г. Красноярск
"10" марта 2009 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "03" марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "10" марта 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дунаевой Л.А.,
судей: Борисова Г.Н., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "НА ПУЛЬСЕ" - Андреева Ю.А., директор общества на основании протокола общего собрания участников общества от 29.11.2003, Андреевой А.В., представителя на основании доверенности от 11.01.2009,
от Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - Шалавина И.Г., представителя по доверенности от 29.12.2008,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "30" декабря 2008 года по делу N А33-14329/2008, принятое судьёй Данекиной Л.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "НА ПУЛЬСЕ" (далее по тексту - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к Филиалу N 7 (Центральный) Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным бездейсвия Фонда, выразившегося в невозмещении обществу расходов по обязательному социальному страхованию в размере 8 358,52 рублей.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30 декабря 2008 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции Государственное учреждение - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, сославшись на то, что материалами дела доказан факт злоупотребления правом со стороны общества, создание им искусственной ситуации по увеличению заработной платы Тюкачевой Л.В. (с 15 000 рублей до 20 000 рублей) с целью получения от Фонда более крупной суммы возмещения.
Общество считает решение суда законным и обоснованным, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Общество с ограниченной ответственностью "НА ПУЛЬСЕ" зарегистрировано 04.12.2003, внесено в ЕГРЮЛ за номером 1032402975153.
Общество с ограниченной ответственностью "НА ПУЛЬСЕ" является страхователем, уплачивающим страховые взносы на обязательное социальное страхование в отношении работников, работающих по трудовым договорам.
Государственным учреждением - Красноярским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации проведена камеральная проверка в связи с обращением общества, применяющего специальные режимы налогообложения, с запросом о выделении средств государственного социального страхования за период с 01.04.2008 по 30.06.2008.
По результатам камеральной проверки составлен акт N 515 от 18.07.2008, в котором отражен вывод о необоснованном отнесении расходов за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации на сумму 8 668,38 рублей, в том числе 8 358,52 рублей необоснованно начисленного пособия по беременности и родам Тюкачевой Л.В., переплаты пособия Пучковой А.С. по уходу за ребенком до 1,5 лет в сумме 309,86 рублей. Признана обоснованной сумма заявленных расходов в размере 67 512,11 рублей.
Общество представило возражения на акт камеральной проверки N 515, которые были приняты Государственным учреждением - Красноярским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в части суммы переплаты пособия в размере 309,86 рублей, что отражено в Протоколе рассмотрения материалов камеральной проверки от 08.08.2008.
Заявитель считает незаконным вывод Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о необоснованном отнесении расходов в сумме 8 358,52 рублей за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в связи с чем обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия учреждения, выразившегося в невозмещении расходов по обязательному социальному страхованию в размере 8 358,52 рублей.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального Закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования возникают с момента заключения работником трудового договора.
Общество, являясь страхователем наемных работников, обязано выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.
Федеральным Законом N 81-ФЗ от 19 мая 1995 года "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства и предусматривает выплату пособий по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка.
Согласно статье 3 Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" финансирование выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованным лицам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы (перешедшими на упрощенную систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога), а также лицам, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан".
На основании статьи 4 Федерального закона N 81-ФЗ, статьи 2 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан", письма ФСС РФ от 23.01.2007 N 02-18/07-493 выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, перечисляемых страхователю исполнительными органами ФСС РФ.
Исчисление пособия по временной нетрудоспособности, его назначение и выплата работникам, указанным в части первой настоящей статьи, осуществляются в соответствии с общими правилами, установленными нормативными правовыми актами о пособиях по государственному социальному страхованию.
В силу статьи 13 Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи). Работодатель осуществляет выплату пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованному лицу в порядке, установленном для выплаты работникам заработной платы.
Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам (статья 14 Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ).
Инструкцией, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22, определен порядок учета и расходования средств обязательного социального страхования, формируемых за счет, в том числе, единого социального налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, зачисляемого в фонд.
Согласно пунктам 3.1 и 3.2 Инструкции отделения (филиалы отделений) фонда осуществляют расходование средств обязательного социального страхования, в том числе на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячные пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; выделяют средства на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию страхователям-работодателям, применяющим специальные налоговые режимы.
В пункте 3.3 Инструкции указано, что выделение средств страхователям-работодателям, указанным в пункте 3.2 настоящей Инструкции, осуществляется отделением (филиалом отделения) фонда на основании следующих документов: письменного заявления страхователя, расчетной ведомости по средствам ФСС РФ, копий платежных документов, подтверждающих уплату единого налога, уплачиваемого при упрощенной системе налогообложения; заверенных надлежащим образом копий документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию.
Выделение средств страхователям-работодателям осуществляется по решению руководителя или заместителя руководителя отделения (филиала отделения) фонда в двухнедельный срок после представления страхователем всех необходимых документов.
