г. Красноярск
01 апреля 2008 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2008 года
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Хасановой И.А.,
судей: Магда О.В., Кирилловой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шкреба К.В.,
при участии:
от истца Аверченко В.В. представителя по доверенности от 20 декабря 2007 года N 84/07, Меркуловой Н.К. представителя по доверенности от 20 сентября 2007 года N 35/07, Салостий А.П. представителя по доверенности от 20 марта 2008 года N 9/08, Машанова В.А. представителя по доверенности от 27 сентября 2007 года N 34/07,
от ответчика Ромулова А.В. представителя по доверенности от 15 ноября 2007 года N 142, Боровик Е.В. представителя по доверенности от 16 января 2007 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - федерального государственного унитарного предприятия "Радиочастотный центр Сибирского федерального округа" в лице филиала по Красноярскому краю, г. Красноярск
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 30 января 2008 года по делу N А33-12769/2007, принятое судьей Лесковым Р.В.,
установил:
федеральное государственное унитарное предприятие "Радиочастотный центр Сибирского федерального округа" в лице филиала по Красноярскому краю (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу "Красноярское конструкторское бюро "Искра" (далее - ответчик) о взыскании 1 684 609 руб. 42 коп. задолженности, в том числе по договору от 01 января 2002 года N 24-01040/165 в размере 754 992 руб. 32 коп., по договору от 21 мая 2007 года N 24-01040/13162 в размере 929 617 руб. 10 коп.
Решением от 30 января 2008 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 30 января 2008 года, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению истца, решение суда незаконно, необоснованно, противоречит нормам материального и процессуального права, на основании следующего:
- истец вправе устанавливать тарифы самостоятельно на все виды производимых работ, услуг, выпускаемую и реализуемую продукцию. При оказании платных услуг истец руководствуется Сборником цен на услуги (работы), оказываемые организациям и населению, утвержденным истцом 09 декабря 2003 года, который разработан на основании методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости услуг, оказываемых на платной основе федеральным государственным унитарным предприятием - Главный радиочастотный центр и федеральным государственным унитарным предприятием - Радиочастотные центры федеральных округов, утвержденных Приказом Министра Российской Федерации по связи и информатизации от 24 января 2003 года N 8;
- обязательства, возложенные на истца договором N 24-01040/165 от 01 января 2002 года и договором N 24-01040/13162 от 21 мая 2007 года, истец выполнял, предоставил ответчику услуги по обеспечению постоянной эксплуатационной готовности выделенного радиочастотного ресурса, за которые ответчик оплатил частично.
Определением от 04 марта 2008 года, апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 25 марта 2008 года, с последующим объявлением перерыва до 01 апреля 2008 года 10 часов 30 минут с теми же лицами, участвующими 25 марта 2008 года в судебном заседании.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, поскольку:
- услуги, с требованием о взыскании стоимости которых обратился истец, являются возложенными на истца государственными функциями, предусмотренными статьей 22, 25 ФЗ "О Связи", пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации N 279 от 03.05.2005г.;
- пунктом 4 статьи 23 ФЗ "О связи" предусмотрено, что порядок установления размеров разовой платы и ежегодной платы, взимания такой платы, её распределения и использования определяется правительством РФ. Нормативных документов, уполномочивающих Радиочастотный центр взимать плату за использование радиочастотного спектра, используемого при оказании всех услуг связи , не существует;
- счета на оплату, предъявленные истцом не содержат тот перечень услуг, который содержится в договорах.;
- тарифы на услуги Радиочастотная служба устанавливать с 2001 года не может, поскольку постановление Правительства РРФ от 07.03.1997г. N 265 "О регулировании тарифов на услуги связи и об утверждении Основных положений государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электрической связи на федеральном и региональном уровнях" утратило силу;
- представленный Радиочастотным центром Прейскурант утвержден внутренним приказом РЧЦ, не утвержден ни Постановлением Правительства, ни решением МАП;
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации в лице Федерального агентства связи выданы ответчику разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов, в том числе :
28.07.2006г. - N 06-009503 сроком действия до 27.07.2016 года ( служба радиосвязи: сухопутная подвижная, назначение РЭС: сеть связи общего пользования) (л.д. 37, том 1).
