г. Красноярск
24 февраля 2009 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Дунаевой Л.А.,
судей: Борисова Г. Н., Демидовой Н. М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И. П.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Андромеда") - Желудева А.П., представителя по доверенности от 24.11.2008 года, Чебыкина И.К., представителя по доверенности от 10.03.2008,
от ответчика (Администрации города Красноярска) - Глебовой Е.Ю., представителя по доверенности от 29.12.2008,
от третьего лица (Управления архитектуры администрации г. Красноярска): Вильховской О.С., представителя по доверенности от 10.02.2009 года,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Андромеда"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "18" декабря 2008 года по делу N А33-9416/2008, принятое судьёй Баукиной Е.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Андромеда" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации города Красноярска о признании отказа Администрации города Красноярска в предоставлении для строительства жилого дома земельного участка с категорией земель - земли поселений, с кадастровым номером 24:50:04 00 386:0144, находящегося по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Мате Залки, общей площадью 5 072 кв.м. незаконным.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска, Управление архитектуры администрации города Красноярска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18 декабря 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "Андромеда" обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, сославшись на следующие доводы:
- судом не дана оценка копии межевого дела N 204 от 05.07.2007, приобщенного к материалам дела;
- ответчиком не доказан факт направления обществу отказа в предоставлении земельного участка, оформленного письмом от 20.03.2007;
- в договоре аренды от 28.12.2005 N 2786 указан земельный участок с кадастровым номером 24:50:04: 00 386:0045.
Администрация города Красноярска считает оспариваемое решение законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Управление архитектуры Администрации г. Красноярска поддерживает в полном объеме позицию Администрации города Красноярска по делу.
Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела (уведомление N 66013602192116), уполномоченного представителя в судебное заседание не направил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно распоряжению Администрации города Красноярска от 24.12.2004 N 3510-арх "О предварительном согласовании ООО "Андромеда" места размещения объекта" заявителю предварительно согласовано место размещения многоэтажного жилого дома на земельном участке из земель поселений, оценочная зона N 86, площадью 5072,0 кв.м., расположенном по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Мате Залки.
Распоряжением администрации города Красноярска от 07.12.2005 N 2882-арх в распоряжение от 24.12.2004 N 3510-арх внесены изменения, а именно: слова "оценочная зона N 86" заменены на слова "оценочной зоны N 39".
В соответствии с актом комитета по архитектуре и градостроительству города Красноярска о выборе земельного участка (площадки, трассы) для предварительного согласования места размещения объекта, предполагаемого к проектированию и строительству от 18.10.2004 для проектирования и строительства многоэтажного жилого дома ООО "Андромеда" выбран земельный участок площадью 5072,0 кв.м., расположенный по адресу: Советский район, ул. Мате Залки.
На основании распоряжения Администрации г. Красноярска от 24.12.2004 N 3510-арх между департаментом недвижимости Администрации города Красноярска (арендодатель) и ООО "Андромеда" заключен договор аренды земельного участка от 28.12.2005 N 2786, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли поселений, с кадастровым номером 24:50:04 00 386:0045, в оценочной зоне 39, находящийся по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Залки Мате, для использования в целях проведения проектно-изыскательских работ под место размещения многоэтажного жилого дома в границах, указанных в плане участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 5072 кв.м. (приложение 1) (пункт 1.1. договора).
Срок аренды участка установлен с 24.01.2004 по 22.12.2005 (пункт 2.1. договора). На основании дополнения от 20.06.2006 N 3617 в указанный договор аренды внесены изменения, в качестве арендодателя указан департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска. В соответствии с пунктом 2.1. договора срок аренды участка установлен с 21.12.2006 по 19.12.2007.
По акту приема-передачи земельный участок передан от арендодателя арендатору. Датой фактической передачи земельного участка считается 21.12.2006.
ООО "Андромеда" обратилось к Администрации г. Красноярска с письмом о предоставлении земельного участка (общая площадь 5072 кв.м.; кадастровый номер 24:50:04 00 386:0045, г. Красноярск, Советский район, ул. Залки Мате) в аренду для жилищного строительства. Согласно отметке, письмо получено представителем Администрации 14.02.2007.
В письме от 20.03.2007 N 14-2840 администрация сообщила Обществу, что решение о предоставлении земельного участка для строительства принимается на основании заявления и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка. В Администрацию г. Красноярска не представлена кадастровая карта (план) испрашиваемого земельного участка, по ул. Мате Залки, что является основанием для отказа в предоставлении земельного участка. В письме указано, с 01.03.2007 правовые основания для принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка для жилищного строительства без проведения торгов отсутствуют.
Распоряжением Администрации города Красноярска от 14.06.2007 N 1737-арх предписано провести торги в форме аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 5072 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Мате Залки, юго-восточная часть 6-го мкр. жилого района Северного, предназначенного для многоэтажного жилищного строительства.
