г. Красноярск
29 января 2009 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "28" января 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" января 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бычковой О.И.
судей: Дунаевой Л.А., Колесниковой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.,
при участии представителей:
заявителя - директора общества с ограниченной ответственностью "СибРеконструкция" Кельина А.В., Жирковой С.В. по доверенности от 24.12.2008, Очкасовой Ю.С. по доверенности от 24.12.2008,
администрации Солонцовского сельсовета - Гракова В.И. по доверенности от 05.11.2008,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "09" октября 2008 года по делу N А33-3251/2008, принятое судьей Егоровым А.Л.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СибРеконструкция" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района о признании недействительным постановления от 29 ноября 2007 года N 255-А "Об отмене выданных постановлений".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "09" октября 2008 года по делу N А33-3251/2008 заявление удовлетворено.
Не согласившись с данным судебным актом, администрация Солонцовского сельсовета Емельяновского района обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В апелляционной жалобе администрация указывает, что при передаче спорного земельного участка в аренду обществу администрация не обеспечила предварительное и заблаговременное опубликование сообщения о данном участке в средствах массовой информации, чем были нарушены интересы иных лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка в аренду.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Общество с ограниченной ответственностью "СибРеконструкция" зарегистрировано в качестве юридического лица, в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1022402674470.
Постановлением администрации Солонцовского сельсовета от 16.06.2005 N 295 "Об утверждении акта выбора и обследования земельного участка на территории Солонцовского сельсовета" утвержден акт выбора и обследования земельного участка от 19.07.2004, предоставляемого для автостоянки грузовых автомашин и шиномонтажной мастерской, расположенный по адресу: Емельяновский район, п. Солонцы, район транспортной развязки, общей площадью 35 000 кв.м.
Постановлением администрации Солонцовского сельсовета от 27.06.2005 N 310 "Об утверждении границ и предоставлении земельного участка в аренду" утвержден проект границ земельного участка, площадью 35 000 кв.м., расположенного по адресу: Емельяновский район, п. Солонцы, ул. Новая, 1 "в", указанный земельный участок предоставлен в аренду ООО "СибРеконструкция" сроком на сорок девять лет.
Постановлением администрации Солонцовского сельсовета от 02.11.2005 N 494 "О предоставлении в аренду земельного участка на территории Солонцовского сельсовета" земельный участок, площадью 35 000 кв.м., расположенный по адресу: Емельяновский район, п. Солонцы, ул. Новая, 1 "в", отнесен к категории земли сельскохозяйственного назначения (вид угодий пастбище), с целевым назначением для сельскохозяйственного использования, предоставлен в аренду сроком на один год ООО "СибРеконструкция".
Между администрацией Солонцовского сельсовета и ООО "Сибреконструкция" заключен договор аренды от 02.11.2005 N 15, согласно пункту 1.1. которого Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 35000 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, район транспортной развязки автодороги Красноярск - п. Солонцы, правая сторона, участок N1. Земельный участок передан по акту приема-передачи от 02.11.2005.
Постановлением администрации Солонцовского сельсовета от 17.04.2006 N 153 "О продлении срока аренды земельного участка, предоставленного ООО "Сибреконструкция" срок аренды земельного участка, предоставленного ООО "Сибреконструкция" согласно постановлению администрации Солонцовского сельсовета от 02.11.2005 N 494 и договору аренды земельного участка N 15 от 02.11.2005 установлен на 49 лет с 02.11.2005 по 01.11.2054.
Между администрацией Солонцовского сельсовета и ООО "Сибреконструкция" 17.04.2006 заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка N 15 от 02.11.2005, в котором срок аренды установлен с 02.11.2005 по 01.11.2054. Указанное дополнительное соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке.
Постановлением администрации Солонцовского сельсовета от 29.11.2007 N 255-А "Об отмене выданных постановлений" постановлено:
1. Отменить постановления главы администрации Солонцовского сельсовета за номерами - 295 от 16.06.2005 года, 310 от 27.06.2005 года, 153 от 17.04.2006 года и 494 от 02.11.2005 года.