09.06.2005г. - N 05-015275 сроком действия до 08.06.2015г. ( служба радиосвязи: сухопутная подвижная, назначение РЭС: сеть персонального радиовызова общего пользования)(л.д. 15 том 5)
30.10.2006г. - N 06-015410 сроком действия до 29.10.2016г. ( служба радиосвязи: сухопутная подвижная, назначение РЭС: сеть персонального радиовызова общего пользования) (л.д. 18 том N 5)
Пунктом 1.6 условий использования радиочастот, являющихся приложением к разрешениям, предусмотрено, что пользователь обязан вносить плату за использование радиочастотного спектра.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Радиочастотный центр Сибирского федерального округа" и открытое акционерное общество "Красноярское конструкторское бюро "Искра" 01 января 2002 года подписали договор N 24-01040/165 (л.д.69-72, т.1), протокол разногласий к договору от 01 января 2002 года N 24-01040/165 (л.д.73-75, т.1). В предмет данного договора входило выполнение работы истцом по управлению использованием радиочастотного спектра, выделенного ответчику, регулированию использования радиочастот и радиоэлектронных средств (РЭС), учету и оформлению разрешений на эксплуатацию РЭС (ВЧ устройств), а ответчик организует эксплуатацию РЭС в соответствии с действующим законодательством и договором N 24-01040/165 для обеспечения условий лицензий, выданных по всем видам деятельности ответчика в области предоставления услуг связи (спутниковая связь, подвижная радиотелефонная связь, средства персонального радиовызова, телефонная связь и другое.
Согласно пунктам 2.1.1.-2.1.5. договора истец возложил на себя следующие обязательства:
- осуществляет технически контроль радиочастотного спектра, выделенного ответчику, контроль электромагнитной обстановки в целях обеспечения защиты радиоприема от помех в выделенных ответчику полосах частот в течении период эксплуатации РЭС ответчика в соответствии с действующими в России нормами. Проводит выявление источников индустриальных радиопомех РЭС ответчика и принимает меры к их устранению. При обнаружении ответчиком радиопомех, мешающих осуществлению лицензируемой деятельности, по его заявлению в 12-дневный срок принимает меры к устранению источников радиопомех, при условии, что помеха имеет продолжительный характер;
- проводит периодические измерения параметров радиоизлучений РЭС (ВЧ устройств) ответчика с целью оценки соответствия выданным разрешениям на использование радиочастот, установленным нормам, ГОСТам и с учетом обеспечения электромагнитной совместимости;
- по заявкам ответчика проводит экспертизу РЭС (ВЧ устройств) на соответствие требования нормативно-технической документации;
- осуществляет учет РЭС (ВЧ устройств), радиочастот и сигналов опознавания, вносит информацию в региональную и федеральную базу данных о РЭС и радиочастотных присвоениях ответчика в целях регулирования использования радиочастот, РЭС (ВЧ устройств) и обеспечения электромагнитной совместимости. Корректирует учетные данные при изменении ранее установленных органами Госвязьнадзора условий использования радиочастот.
- по заявкам ответчика на основании учетных данных федеральной и региональной баз данных и в соответствии с действующими нормативно-техническими документами государственных органов исполнительной власти, оформляет документа, определяющие условия использования радиочастот и РЭС с учетом обеспечения электромагнитной совместимости.
В пункте 2.2. договора определены также дополнительные работы, осуществляемые истцом по заявкам ответчика.
В соответствии с пунктом 3.1. договора, расчеты между истцом и ответчиком за работы выполняемые по договору, производятся по ценам действующим на момент проведения расчетов.
Оплата за работы по пунктам 2.1.1.-2.1.5 договора производится ежегодно (или поквартально равными долями) в течении 10-банковских дней с момента предъявления счета ответчику.
Оплата за работы предусмотренные пунктом 2.2. договора производится ответчиком до выполнения этих работ по отдельно выставленном счету в течении 10 банковских дней с момента его предъявления (пункты 3.2., 3.3 договора).
Из пункта 3.4. договора следует, что изменение цен производится установленным порядком в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 3.5. договора истец обязался своевременно извещать ответчика о величине и об изменении регулируемых тарифов по управлению использованием радиочастотного спектра, регулированию использованию радиочастот и РЭС, предоставляемых организациям (кроме бюджетных и населению края, с предоставлением заверенных надлежащим образом выписок из прейскурантов).
