке опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, Департаментом не представлены. Следовательно, его вывод о несоответствии участка с кадастровым номером 37:24:040212:8 градостроительному регламенту зоны многоэтажной жилой застройки Ж-3 в связи с отсутствием среди видов разрешенного использования данной зоны размещения торгового павильона является необоснованным.
Статьей 34 Закона N 73-ФЗ предусмотрено установление зон охраны объекта культурного наследия на сопряженной с ним территории в целях обеспечения его сохранности. Среди этих зон выделяют охранные зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Под охранной зоной понимается территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Постановлением Совета министров РСФСР от 04.12.1974 N 624 памятник архитектуры "Жилой комплекс на 400 квартир", расположенный по адресу: г.Иваново, ул. Красных Зорь, 1, включен в список памятников, имеющих государственное значение (л.д. 70 - 71). Граница охранной зоны данного памятника утверждена на основании решения Ивановского областного совета народных депутатов от 04.05.1990 N 175 (л.д. 72 - 75). При этом охранная зона установлена для лучшего обозрения памятника архитектуры. Конкретные ограничения (запреты) по использованию земельных участков, находящихся в границах охранной зоны, вышеназванным решением не предусмотрены. Указание на такие ограничения (запреты) отсутствует и в статье 38 Правил землепользования и застройки.
Согласно статье 36 Закона N 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляется при соблюдении следующих условий: 1) отсутствие на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр; 2) отсутствие на данной территории выявленных объектов культурного наследия; 3) обеспечение заказчиком проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения государственной экспертизы проектной документации.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу о том, что использование земельного участка, находящегося в охранной зоне памятника "Жилой комплекс на 400 квартир" для размещения торгового павильона возможно при условии обеспечения визуального восприятия памятника и его сохранности.
Между тем, Департамент не обосновал, каким образом размещение торгового павильона может препятствовать обозрению памятника архитектуры, вызвать его повреждение или разрушение. Документы, устанавливающие запрет осуществления на данном земельном участке любой хозяйственной деятельности, не представлены.
Ссылка ответчика на Положение о зонах охраны отклоняется, так как данный нормативный правовой акт содержит лишь общие требования, с учетом которых должен быть установлен режим использования земель и градостроительный регламент в границах охранной зоны, но не определяет конкретные ограничения и запреты ведения хозяйственной деятельности в охранной зоне отдельно взятого памятника, в рассматриваемом случае памятника архитектуры "Жилой комплекс на 400 квартир".
Учитывая изложенное, апелляционный суд не усматривает оснований для отказа в предоставлении ИП Абдулаевой А.Б. земельного участка с кадастровым номером 37:24:040212:8 площадью 24 кв.м. для размещения торгового павильона.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным распоряжение Департамента от 19.01.2009 N 24.
Нарушений норм материального права и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
С учетом указанного, решение Арбитражного суда Ивановской области от 16.06.2009 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента - без удовлетворения.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ивановской области от 16.06.2009 по делу N А17-1525/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента управления имуществом Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Лысова |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-1525/2009
Истец: индивидуальный предприниматель Абдулаева А.Б.
Ответчик: Департамент управления имуществом Ивановской области
Третье лицо: Администрация г.Иваново
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3471/10
16.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3471/10
01.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А17-1525/2009
19.08.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3432/2009