г. Красноярск
"29" января 2009 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борисова Г.Н.,
судей: Бычковой О.И., Дунаевой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,
при участии представителей:
от общества - Пономаренко М.А., по доверенности от 14.01.2009; Сахаровой Н.П., по доверенности от 14.01.2009
от налогового органа - Веревкина И.Н. по доверенности от 18.12.2008 N 04-23, служебное удостоверение УР N 257549,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска на решение Арбитражного суда Красноярского края от "17" октября 2008 года по делу N А33-9063/2008, принятое судьей Трукшан Ж.П.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сибирская страховая компания "САЯНЫ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска о признании недействительным решения N 11-16 от 31.03.2008 в части взыскания 755 486 рублей 16 копеек налога на прибыль, 22 418 рублей 55 копеек пеней и 151 097 рублей 22 копеек штрафа по данному налогу; 12 917 рублей 39 копеек пеней по налогу на доходы физических лиц, 13 000 рублей штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17 октября 2008 года заявление общества удовлетворено частично, признано недействительным решение инспекции N 11-16 от 31.03.2008 в части доначисления налога на прибыль в сумме 659 956 рублей 32 копеек, пеней по налогу в сумме 22 418 рублей 55 копеек, штрафа по пункту 1 статьи 122 Кодекса в сумме 131 991 рубль 26 копеек. В остальной части заявленных требований отказано.
Инспекция обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части признания незаконным решения инспекции N 11-16 от 31.03.2008 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований в указанной части.
Из апелляционной жалобы следует, что суд анализируя положения статей 252, 294 Кодекса и пунктов 6.7, 7.2 Правил добровольного страхования пассажиров от несчастных случаев, утвержденных обществом, пришел к необоснованному выводу о том, что заявителем представлены необходимые и достаточные доказательства, позволяющие установить причины прекращения договоров добровольного страхования и возврата страховых премий на сумму 85 250 рублей.
Инспекция считает, что представленные в материалы дела документы: отчеты о продаже (возврате) в 2006 году страховых полисов (счет 22 "Возврат страховых премий"), страховые полисы добровольного страхования от несчастных случаев с пометкой "к возврату" и платежные ведомости на возврат пассажирам страховых премий по расторгнутым договорам страхования, не позволяют объективно квалифицировать обстоятельства, приведшие к прекращению (отказу) пассажиров от договоров добровольного страхования и возврату страховых премий. Поэтому, по мнению налогового органа, заявителем не подтверждена правомерность учета страховых премий по расторгнутым в 2006 году договорам страхования в целях уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль.
Налоговый орган считает ошибочным вывод суда о том, что отчисления в резерв предупредительных мероприятий являются необходимыми расходами для осуществления деятельности страховщика и правомерно включены в состав расходов по страховой деятельности, признаваемых в целях налогообложения прибыли. Резерв предупредительных мероприятий по своей природе и экономической сути не является страховым резервом и не имеет отношения к страховым обязательствам страховщика. Возможность отнесения затрат по формированию резерва предупредительных мероприятий к расходам страховых организаций предусмотрена статьей 294.1 Кодекса только для организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, к которым общество не относится. Деятельность по финансированию мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества не относится к страховой деятельности, расходы, связанные с ее осуществлением не относятся к расходам, непосредственно связанным со страховой деятельностью, и не могут учитываться в составе других обоснованных расходов страховых организаций, предусмотренных подпунктом 10 пункта 2 статьи 294 Кодекса.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Законность и обоснованность решения проверяется только в обжалуемой части в порядке части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Возражений от лиц, участвующих в деле, не заявлено.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности по вопросам исполнения и соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2005 по 31.12.2007, итоги которой отражены в акте N 11-18 от 06.03.2008.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки с учетом представленных налогоплательщиком возражений налоговым органом 31.03.2008 принято решение N 11-16 о привлечении общества ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса за неполную уплату налога на прибыль в виде штрафа в размере 151 097 рублей 22 копеек; по статье 123 Кодекса за неисполнение обязанности налоговым агентом по перечислению сумм налога на доходы физических лиц в виде штрафа в размере 13 000 рублей.
Указанным решением обществу также предложено уплатить дополнительно начисленные суммы налога на прибыль в размере 755 486 рублей 16 копеек и пеней в размере 22 418 рублей 55 копеек; пеней по налогу на доходы физических лиц в сумме 12 917 рублей 39 копеек.
Общество, полагая, что им соблюдены положения Кодекса при исчислении налогов за проверяемый период, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением об оспаривании решения N 11-16 от 31.03.2008 в вышеуказанной части.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом апелляционной инстанции не установлено нарушений процедуры привлечения общества к налоговой ответственности, так как акт камеральной проверки был вручен обществу, которым в налоговый орган были представлены возражения на акт проверки, о рассмотрении материалов налоговой проверки заявитель был извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 246 Кодекса общество является плательщиком налога на прибыль организаций.
Для российских организаций объектом налогообложения по налогу на прибыль в соответствии со статьей 247 Кодекса признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с положениями главы 25 Кодекса.
Согласно статье 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, документально подтвержденными расходами являются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Особенности определения расходов страховых организаций установлены статьей 294 Кодекса.
Подпунктом 7 пункта 2 статьи 294 Кодекса к расходам страховых организаций, понесенным при осуществлении страховой деятельности, отнесен возврат части страховых премий (взносов), а также выкупных сумм по договорам страхования, сострахования и перестрахования в случаях, предусмотренных законодательством и (или) условиями договора.
В соответствии с пунктом 6.7 Правил добровольного страхования пассажиров от несчастных случаев, утвержденных обществом 19.01.2006 (далее - Правила), договор страхования вступает в силу с момента его оплаты, подтверждением оплаты является полученная страховой организацией страховая премия, а также подписанный договор страхования (страховой полис) с двух сторон. При этом обязательства по договору страхования у страховой организации наступают с момента объявления посадки в транспортное средство и действуют до момента оставления вокзала или станции назначения, если от момента прибытия и до момента выбытия из вокзала или станции назначения прошло не более одного часа.
Пунктом 7.2 Правил предусмотрено, что договор страхования может быть прекращен до начала поездки (полета), если возможность наступления страхового случая отпала, и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай.
Из акта выездной налоговой проверки и оспариваемого решения следует, что общество представило пояснения по счету 22.5, согласно которым 23.11.2006 в бухгалтерском учете была сделана проводка Дебет 22.5.1 - Кредит 77.5.1 на сумму 193 500 рублей, 28.11.2006 - Дебет 22.5.1 - Кредит 77.5.1 на сумму 204 541 рубль, итого: 398 041 рубль, однако документально расходы в указанной сумме не подтверждены. В налоговый орган при проверке заявителем представлены доказательства только по включению в расходы сумм возврата страховых премий в размере 85 250 рублей.
С учетом приведенных выше норм и отсутствия доказательств, подтверждающих обоснованность расходов в размере 398 041 рубля, суд первой инстанции правомерно указал на законность доначисления инспекцией 95 529 рублей 84 копеек налога на прибыль и 19 105 рублей 97 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Кодекса.
В подтверждение обоснованности расходов в размере 85 250 рублей при исчислении налога на прибыль инспекции и суду первой инстанции обществом представлены отчеты о продаже (возврате) страховых полисов, страховые полисы добровольного страхования с пометкой "к возврату", платежные ведомости на возврат пассажирам страховых премий по расторгнутым договорам страхования, перечень аннулированных билетов за период с января по декабрь 2006 года, выписка по счету 22.05 - возвраты страховых премий (взносов), копии страховых полисов, карточка счета 22.5.1 за 2006 год, журнал проводок 22.5.1.77 за 2006 год.
Суд апелляционной инстанции считает достаточными представленные документы для выводов о причинах прекращения договоров добровольного страхования и возврата страховых премий, поэтому судом первой инстанции сделан правильный вывод о необоснованном доначислении обществу 20 460 рублей налога на прибыль и отсутствии основании для привлечения общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса в виде штрафа в размере 4 092 рублей.
Налоговый орган оспариваемым решением доначислил обществу к уплате налог на прибыль в размере 639 496 рублей 32 копеек, пени по налогу на прибыль в сумме 22 418 рублей 55 копеек, а также штраф по пункту 1 статьи 122 Кодекса в сумме 127 899 рублей 26 копеек, ссылаясь на необоснованность включения заявителем в состав расходов по страховой деятельности отчислений в резерв предупредительных мероприятий в сумме 2 664 568 рублей.
Суд первой инстанции, признавая решения инспекции в указанной части неправомерным, исходил из того, что затраты на формирование резерва предупредительных мероприятий являются необходимыми расходами для осуществления деятельности страховщика, поэтому правомерно включены в состав расходов, признаваемых в целях налогообложения, как расходы по страховой деятельности.
При этом суд установил, что общество осуществляет страховую деятельность в соответствии с лицензией на осуществление определенных видов страхования, выданную Министерством финансов Российской Федерацию, в том числе, на осуществление обязательного личного страхования пассажиров воздушного транспорта.
Обязательное личное страхование пассажиров воздушного транспорта предусмотрено статьей 133 Воздушного кодекса Российской Федерации и Указом Президента Российской Федерации "Об обязательном личном страховании пассажиров" утвержденным 07.07.1992 N 750.
Пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 07.07.1992 N 750 "Об обязательном личном страховании пассажиров" предусмотрено, что часть страховых взносов, полученных страховщиками при осуществлении обязательного личного страхования пассажиров, в предусмотренном законодательством порядке направляется на создание резервов для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев на транспорте.
Приказом Минфина России N 2н от 16.01.1998 утверждены размеры страховых тарифов по обязательному личному страхованию пассажиров, в том числе, воздушного транспорта. Письмом Минфина России от 09.10. 1996 N 102-04-8/4 утверждена структура страхового тарифа, которой предусмотрены отчисления в размере 80% от брутто-ставки в резерв предупредительных мероприятий.
В целях налогообложения прибыли организаций отчисления в формируемые налогоплательщиком резервы (фонды) могут уменьшать налоговую базу только в случаях, прямо предусмотренных главой 25 Кодекса. Поэтому формирование налогоплательщиком соответствующего резерва (фонда) в силу требований законодательства не является безусловным основанием для учета в целях налогообложения прибыли отчислений в такой резерв (фонд).
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 294 Кодекса к расходам страховых организаций отнесены суммы отчислений в страховые резервы, формируемые на основании законодательства о страховании в порядке, утвержденном Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1,2 статьи 26 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию страховщики в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового регулирования, формируют страховые резервы. Средства страховых резервов используются исключительно для осуществления страховых выплат.
Пунктом 6 статьи 26 названного Закона предусмотрено право страховой организации на создание резерва для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества.
Суд апелляционной инстанции считает, что резерв предупредительных мероприятий не относится к страховым резервам, поскольку резерв предупредительных мероприятий и страховые резервы имеют ряд существенных отличий, не позволяющих отнести резерв предупредительных мероприятий к страховым резервам.
Страховые резервы создаются для осуществления предстоящих страховых выплат. Резерв предупредительных мероприятий имеет другое предназначение - финансирование мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества и не может быть использован на другие цели, в том числе, на осуществление страховых выплат.
Существенным отличием резерва предупредительных мероприятий от страховых резервов является их различное отражение на счетах бухгалтерского учета. Так, для учета резерва предупредительных мероприятий с 01.01.2002 согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.09.2001 N 69н "страховые резервы учитываются в бухгалтерском учете на отдельном счете 95 "Страховые резервы".
Суммы отчислений от страховых премий на предупредительные мероприятия согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н отражаются по кредиту счета 96 "Резервы предстоящих расходов" (субсчет "Резерв предупредительных мероприятий") в корреспонденции с дебетом счета 99 "Прибыли и убытки".
Таким образом, резерв предупредительных мероприятий по своей сути в бухгалтерском учете также не является страховым резервом.
Исходя из положений пункта 1 статьи 252 Кодекса, признающих в целях налогообложения прибыли понесенные налогоплательщиком расходы, общество может уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму расходов, произведенных за счет резерва предупредительных мероприятий, при условии их соответствия критериям указанной правовой нормы.
В подтверждение обоснованности отнесения на расходы при исчислении налога на прибыль суммы отчислений из резерва предупредительных мероприятий по счету-фактуре от 16.05.2005 N 1473 на сумму 15 281 рубль обществом представлены договор N 10-л от 14.04.2004 на обслуживание объектов по профилактике и борьбе с переносчиками инфекционных заболеваний, акт сдачи-приемки выполненных работ N 1500/а от 16.05.2005, карточку счета 96.2 "Резерв предупредительных мероприятий".
Суд апелляционной инстанции считает указанные расходы обоснованными и документально подтвержденными, связанными с осуществлением обществом страховой деятельности и подлежащими признанию в целях налогообложения прибыли согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 294 Кодекса, поэтому инспекция неправомерно доначислила заявителю налог на прибыль в размере 3 677 рублей 44 копеек, пени в сумме 108 рублей 83 копейки и штраф по пункту 1 статьи 122 Кодекса в сумме 733 рубля 48 копеек.
С учетом изложенных обстоятельств вывод суда первой инстанции о том, что отчисления на формирование резерва предупредительных мероприятий являются необходимыми расходами для осуществления деятельности страховщика и правомерно включены в состав расходов, признаваемых в целях налогообложения прибыли, как расходы по страховой деятельности, основан на неправильном толковании норм материального права.
Обжалуемое решение в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене в части признания недействительным решения N 11-16 от 31.03.2008 инспекции в части доначисления 635 828 рублей 88 копеек налога на прибыль, 22 309 рублей 72 копеек пеней и 127 165 рублей 78 копеек штрафа по данному налогу, с принятием в отмененной части нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с общества в пользу инспекции следует взыскать 1000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "17" октября 2008 года по делу N А33-9063/2008 отменить в части признания недействительным решения N11-16 от 31.03.2008 Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска в части доначисления 635 828 рублей 88 копеек налога на прибыль, 22 309 рублей 72 копеек пеней и 127 165 рублей 78 копеек штрафа по данному налогу.
В отмененной части принять новый судебный акт. В удовлетворении требования о признании недействительным решения N 11-16 от 31.03.2008 Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска в части доначисления 635 828 рублей 88 копеек налога на прибыль, 22 309 рублей 72 копеек пеней и 127 165 рублей 78 копеек штрафа по данному налогу отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Сибирская страховая компания "САЯНЫ" в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Красноярска 1000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
О.И. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-9063/2008
Истец: ООО "Сибирская страховая компания "САЯНЫ"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Красноярска