Согласно расчету истца по состоянию на 10 сентября 2007 года задолженность ответчика перед истцом за предоставленные истцом ответчику услуги по договору N 24-01040/165 от 01 января 2002 года составила 754 992 руб. 32 коп., исходя из следующих счетов:
31.01.2006
11 018,84
СчетN 1040-806/5 "ОПЭГ 1 кв. 2006 г. цифров. / сист"(л.д.6-7,т.2), Фактура N24002401 от 31.03.2006
19.04.2006
11018,84
СчетN 1040-1639/5 "ОПЭГ 2 кв. 2006 г. цифровр/ сист"(л.д.8-9,т.2), Фактура N24004525 от 30.04.2006
11.07.2006
856,68
СчетN 1040-2315/5 "ОПЭГ июль 2006г.ЗССС"(л.д.10-11,т.2), Фактура N24007557 от 31.07.2006
11.07.2006
9 423,48
СчетN 1040-1314/55 "В/о РЭС 3 кв.2006г. ЗССС"(л.д.12-13,т.2), Фактура N24007554 от 31.07.2006
11. 07.2006
9 423,48
СчетN 1040-1314/55 "В/о РЭС 3 кв.2006г. ЗССС"(л.д.12-13,т.2), Фактура N24009094 от 31.08.2006
11.07.2006
9 423,48
СчетN 1040-1314/55 "В/о РЭС 3 кв.2006г. ЗССС"(л.д.12-13,т.2), Фактура N24010190 от 30.09.2006
11.07.2006
28 270,44
СчетN 1040-2316/5 "ОПЭГ 3 кв.2006г. ЗССС"(л.д.14-17,т.2), Фактура
N 24007558 от 31.07.2006
11.07.2006
28 270,44
СчетN 1040-2316/5 "ОПЭГ 3 кв.2006г. ЗССС"(л.д.14-17,т.2), Фактура N24009095 от 31.08.2006
11.07.2006
28 270,44
СчетN 1040-2316/5 "ОПЭГ 3 кв.2006г. ЗССС"(л.д.14-17,т.2), Фактура N2401 0193 от 30.09.2006
22.08.2006
285,56
СчетN 1040-1432/55 "ОПЭГ В/о август 2006г.ЗССС"(л.д.18-19,т.2), Фактура N24008733 от 31.08.2006
22.08.2006
856,68
СчетN 1040-2773/5 "ОПЭГ август 2006гЗССС"(л.д.20-21,т.2), Фактура N24008734 от 31.08.2006
08.09.2006
1 142,24
СчетN 1040-2800/5 "ОПЭГ сен. 2006 г. ЗССС"(л.д.22-23,т.2), Фактура N24010194 от 30.09.2006
06.10.2006
639,56
СчетN 1040-3090/5 "ОПЭГ окт.2006г.цифров. р/сист"(24-25,т.2), Фактура N240 11 497 от 31.10.2006
06.10.2006
8314,28
СчетN 1040-3089/5 "ОПЭГ окт.2006г.цифров. р/сист"(л.д.26-27,т.2), Фактура N240 11 496 от 31.10.2006
06.10.2006
1 142,24
СчетN 1040-3093/5 "ОПЭГокт. 2006гЗССС"(л.д.28-30,т.2), Фактура N240 П 500 от 31.10.2006
06.10.2006
9 423,48
СчетN 1040-3093/5 "ОПЭГокт. 2006гЗССС"(л.д.28-30,т.2), Фактура N240 И 501 от 31.10.2006
06.10.2006
3 837,36
СчетN 1040-3091/5 "ОПЭГ 4 кв. 2006 г. цифров. р/сист"(л.д.31-32,т.2), ФактураN2401 1498 от 31.10.2006
06.10.2006
3 837,36
СчетN 1040-3091/5 "ОПЭГ 4 кв. 2006 г. цифров. р/сист"(л.д.31-32,т.2). Фактура N24012802 от 30.11.2006