Основанием для вывода Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о необоснованном отнесении расходов за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 8 358,52 рублей пособия по беременности и родам Тюкачевой Л.В. с января по апрель 2008 года послужили следующие обстоятельства:
- Тюкачевой Л.В. предоставлен отпуск по беременности и родам с 27.05.2008 по 13.10.2008;
-на Тюкачеву Л.В., занимающую с 02.05.2007 должность начальника отдела N 3 бухгалтерского и налогового учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, перед наступлением отпуска по беременности и родам с января 2008 года по апрель 2008 года возложены дополнительные обязанности по вакантной должности бухгалтера по работе с физическими лицами с дополнительной оплатой в сумме 5 000 рублей;
- должность бухгалтера по работе с физическими лицами введена штатным расписанием от 17.12.2007 N 11ш с 01.01.2008;
- в мае 2008 года (после ухода Тюкачевой Л.В. в отпуск) на ставку бухгалтера по работе с физическими лицами никто не принят.
Суд полагает, что перечисленные обстоятельства не свидетельствуют о создании обществом искусственной ситуации по увеличению Тюкачевой Л.В заработной платы в целях возмещения средств обязательного социального страхования в завышенном размере.
Государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не оспаривает факт наступления страхового случая и его документального подтверждения.
Согласно материалам дела, Тюкачева Л.В. принята на работу в общество на основании трудового договора N 02 от 03.02.2005 для выполнения работы по должности бухгалтера, затем занимала должность "старший бухгалтер", а приказом N 6 от 02.05.2007 Тюкачева Л.В.назначена на должность начальника отдела N 3 бухгалтерского и налогового учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с заработной платой 15 000 рублей. Приказом N 11/с от 28.12.2007 "О совмещении должностей" на Тюкачеву Л.В. возложены дополнительные обязанности по вакантной должности бухгалтера по работе с физическими лицами с доплатой в размере 5 000 рублей.
Как следует из пояснений общества, необходимость исполнения дополнительных обязанностей Тюкачевой Л.В. обусловлена тем, что в указанный период ею осуществлялись только контрольные функции за подчиненными, её квалификация допускала качественное выполнение указанной работы, в период с января по 30 апреля возникает необходимость в осуществлении услуг по составлению деклараций физическим лицам, с момента же ухода Тюкачевой Л.В. 27 мая 2008 года спрос на указанные услуги уже исчез, поскольку закончились сроки предоставления налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц в налоговые органы по месту учета налогоплательщиков, в связи с чем иное лицо не было принято на указанную должность. С января 2009 года иной работник общества осуществляет совмещение должности "бухгалтер по работе с физическими лицами". Содержание же на указанной должности постоянного работника нецелесообразно. Фонд не опроверг указанные обстоятельства.
Таким образом, увеличение заработной платы Тюкачевой Л.В. с 01.01.2008 обусловлено объемом и характером исполняемой работы.
В обоснование изложенной позиции обществом представлены документы: приказы, инструкции, трудовые договоры, штатные расписания, табели учета рабочего времени. Согласно оборотно - сальдовой ведомости по счету: 90.1 "Выручка по обычным видам деятельности" выручка общества по видам деятельности за период с 01.01.2008 по 30.04.2008 подразделялась на услуги юридическим лицам и услуги физическим лицам и указан оборот по этим видам деятельности, а за период с 01.05.2008 по 31.12.2008 оборот по услугам физическим лицам является нулевым, что доказывает выполнение работы по услугам физическим лицам за период 01.01.2008 по 30.04.2008.
Значит, общество представило документальное обоснование для осуществления начисления пособия по беременности и родам Тюкачевой Л.В.
Следовательно, довод Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о том, что общество не обосновало экономическую необходимость в возложении на Тюкачеву Л.В. дополнительных обязанностей и не подтвердило необходимость документально, не соответствует действительности и не принимается судом.
Ссылка Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на то, что в табелях учета рабочего времени с 01.01.2008 по 30.04.2008 должность бухгалтера по работе с физическими лицами отсутствовала необоснованна. В соответствии со статьей 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
Значит, при совмещении работа как основная, так и дополнительная осуществляется в рамках одного и того же рабочего времени, в связи с чем отсутствует необходимость в табелях учета рабочего времени фиксировать одного и того же работника дважды.
Довод Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о том, что на отдельно взятую беременную работницу незадолго до наступлении страхового случая возлагаются дополнительные обязанности является осуществленным искусственно увеличением заработной платы, не принимается судом, так как ответчиком не представлены доказательства того, что в декабре 2008 года было известно, что Тюкачева Л.В. является беременной, в силу этого не доказанным является, что общество знало о предстоящем наступлении страхового случая.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, в нарушение статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал необоснованность обращения с заявлением о возмещении расходов в сумме 8 358,52 рублей, израсходованных обществом на цели обязательного социального страхования, и законность своего бездействия в возмещении расходов по обязательному социальному страхованию.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено. В соответствии со статьей 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 декабря 2008 года подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине по апелляционной жалобе относятся на Государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 декабря 2008 года по делу N А33-14329/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Дунаева |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-14329/2008
Истец: ООО "НА ПУЛЬСЕ"
Ответчик: Государственное учреждение Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Хронология рассмотрения дела:
10.03.2009 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-485/2009