2. Расторгнуть договор аренды N 15 от 02.11.2005 года с ООО "СибРеконструкция" в одностороннем порядке.
3. Расторгнуть дополнительное соглашение к договору аренды от 17.04.2006 года администрации Солонцовского сельсовета с ООО "СибРеконструкция" в одностороннем порядке.
4. Уведомить ООО "СибРеконструкция" о расторжении договора аренды и дополнительного соглашения к нему в одностороннем порядке.
Общество с постановлением от 29.11.2007 N 255-А не согласно, считает его не соответствующим действующему законодательству, нарушающим права и законные интересы общества, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления недействительным.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд проверяет оспариваемый акт на соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным суд должен установить наличие двух условий:
-оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Солонцовского сельсовета от 29.11.2007 N 255-А "Об отмене выданных постановлений" отменены постановления администрации Солонцовского сельсовета N295 от 16.06.2005, N310 от 27.06.2005, N153 от 17.04.2006, N494 от 02.11.2005; расторгнуты договор аренды N 15 от 02.11.2005 и дополнительное соглашение к нему с ООО "СибРеконструкция" в одностороннем порядке.
На основании отмененных постановлений N 295 от 16.06.2005, N 310 от 27.06.2005, N 153 от 17.04.2006, N 494 от 02.11.2005 администрация передала в аренду на 49 лет ООО "СибРеконструкция" земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 35000 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, район транспортной развязки автодороги Красноярск - п. Солонцы, правая сторона, участок N 1.
Правовой статус органов местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Из содержания терминов и понятий, приведенных в статье 2 указанного закона, следует, что
сельским поселением является один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Сельское поселение является муниципальным образованием. К вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Под органами местного самоуправления понимаются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 18.06.2005) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Из взаимосвязанных положений приведенных норм следует, что орган местного самоуправления вправе распоряжаться землями, государственная собственность на которые не разграничена, только в целях решения вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что администрация Солонцовского сельсовета в спорный период не являлась уполномоченным органом по предоставлению в аренду земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, а также условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу части 1 статьи 9 указанного закона в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в частности, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются юридическим лицам на определенном праве, и заблаговременно публикацию такой информации.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Солонцовского сельсовета от 02.11.2005 N 494 "О предоставлении в аренду земельного участка на территории Солонцовского сельсовета" земельный участок, площадью 35 000 кв.м., расположенный по адресу: Емельяновский район, п. Солонцы, ул. Новая, 1 "в", отнесен к категории земли сельскохозяйственного назначения (вид угодий пастбище), с целевым назначением для сельскохозяйственного использования, предоставлен в аренду сроком на один год ООО "СибРеконструкция".
В отзыве на заявление общества администрация Солонцовского сельсовета указала, что опубликование сообщения о наличии к передаче в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения перед изданием постановления от 02.11.2005 N 494 не производилось. Указанное обстоятельство явилось основанием для отмены постановлений, вынесенных по факту передачи обществу спорного земельного участка в аренду.
В деле имеется опубликованное в газете "Городские новости" от 01.12.2006 за N 149 (1496) информационное сообщение следующего содержания: "администрация района оповещает о выборе земельного участка под строительство шиномонтажной мастерской по адресу: пос. Солонцы, ул. Новая,1 район транспортной развязки".
Оценив указанное сообщение, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что информация, опубликованная в газете, не является сообщением о наличии к передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, поскольку в этом объявлении содержатся сведения о предоставлении земельного участка под строительство шиномонтажной мастерской. Кроме того, указанное сообщение опубликовано после фактического предоставления обществу спорного земельного участка в аренду, а не за один месяц, как установлено законом.
Таким образом, при передаче обществу в аренду земельного участка администрация Солонцовского сельсовета нарушила установленный земельным законодательством порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 43 указанного закона глава местной администрации в пределах своих полномочий издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом.
Из анализа взаимосвязанных положений указанных норм следует, что орган местного самоуправления вправе отменить принятые им постановления в том случае, если постановления противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Учитывая, что у администрации Солонцовского сельсовета отсутствовали полномочия на распоряжение землями, государственная собственность на которые не разграничена, а также нарушен порядок предоставления в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, постановление N 494 о предоставлении обществу земельного участка в аренду сроком на один год, и постановление N 153 о продлении срока аренды до 49 лет, правомерно отменены органом местного самоуправления, принявшим указанные муниципальные акты.
Ранее принятые постановления в отношении спорного земельного участка от 16.06.2005 N 295 и 27.06.2005 N 310 об утверждении акта выбора и обследования земельного участка и об утверждении проекта границ и предоставлении земельного участка в аренду ООО "СибРеконструкция" фактически утратили силу в связи с изменением категории (целевого назначения) земельного участка и предоставлением его в аренду ООО "СибРеконструкция" для сельскохозяйственного использования.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что пункт 1 постановления администрации Солонцовского сельсовета от 29.11.2007 N 255-А "Об отмене выданных постановлений", которым отменены постановления администрации Солонцовского сельсовета N295 от 16.06.2005, N310 от 27.06.2005, N153 от 17.04.2006, N494 от 02.11.2005, соответствует действующему законодательству.
В пунктах 2, 3, 4 постановления администрации Солонцовского сельсовета от 29.11.2007 N 255-А указано на расторжение договора аренды N 15 от 02.11.2005 года и дополнительного соглашения к нему с ООО "СибРеконструкция" в одностороннем порядке, об уведомлении ООО "СибРеконструкция" о расторжении договора аренды и дополнительного соглашения к нему в одностороннем порядке.
Согласно пункту 6.3 договора аренды земельного участка от 02.11.2005 N 15 договор может быть расторгнут по решению суда, на основании и в порядке, установленном гражданским законодательством.
Пунктом 4.1.3. договора предусмотрено, что арендодатель имеет право требовать досрочного расторжения договора только при невнесении арендной платы более чем за шесть месяцев.
Доказательств неисполнения обществом обязательств по внесению арендной платы в материалы дела не представлено.
В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации расторжение договора возможно по соглашению сторон или по решению суда.
Согласно статье 452 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Администрация Солонцовского сельсовета не представила доказательств заключения с ООО "СибРеконструкция" соглашения о расторжении договора аренды от 02.11.2005 N 15 и дополнительного соглашения к нему, а также доказательств направления в адрес общества предложения о расторжении договора аренды от 02.11.2005 N 15 и обращения в суд с требованием о расторжении договора.
При таких обстоятельствах, у администрации Солонцовского сельсовета отсутствовали правовые основания для расторжения в одностороннем порядке договора аренды от 02.11.2005 N 15 и дополнительного соглашения к нему, в связи с чем, пункты 2, 3, 4 постановления администрации Солонцовского сельсовета от 29.11.2007 N 255-А не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
На основании вышеизложенного, заявление общества подлежит удовлетворению в части признания недействительными пунктов 2, 3, 4 постановления администрации Солонцовского сельсовета от 29.11.2007 N 255-А. В части пункта 1 указанного постановления заявление удовлетворению не подлежит.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы распределяется между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям, по 1500 рублей на общество и администрацию. Общество при обращении в суд первой инстанции с заявлением уплатило государственную пошлину в размере 2000 рублей, следовательно, с администрации в пользу общества подлежит взысканию государственная пошлина в размере 500 рублей.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 09 октября 2008 года по делу N А33-3251/2008 отменить, принять новое решение.
Признать недействительным постановление администрации Солонцовского сельсовета от 29.11.2007 N 255-А в части пунктов 2, 3, 4.
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "СибРеконструкция" о признании недействительным постановления от 29.11.2007 N 255-А в части пункта 1 отказать.
Взыскать с администрации Солонцовского сельсовета в пользу общества с ограниченной ответственностью "СибРеконструкция" 500 рублей государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.И. Бычкова |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-3251/2008
Истец: ООО "СибРеконструкция"
Ответчик: Администрация Солонцовского сельсовета Емельяновского района
Третье лицо: ООО "СибРеконструкция", Администрация Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края