06.10.2006
3 837,36
СчетN 1040-3091/5 "ОПЭГ 4 кв. 2006 г. цифров. р/сист"(л.д.31-32,т.2). Фактура N24013957 от 29.12.2006
06.10.2006
37 693,92
СчетN 1040-3092/5 "ОПЭГ 4 кв.20061. ЗССС"(л.д.33-37,т.2). Фактура N240 11 499 от 31.10.2006
06.10.2006
37 693,92
СчетN 1040-3092/5 "ОПЭГ 4 KB.2006r.3CCC"(л.д.33-37,т.2). Фактура N24012803 от 30.11.2006
06.10.2006
37 693,92
Счет N 1040-3092/5 "ОПЭГ 4 KB.2006r.3CCC"(л.д.33-37,т.2). Фактура N2401 3958 от 29.12.2006
31.10.2006
460,20
СчетN 1040-1640/55 "в/о РЭС 4 кв.2006г."(л.д.38-39,т.2). Фактура N240 1 2028 от 31.10.2006
31.10.2006
460,20
СчетN 1040-1640/55 "в/о РЭС 4 кв.2006г."(л.д.38-39,т.2). Фактура N24012800 от 30.11.2006
31.10.2006
460,20
СчетN 1040-1640/55 "в/о РЭС 4 кв.2006г."(л.д.38-39,т.2). Фактура N24013955 от 29.12.2006
17.11.2006
571,12
Счет N 1040-3656/5 "ОПЭГ ноябрь 2006 г. ЗС СС"(л.д.40-41,т.2). Фактура N24012804 от 30.11.2006
17.11.2006
9 137,92
СчетN 1040-3657/5 "ОПЭГ ноябрь-дек. 2006 г. ЗС СС"(л.д.42-43,т.2). Фактура N24012805 от 30.11.2006
17.11.2006
9 137,92
СчетN 1040-3657/5 "ОПЭГ ноябрь-дек. 2006гЗС СС"(л.д.42-43). Фактура N2401 3959 от 29.12.2006
05.12.2006
571,12
СчетN 1040-3790/5 (л.д.44-45,т.2). Фактура N24013961 от 29.12.2006 ОПЭГ ЗС СС "Искра-Л" декабрь 2006 г.
12.01.2007
571,12
Счет N 1040-123/5 "УРЧР январь 2007 г."(л.д.46-47,т.2). Фактура N24000431 от 31.01.2007
12.01.2007
46 831,84
СчетN 1040-129/5 (л.д.48-53,т.2). Фактура N24000434 от 31.01.2007 ОПЭГ "Аяиса-37,45,45А" январь 2007 г.
12.01.2007
46 831,84
СчетN 1040-129/5 (л.д.48-53,т.2). Фактура N24001 828 от 28.02.2007 ОПЭГ "Ллиса-37,45,45А" февраль 2007 г.
25.01.2007
460,20
СчетN 1040-933/5 (л.д.54-55,т.2). ФактураN24001042 от 31.01.2007 р/удл. "Сивохино-Лукашино", "Сивохино-Корсаково", "Сивохино-Ялай" по част. разр. N06-003509Д от 14.08.2006 г. "за январь 2007 г.
25.01.2007
460,20
СчетN 1040-933/5 (л.д.54-55,т.2). Фактура N24001 829 от 28.02.2007 ОПЭГ р/удл. "Сивохино-Лукашино", "Сивохино-Корсаково". "Сивохино-Ялай" по част. разр. N06-003509Д от 14.08.2006 г. февраль 2007 г.
08.02.2007
571,12
СчетN 1040-1019/5 (л.д.56-57). Фактура N2400 1830 от 28.02.2007 ОПЭГ ЗС СС "ИСКРА-А" в соответствии с Разрешениями от 17.03.2006 N06-002685, от 04.08.2006 N06-0089 февраль 2007 г.