Согласно кадастровому плану от 05.07.2007 земельному участку присвоен кадастровый номер 24:50:04 00 386:0144, площадь земельного участка 5072 кв.м., в графе "местоположение земельного участка" указано: участок находится примерно по направлению на - от ориентира г. Красноярск, Советский район, ул. Мате Залки, юго-восточная часть 6-го мкрн. Жилого района Северного, расположенного за пределами участка. В кадастровом плане земельного участка указан регистрационный номер документов в ОКУ 50\07-2128.
В представленном в материалы дела ответе ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю от 16.10.2008 N 1-6/2848 на запрос суда указано, что земельный участок с кадастровым номером 24650:0400386:0144 был поставлен на государственный кадастровый учет 04.07.2007. Постановка на учет проведена на основании заявки от 18.06.2007 N 50/07-2128 по обращению управления архитектуры администрации города Красноярска.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статьям 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу части 2 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта органов местного самоуправления необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие его действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Суд полагает, что Администрация города Красноярска доказала законность отказа в предоставлении для строительства жилого дома, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 15 статьи 3 от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 18.12.2006 N 232-ФЗ) до 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления, без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
При этом норма пункта 15 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" подлежит применению в совокупности с другими нормами Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Следовательно, в целях получения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства в аренду без проведения торгов, правовое значение имеют следующие обстоятельства:
- наличие решения органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта, принятого до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка;
- формирование земельного участка, постановка его на государственный кадастровый учет;
- обращение за предоставлением земельного участка в надлежащий орган до 1 марта 2007 года;
- соблюдение заявителем требований пункта 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно распоряжению Администрации города от 24.12.2004 N 3510-арх ООО "Андромеда" предварительно согласовано место размещения многоэтажного жилого дома на земельном участке площадью 5072,0 кв.м., расположенном по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Мате Залки.
15 февраля 2007 года ООО "Андромеда" обратилось в администрацию города (вх. N 3033 от 15.02.2007 г.) с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 5072 кв.м, с кадастровым номером 24:50:04 00 386:0045 по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Мате Залки в аренду для жилищного строительства. ООО "Андромеда" кадастровый план испрашиваемого участка к заявлению о предоставлении земельного участка для строительства от 14.02.2007 приложен не был.
Из пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Заявитель не представил в материалы дела доказательства, подтверждающие обращение с заявлением об обеспечении проведения работ по установлению границ земельного участка на местности, межеванию, подготовке межевого дела и постановке земельного участка на кадастровый учет до 14.02.2007, т.е. до момента обращения с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства, как это предусмотрено частью 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации. Следовательно, межевое дело N 204 от 05.07.2007 не может подтверждать соблюдение заявителем требований по формированию спорного земельного участка до обращения с заявлением в Администрацию.
Таким образом, ООО "Андромеда" при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства от 14.02.2007 не были выполнены требования пункта 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что письмо Управления архитектуры администрации г. Красноярска от 10.07.2007 N 13090 позволяет сделать вывод об отсутствии какого - либо решения ответчика в ответ на обращение общества от 14.02.2007 с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство является необоснованным. Указанным письмом подтверждается тот факт, что заявителю земельный участок не выделялся, а не отсутствие какого - либо решения вообще.
Заместителем Главы города - начальником департамента градостроительства на основании ст. 30, 30.1, 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации принято решение о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка площадью 5 072,0 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Мате Залки, юго-восточная часть 6-го мкрн. жилого района Северного, предназначенного для многоэтажного жилищного строительства (распоряжение от 14.06.2007 N 1737-арх). Распоряжением администрации города от 10.08.2007 N 2246-арх внесены изменения в указанное распоряжение в части указания площади двух участков ограниченного использования 1 925 кв.м (охранная зона инженерных сетей).
При изложенных обстоятельствах действия Администрации по отказу в предоставлении Обществу спорного земельного участка не противоречит Земельному кодексу Российской Федерации. Следовательно, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя о признании отказа Администрации города Красноярска в предоставлении для строительства жилого дома земельного участка с категорией земель - земли поселений, с кадастровым номером 24:50:04 00 386:0144, находящегося по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Мате Залки, общей площадью 5072 кв.м. незаконным.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено. В соответствии со статьей 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 декабря 2008 года подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 декабря 2008 года по делу N А33-9416/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий: судья |
Л.А. Дунаева |
Судьи |
Г. Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-9416/2008
Истец: ООО "Андромеда"
Ответчик: Администрация города Красноярска
Кредитор: ФГУ"Земельная кадастровая палата по Красноярскому краю"
Третье лицо: Управление архитектуры администрации г. Красноярска, Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска