г. Красноярск
3 декабря 2008 г. |
Дело N А33-7291/2008-03АП-2841/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 3 декабря 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Хасановой И.А.,
судей: Магда О.В., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савченко Г.А.,
при участии:
от истца открытого акционерного общества "Санаторий "Красноярское Загорье" - представителя Кузюковой В.П. по доверенности от 14.07.2008;
от ответчика Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю - представителя Ляпиной О.А. по доверенности от 10.01.2008,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Санаторий "Красноярское Загорье", с. Кожаны,
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 21 августа 2008 года по делу N А33-7291/2008, принятое судьей Альтергот М.А.,
установил:
Закрытое акционерное общество "Санаторий "Красноярское Загорье" (далее-ЗАО "Санаторий "Красноярское Загорье") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности закрытого акционерного общества "Санаторий "Красноярское Загорье" на нежилое здание (лит. В), общей площадью 1201, 7 кв.м, расположенное по адресу: Красноярский край, Балахтинский район, с. Кожаны, N 40, строение 1 и обязании Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности ЗАО "Санаторий "Красноярское Загорье".
На основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена закрытого акционерного общества "Санаторий "Красноярское Загорье" на его правопреемника - открытое акционерное общество "Санаторий "Красноярское Загорье" в связи с принятием 30.06.2008 годовым общим собранием акционеров решения об изменении типа акционерного общества.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 августа 2008 года в удовлетворении заявления открытому акционерному обществу "Санаторий "Красноярское Загорье" отказано.
По мнению истца, решение суда первой инстанции необоснованно, незаконно, принято с нарушением норм материального и процессуального права, на основании того, что представленные истцом на государственную регистрацию права собственности документы соответствуют нормативным актам, определяющим на момент учреждения акционерного общества возникновение права собственности не переданное имущество, что в силу статей 6, 17 Федерального Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является основанием для государственной регистрации права собственности.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, мотивируя тем, что истец не представил на государственную регистрацию права собственности подлинный экземпляр акта приема-передачи от 24 марта 1993 года, который указан истцом в качестве основания для государственной регистрации права. В копии акта приема-передачи от 24 марта 1993 года отсутствуют сведения о передаче заявителю заявленного на государственную регистрацию объекте недвижимости. Представленный истцом Перечень передаваемых зданий, на котором указано "приложение 1" не содержит ссылки, к какому документу является приложением, либо реквизитов данного документа, а также описание заявленного на государственную регистрацию объекта недвижимости: здание котельной общей площадью 1 201,7 кв.м. по адресу: Красноярский край, Балахтинский район, с. Кожаны, 40, строение N 1.
Ответчик представил дополнение к отзыву на апелляционную жалобу, в котором ссылается на следующее:
- исходя из анализа приложения N 2 к Постановлению N 6-12 от 26.08.1992 "О неотложных мерах по преобразованию предприятий, основанных на собственности профсоюзов, и их добровольных объединений в акционерные общества" при преобразовании предприятий профсоюзной собственности в акционерные общества рабочая комиссия подготавливает и предоставляет в соответствующее региональное объединение план приватизации, акт оценки имущества, устав акционерного общества (пункт 4 приложения N 2 к Постановлению N 6-12 от 26.08.1992);
- согласно пункту 6 Положения о коммерциализации предприятий профсоюзов с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого или закрытого типа решением о преобразовании предприятия в акционерное общество открытого или закрытого типа является план приватизации предприятия (подразделения), утвержденный Советом ФНПР или Российским фондом профсоюзного имущества и соответствующими региональными профобъединениями. Однако на государственную регистрацию план приватизации ЗАО "Санаторий "Красноярское Загорье" не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение от 21 августа 2008 года отменить.
Представитель ответчика поддержала доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просила оставить решение от 21 августа 2008 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.
Как следует из материалов дела, 25 марта 2008 года ЗАО "Санаторий "Красноярское Загорье" обратилось в Балахтинский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - здание, расположенное по адресу: Красноярский край, Балахтинский район, с. Кожаны, 40 строение 1, кадастровый номер: 24:03:0000000:0000:04:204:002:000224870:0002 (л.д. 97).
В заявлении в качестве документа, являющегося основанием для государственной регистрации права, указан акт приема-передачи от 24.03.1993.
Согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию заявителем были представлены следующие документы: акт приема-передачи от 24.03.1993 (2 копии), акт оценки стоимости зданий с учетом данных переоценки по состоянию на 01.01.1993 санаторий "Красноярское Загорье" (подлинник и копия), перечень передаваемых зданий (подлинник и копия), постановление администрации Балахтинского района Красноярского края N 438 от 24.12.1992 (копия), постановление Совета Федерации профсоюзов Красноярского края от 11.06.1992 (копия), сведения о присвоении кадастрового номера объекту недвижимости от 05.09.2005 (подлинник), свидетельство о государственной регистрации (копия), справка N 103 от 19.03.2008 (копия), технический паспорт нежилого здания от 05.09.2005 (подлинник) (л.д. 98).
21 апреля 2008 года Балахтинский отдел Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю направил в адрес ЗАО "Санаторий "Красноярское Загорье" уведомление о приостановлении государственной регистрации в связи с несоответствием представленных документов требованиям пункта 1 статьи 17, пункта 5 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В уведомлении указано, что акт приема-передачи от 24.03.1993, указанный заявителем в качестве правоустанавливающего документа, представлен на государственную регистрацию только в копии, кроме того, в данном документе отсутствует объект, о государственной регистрации прав на который заявлено. Заявителю предложено в срок до 20.05.2008 устранить причины, препятствующие проведению государственной регистрации, а также разъяснены последствия их неустранения (л.д. 133).
Из ответа Балахтинского участка Новоселовского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" по Красноярскому краю N 26/13 от 19.05.2008 на запрос Балахтинского отдела Управления Федеральной регистрационной службы следует, что на нежилое здание, расположенное по адресу: Красноярский край, Балахтинский район, с. Кожаны, 40, строение 1, кадастровый номер 24:03:0000000:0000:04:204:002:00024870:0004 имеется техническая документация без правоустанавливающих документов.
29 апреля 2008 года ЗАО "Санаторий "Красноярское Загорье" представило в Балахтинский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю следующие дополнительные документы: справка N 322 от 13.03.2008, выданная ЗАО "Санаторий "Красноярское Загорье" (копия), постановление Президиума Совета Федерации независимых Профсоюзов России N 6-12 от 26.08.1992 с приложением (копия), справка-расшифровка к перечню передаваемых зданий ЗАО "Санаторий "Красноярское Загорье" без номера и даты (2 подлинника), что подтверждается также распиской Балахтинского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю в получении документов на государственную регистрацию (л.д. 129).
Сообщением от 21.05.2008 Балахтинский отдел Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю на основании абзацев 8, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказал в государственной регистрации прав ЗАО "Санаторий "Красноярское Загорье" на нежилое здание по адресу: Красноярский край, Балахтинский район, с. Кожаны, 40. строение 1 (л.д. 131-132).
Полагая, что данный отказ не соответствует требованиям Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права ЗАО "Санаторий "Красноярское Загорье", истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено лишь в судебном порядке.
Право заинтересованного лица обжаловать в суд, арбитражный суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права или сделки предусмотрено пунктом 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к заявлению о государственной регистрации права должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (части 1, 2 статьи 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Согласно абзацу 8 части 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
Частью 5 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что необходимые для государственной регистрации прав документы, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй - помещается в дело правоустанавливающих документов.
На государственную регистрацию прав, возникших до введения в действие настоящего Федерального закона на основании договоров и других сделок, представляются не менее чем два экземпляра документов, выражающих содержание сделок, один из которых - подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.
Иные необходимые для государственной регистрации прав документы (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество) представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых - подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю. Копии актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество, представляются на государственную регистрацию прав не менее чем в двух экземплярах, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.
Как следует из материалов дела, заявителем в качестве правоустанавливающего документа в Балахтинский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю для государственной регистрации права собственности ЗАО "Санаторий "Красноярское Загорье" на нежилое здание (лит. В), общей площадью 1201,7 кв.м., расположенное по адресу: Красноярский край, Балахтинский район, с. Кожаны, 40, строение,1 представлена копия акта приема-передачи от 24.03.1993, указанного в заявлении в качестве документа, служащего основанием для государственной регистрации.
Таким образом, представляя на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающего документа копию акта приема-передачи от 24.03.1993, заявителем были нарушены положения части 5 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". После приостановления государственной регистрации в связи с нарушением положений указанной статьи заявителем подлинника правоустанавливающего документа - акта приема-передачи от 24.03.1993 представлено не было.
При этом исключений из правил, установленных статьей 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не предусмотрено.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Представленный в материалы дела перечень передаваемых зданий, являющийся Приложением N 1, представленный на государственную регистрацию в подлиннике, не содержит ссылки, к какому документу относится данное Приложение. В Перечне под номером 18 указано "котельная", ее балансовая стоимость, износ и остаточная стоимость. При этом описание объекта, его технические характеристики и местоположение не указаны (л.д. 68).
Таким образом, для государственной регистрации прав на недвижимое имущество необходимо представить такие документы, которые в соответствии с действующим законодательством позволяют индивидуализировать этот объект, в том числе его технические характеристики и местоположение.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимо имущество и сделок с ним" в указанных в пункте 1 настоящей статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на месяц (не считая срока, указанного в пункте 3 статьи 13 настоящего Федерального закона). Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Санаторий "Красноярское Загорье" после приостановления государственной регистрации представило в Балахтинский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю следующие дополнительные документы: справка N 103 от 13.03.2008, выданная ЗАО "Санаторий "Красноярское Загорье" (копия), постановление Президиума Совета Федерации независимых Профсоюзов России N 6-12 от 26.08.1992 с приложением (копия), справка-расшифровка к перечню передаваемых зданий ЗАО "Санаторий "Красноярское Загорье" без номера и даты (2 подлинника).
В силу статьи 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Управлением Федеральной регистрационной службы проводится правовая экспертиза документов с целью установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество.
Однако представленные ЗАО "Санаторий "Красноярское Загорье" на регистрацию документы однозначно не свидетельствуют о наличии юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения права собственности заявителя на спорный объект недвижимости.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества в связи с непредставлением заявителем в регистрирующий орган документов, подтверждающих право собственности на спорный объект недвижимости и необходимых в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для ее проведения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 331.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на истца, уплачены им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 августа 2008 года по делу N А33-7291/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Хасанова |
Судьи |
О.В. Магда |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-7291/2008
Истец: ОАО "Санаторий "Красноярское Загорье"
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Крсаноярскому краю