08.02.2007
3 997,84
СчетN 1040-88/55 (л.д.62-63,т.2). Фактура N2400 1825 от 28.02.2007 ОПЭГ февраль 2007 г. ЗС СС
08.02.2007
22 559,24
СчетN 1040-1020/5 (л.д.58-61,т.2). Фактура N24001 831 от 28.02.2007 ОПЭГ ЗС СС "ИСКРА-А"
12.02.2007
3 997,84
СчетN 1040-98/55 (л.д.64-65,т.2). Фактура N24001826 от 28.02.2007г. ОПЭГ. февраль 2007 г. ЗС СС "ИСКРА-А"
06.03.2007
14 278,00
СчетN 1040-1192/5 (л.д.66-68,т.2). Фактура N24003 168 от 31.03.2007
06.03.2007
45 975,16
СчетN 1040-1191/5 (л.д.69-74,т.2). Фактура N24003 1 67 от 31.03.2007
12.01.2007
46 831,84
СчетN 1040-129/5. Фактура N24003 164 от 31.03.2007
08.02.2007
22 559,24
СчетN 1040-1020/5. Фактура N24003 166 от 31.03.07
12.02.2007
3 997,84
СчетN 1040-98/55. Фактура N24003 162 от 31.03.07
11.04.2007
25 700,40
СчетN 1040-1568/5 "УРЧР апрель 2007 г."(л.д.75-78,т.2). Фактура N24004300 от 30.04.2007
11.04.2007
9 137,92
СчетN 1040-1570/5 "УРЧР 2 кв.2007г"(л.д.79-80,т.2). Фактура N24004302 от 30.04.2007
11.04.2007
157 058,00
Счет N 1040-1569/5 "УРЧР 2 кв.2007г"(л.д.82-96,т.2). Фактура N240043 01 от 30.04.2007
ИТОГО:
754 992 руб. 32 коп.
Истец и ответчик 21 мая 2007 года подписали новый договор N 24-01040/13162 (л.д.76-78, т.1), согласно которому истец обязался оказывать ответчику, а ответчик принимать и оплачивать следующие услуги: услуги обеспечения контроля, радиочастот для РЭС, использующих радиочастотный спектр для оказания услуг связи, включая выявление и устранение источников радиопомех и обеспечение электромагнитной совместимости в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Кроме этого, истец обязался оформлять документы, определяющие условия использования радиочастот и РЭС ответчика на основании учетных данных федеральной и региональной баз данных и в соответствии с действующими нормативно-техническими документами государственных органов исполнительной власти.
Согласно п.3.1. договора N 24-01040/13162 - расчеты между истцом и ответчиком за услуги, проводимые по договору, производятся по ценам действующим на момент проведения расчетов. Для ответчика устанавливается разовая плата и ежегодная плата за использование радиочастотного спектра в целях обеспечения системы контроля радиочастот, конверсии радиочастотного спектра и финансировании мероприятий по переводу действующих радиоэлектронных средств в другие полосы радиочастот. Размер и порядок взимания платы за работы по договору (пункт 2.1.1.) определяются постановлениями Правительства Российской Федерации действующим на период взимания платы. В соответствии с пунктом 6.1. договора N 24-01040/13162 условия изменения цены за использование радиочастотного спектра определяется порядком установления размеров платы за использование радиочастотного спектра, определяемым Правительством Российской Федерации.
По расчету истца за период с 01 мая 2007 года по 10 сентября 2007 года задолженность ответчика перед истцом за предоставленные истцом ответчику услуги по договору N 24-01040/13162 от 21 мая 2007 года составила 929 617 руб. 10 коп. исходя из следующих счетов:
11.04.2007
9 137,92
Счет N 1040-1570/5 "УРЧР 2 кв.2007г". Фактура N24005494 от 31.05.2007
11.04.2007
9 137,92
Счет N 1040-1570/5 "УРЧР 2 кв.2007г". Фактура N24006563 от 30.06.2007
25.01.2007
920,40
Счет N 1040-933/5 от 25.01.07 с/ф 24005490 от 31.05.2007 и с/ф 24006559 от 30.06.2007г.
11.04.2007
157 058,00
Счет N 1040-1569/5 "УРЧР 2 кв.2007г". Фактура N24005493 от 31.05.2007
11.04.2007
157 058,00
Счет N 1040-1 569/5 "УРЧР 2 кв.2007г". Фактура N24006562 от 30.06.2007
04.07.2007
1 966,67
Счет N 1040-96/54 "цс 3 кв.2007г."(л.д.97-98,т.2). Фактура N24007651 от 31.07.2007
04.07.2007
5 000,00
Счет N 1040-96/54 "цс 3 кв.2007г."(л.д.97-98,т.2). Фактура N24007652 от 31.07.2007
06.07.2007
83,78
Счет N 1040-2358/5 "урчр 3 кв. 2007 г."(л.д.99-100,т.2). Фактура N24007656 от 31.07.2007
06.07.2007
9 994,60
Счет N 1040-2361/5 "урчр июль 2007 г."(л.д.101-103,т.2). Фактура N24007659 от 31.07.2007
06.07.2007
4 476,92
Счет N 1040-2359/5 "урчр 3 кв. 2007 г."(л.д.104-105,т.2). Фактура N24007657 от 31.07.2007
06.07.2007
9 137,92
Счет N 1040-2362/5 "урчр 3 кв. 2007 г."(л.д.106-108,т.2). Фактура N24007660 от 31.07.2007
06.07.2007
172 763,80
СчетN 1040-2360/5 "урчр 3 кв. 2007 г."(л.д.109-125,т.2). Фактура N24007658 от 31.07.2007
16.07.2007
2 891,00
Счет N 1040-114/54 "цс- 3 кв.2007г."(л.д.126-127,т.2). Фактура N24007653 от 31.07.2007
16.07.2007
7 350,00
Счет N 1040-1 14/54 "цс- 3 кв.2007г.". Фактура N24007654 от 31.07.2007
04.07.2007
3 933,33
Счет N 1040-96/54 от 04.07.2007г.
06.07.2007
167,56
Счет N 1040-2358/5 от 06.07.2007г.
06.07.2007
8 953,84
Счет N 1040-2359/5 от 06.07.2007г.
06.07.2007
345 527,60
Счет N 1040-2360/5 от 06.07.2007г.
06.07.2007
18 275,84
Счет N 1040-2362/5 от 06.07.2007г.
16.07.2007
5 782,00
Счет N 1040-1 14/54 от 16.07.2007г.
ИТОГО:
929 617 руб. 10 коп.
Поскольку в добровольном порядке указанные суммы не оплачены ответчиком, истец обратился с настоящим иском в суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом.
Между истцом и ответчиком заключены договоры N 24-01040/165 от 01 января 2002 года (л.д.69-72, т.1) с протоколом разногласий к нему и от 21 мая 2007 года N 24-01040/13162 (л.д.76-78, т.1), являющиеся по своей правовой природе договорами возмездного оказания услуг.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме N 48 от 29.09.1999г. разъяснил, что при рассмотрении споров необходимо исходить из того, что указанный договор может считаться заключенным, если в нем перечислены определенные действия, которые обязан совершить исполнитель, либо указана определенная деятельность, которую он обязан осуществить. В том случае, когда предмет договора обозначен указанием на конкретную деятельность, круг возможных действий исполнителя может быть определен на основании предшествующих заключению договора переговоров и переписки, практики, установившейся во взаимных отношениях сторон, обычаев делового оборота, последующего поведения сторон и т.п. (статья 431 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По договору N 24-01040/165 от 01 января 2002 года истец принял обязательство осуществлять определенную деятельность - проводить работы по обеспечению постоянной эксплуатационной готовности выделенного радиочастотного ресурса для его использования РЭС ответчика, а также по заявкам ответчика выполнять дополнительные работы.
Исходя из представленных истцом расчетов и доказательств, аналогичная деятельность осуществлялась им и по договору от 21 мая 2007 года N 24-01040/13162, несмотря на то, что предметом договора указаны услуги обеспечения контроля радиочастот для РЭС, использующих радиочастотный спектр для оказания услуг связи, включая выявление и устранение источников радиопомех и обеспечение электромагнитной совместимости.
По смыслу положений статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности). При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается.
Истец в подтверждение оказания услуг по договорам представил книгу учета протоколов изменений РЭС, протоколы выявления источников неразрешенных излучений, протоколы радиотехнического мониторинга РЭС в различных диапазонах частот, протоколы изменений технических параметров излучения радиоэлектронных средств ответчика. Кроме того, представлена помесячная и по видам РЭС разбивка количественной информации по разрешениям на использование радиочастот или радиочастотных каналов и свидетельствам о регистрации радиоэлектронного средства.
Согласно пункту 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
Пунктом 3.1 договора N 24-01040/165 от 01 января 2002 года и договора от 21 мая 2007 года N 24-01040/13162 предусмотрено, что работы по договору производятся по ценам, действующим на момент проведения расчетов. Размер и порядок взимания платы за работы по договору определяются постановлениями Правительства Российской Федерации.
Как указывает ответчик до настоящего времени Правительством Российской Федерации не установлены размеры платы за использование радиочастотного спектра. В этом случае размер вознаграждения должен определяться в порядке, предусмотренном статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом фактически совершенных исполнителем действий (деятельности).
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 239 от 07.03.1995г. "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти. В указанном перечне указаны отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Услуги по обеспечению постоянной эксплуатационной готовности выделенного радиочастотного ресурса к подобным услугам не отнесены.
В соответствии со статьями 113 и 114 Гражданского кодекса унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 ФЗ "О связи" от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ регулирование использования радиочастотного спектра является исключительным правом государства.
Пунктом 3 указанной нормы права предусмотрено, что организационные и технические меры по обеспечению надлежащего использования радиочастот или радиочастотных каналов и соответствующих радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств гражданского назначения во исполнение решений государственной комиссии по радиочастотам осуществляются специально уполномоченной службой по обеспечению регулирования использования радиочастот и радиоэлектронных средств при федеральном органе исполнительной власти в области связи (далее - радиочастотная служба), положение о которой утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 2005 г. N 279 ( в редакции, действующей на момент оказания услуг)_утверждено "Положение о радиочастотной службе" согласно которому радиочастотная служба представляет собой единую систему, включающую в себя находящиеся в ведении Федерального агентства связи федеральное государственное унитарное предприятие - Главный радиочастотный центр (г. Москва) и федеральные государственные унитарные предприятия - радиочастотные центры федеральных округов.
Организацию деятельности радиочастотной службы осуществляет Федеральное агентство связи.
Согласно пункту 3 названного положения радиочастотная служба выполняет в том числе следующие функции:
а) осуществляет контроль за излучениями радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (радиоконтроль);
б) обеспечивает надлежащее использование радиочастот или радиочастотных каналов, радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств;
Содержание такой функции как "контроль за излучениями радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств" раскрыто в статье 25 ФЗ "О связи", согласно которой контроль за излучениями радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (радиоконтроль) осуществляется, в том числе в целях обеспечения эксплуатационной готовности радиочастотного спектра.
Федеральным агентством связи 02.02.2006г. утвержден Устав ФГУП "Радиочастотный центр Сибирского федерального округа", согласно которому предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности, связанной с осуществлением организационных и технических мер по обеспечению надлежащего использования радиочастот или радиочастотных каналов_ на территории Сибирского федерального округа и получения прибыли. Для достижения указанной цели предприятие осуществляет, в том числе деятельность по осуществлению постоянной эксплуатационной готовности радиочастотного спектра, выделенного в установленном порядке для его использования радиоэлектронными средствами.
Пунктом 3.7 Устава к источникам формирования имущества предприятия отнесены, в том числе доходы предприятия от его деятельности. Пунктом 4.2 Устава предусмотрено, что предприятие самостоятельно устанавливает цены на все виды производимых работ, услуг, выпускаемую и реализуемую продукцию. Для выполнения уставных целей предприятие имеет право заключать все виды договоров с юридическими и физическими лицами, не противоречащие законодательству Российской Федерации, а также целям и предмету деятельности предприятия.
Приказом Министерства РФ по связи и информатизации N 8 от 24.01.2003г. утверждены методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости услуг (работ), оказываемых на платной основе ФГУП - Главный радиочастотный центр и ФГУП - радиочастотные центры федеральных округов. В соответствии с данными методическими рекомендациями во исполнение возложенных функций по обеспечению регулирования использования радиочастот, радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского применения, радиочастотные центры оказывают определенный комплекс услуг (работ) на платной основе. К числу указанных работ отнесено обеспечение постоянной эксплуатационной готовности выделенного радиочастотного ресурса для его использования радиоэлектронными средствами потребителей.
Таким образом, истец, осуществляя технические меры по обеспечению надлежащего использования радиочастот или радиочастотных каналов, вправе предоставлять услуги обеспечения постоянной эксплуатационной готовности выделенного радиочастотного ресурса на платной основе.
Представленные истцом счета на оплату за спорный период свидетельствуют, что истцом использован тариф в размере 2904 руб. для каждой земной станции спутниковой связи. Указанный тариф рассчитан на основе выше приведенной методики и утвержден генеральным директором ФГУП "Радиочастотный центр Сибирского федерального округа" 09.12.2003г. (л.д. 32, том N 3).
Учитывая, что услуги, предусмотренные договорами N 24-01040/165 от 01 января 2002 года и от 21 мая 2007 года N 24-01040/13162, фактически оказаны ответчику, отказ от их оплаты неправомерен. Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований не соответствует выше приведенным нормам права.
Не указание в выставленных истцом счетах конкретного наименования работ, включаемых в общее понятие "обеспечение постоянной эксплуатационной готовности выделенного радиочастотного ресурса" не может служить основанием для отказа от оплаты услуг, оказанных по договорам. Кроме того, по условиям пункта 3.5 договора N 24-01040/165 от 01 января 2002 года в редакции протокола разногласий, акты сдачи-приемки выполненных работ и оказанных услуг должны направляться истцом ответчику после поступления соответствующих платежей от ответчика. При отсутствии потребности в услугах, оказываемых истцом, ответчик должен был отказаться от договора, но не продлять договорные отношения в 2007 году.
Вывод суда о том, что услуга обеспечения постоянной эксплуатационной готовности выделенного радиочастотного ресурса отсутствует в функциях и полномочиях Радиочастотной службы и в уставе истца не соответствует фактическим обстоятельствам дела. В соответствии с пунктом 2.2.2 устава истца, утвержденным приказом Федерального агентства связи 02.02.2006г. (л.д. 62, том 4) данная деятельность отнесена к целям и предмету деятельности предприятия. Как указано выше согласно пункту 3 Положения о радиочастотной службе она выполняет, в том числе функцию контроля за излучениями радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (радиоконтроль). Указанный контроль в силу статьи 25 ФЗ "О связи" осуществляется в целях обеспечения эксплуатационной готовности радиочастотного спектра.
Таким образом, вынесенное решение арбитражного суда Красноярского края от 30.01.2008г. подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Истцом заявлено требование о взыскании 1 684 609 руб. 42 коп., составляющих задолженность по договору от 01 января 2002 года N 24-01040/165 в размере 754 992 руб. 32 коп., по договору от 21 мая 2007 года N 24-01040/13162 в размере 929 617 руб. 10 коп. Вместе с тем, выставленный истцом счет N 1040-1639/5 от 19.04.2006г. (за апрель 2006 г.) на сумму 12 592 руб. 96 коп. был оплачен ответчиком платежным поручением N 966 от 07.06.2006г. на сумму 1574 руб. 12 коп. и N 609 от 16.05.2006г. на сумму 11018 руб. 84 коп. Следовательно задолженность по данному счету отсутствует. Заявленная истцом сумма подлежит уменьшению на 11 018 руб. 84 коп. и составляет 1 673 590 руб. 58 коп.
Как указывает ответчик, истец выполняет мероприятия, подробно-описанные в исковом заявлении, выполняя функции, возложенные на него государством. Вместе с тем, выполнение данных функций не должно быть безвозмездным. Федеральное агентство связи в письме от 06.06.2006г. N АБ-П32-6604 разъяснило ответчику, что предприятия радиочастотной службы выполняют работы по обеспечению постоянной эксплуатационной готовности радиочастотного спектра, выделенного в установленном порядке для его использования радиоэлектронными средствами и (или) высокочастотными устройствами на основании договоров.
Поскольку до настоящего времени разовая плата и ежегодная плата за использование радиочастотного спектра не установлена, возложение Российской Федерацией в лице её компетентных органов функции осуществляя технических мер по обеспечению надлежащего использования радиочастот или радиочастотных каналов на коммерческие организации в форме унитарных предприятий, которым предоставлено право самостоятельно устанавливает цены на все виды производимых работ, услуг, выпускаемую и реализуемую продукцию, не противоречит закону.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 331.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в первой и апелляционной инстанциях относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от " 30" января 2008 года по делу N А33-12769/2007 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с открытого акционерного общества "Красноярское конструкторское бюро "Искра" г. Красноярск в пользу федерального государственного унитарного предприятия "Радиочастотный центр Сибирского федерального округа" 1 673 590 рублей 58 копеек долга. В остальной части иска отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Красноярское конструкторское бюро "Искра" г. Красноярск в пользу федерального государственного унитарного предприятия "Радиочастотный центр Сибирского федерального округа" 20 792 руб. 73 коп. государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение (определение) в первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Хасанова |
Судьи |
Н.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-12769/2007
Истец: Федеральное государственное унитарное предприятие "Радиочастотный центр Сибирского Федерального округа"
Ответчик: Открытое акционерное общество "Красноярское конструкторсоке бюро "Искра"