Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 17 июля 2006 г. N КА-А40/6455-06
(извлечение)
Решением от 12.01.2006, оставленным без изменения постановлением от 04.04.2006, удовлетворены заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Надымгазпром" к МИФНС РФ по КН N 2 о признании недействительным решения Инспекции от 15.09.2005 N 144/53-13 и требования от 21.09.2005 N 162. В удовлетворении встречного требования Инспекции о взыскании штрафа - отказано.
Законность и обоснованность решения и постановления судов проверяется в порядке ст.ст. 284, 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просит судебные акты отменить, в иске Обществу отказать, встречное требование удовлетворить, поскольку судебные акты приняты с нарушением норм процессуального и материального законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу, приобщенном к материалам дела на основании определения суда, принятого в порядке ст. 159 АПК РФ, Общество просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции - без удовлетворения, поскольку доводы жалобы повторяют выводы налогового органа, которым суды дали надлежащую правовую оценку, основанную на исследовании судом доказательств в их совокупности и взаимосвязи.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Суды полно и всесторонне исследовали юридически значимые обстоятельства, дали надлежащую правовую оценку представленным сторонами доказательствам в их совокупности и взаимосвязи, доводам сторон, правильно применили налоговое законодательство, регулирующее спорные отношения, приняли законное и обоснованное решение.
Как следует из материалов дела, правильно установлено судами, что по результатам выездной налоговой проверки ООО "Надымгазпром", МИФНС РФ по КН N 2 принято решение от 15.09.2005 г. N 144/53-13, которым заявитель привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафов в размере 10673039 руб. за неуплату НДС; в размере 3940172 руб. за неуплату налога на имущество; в размере 12398840 руб. за неуплату налога на прибыль; а также организации предложено уплатить в срок, указанный в требовании, суммы налоговых санкций, неуплаченных налогов и пени.
На основании указанного решения инспекцией в адрес заявителя направлено Требование об уплате налога N 162 от 21.09.2005 г.
Довод налогового органа о том, что распределение общехозяйственных расходов следует соотносить с зарплатой, не является основанием для отмены судебных актов, т.к. заявитель осуществлял распределение общехозяйственных расходов в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ, а именно: пропорционально суммам доходов от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства и доходов от реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств.
В соответствии со статьей 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что с учетом положений ст. 252 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов, кроме расходов, указанных в ст. 270 НК РФ.
Доводы налогового органа о том, что заявитель не имел оснований для распределения общехозяйственных расходов в порядке, предусмотренном п. 1 ст.272 НК РФ, и, по мнению инспекции, заявителю следовало распределять указанные расходы пропорционально заработной плате сотрудников, задействованных в различных направлениях деятельности ЯГПУ, обоснованно отклонены судами, т.к. применявшийся заявителем порядок распределения общехозяйственных расходов соответствует п. 1 ст. 272 НК РФ.
Ссылки инспекция на то, что п. 1 ст. 272 НК РФ определяет возможность распределения между различными видами деятельности пропорционально выручке лишь расходы, а затраты аппарата управления ЯГПУ, а также УМТОиТ ЯГПУ, связанные с деятельностью, не направленной на получение дохода, не являются расходами по смыслу п. 1 ст. 252 НК РФ, являются несостоятельными. Налоговый кодекс РФ не предусматривает в целях налогообложения прибыли иного порядка распределения налогоплательщиком общехозяйственных расходов между различными видами деятельности. Порядок распределения общехозяйственных расходов применялся заявителем, в том числе в соответствии с разработанными организацией локальными актами, а именно: в 2002 г. - в соответствии с Положением об учетной политике для целей налогообложения на 2002 г. (т. 3 л.д. 33-69); в 2003 г. - в соответствии с Положением об учетной политике для целей налогообложения на 2003 г. (т. 3 л.д. 70-104).
Согласно п. 7 Положения об учетной политике заявителя для целей налогообложения на 2002 г. расходы заявителя, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов заявителя. Аналогичный порядок установлен п. 7 Положения об учетной политике заявителя для целей налогообложения на 2003 год.
Кроме того, предложенный инспекцией порядок распределения управленческих общехозяйственных расходов противоречит требованиям НК РФ и не учитывает особенностей организационной структуры и деятельности налогоплательщика.
Налоговый кодекс РФ не предусматривает использование заработной платы в качестве базиса для распределения расходов, в связи с чем является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что заявитель правомерно осуществлял распределение указанных выше общехозяйственных расходов в соответствии с п. 1 ст. 272 НК.
Доводы налогового органа о неправомерном включении в состав расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли в 2002 г., затрат на содержание служб, осуществляющих добычу и подготовку газа на Харасавэйском месторождении, а также по содержанию служб и объектов тепло- и энергоснабжения, поскольку затраты не могут уменьшать налогооблагаемую прибыль заявителя, поскольку не соответствуют п. 1 ст. 252 НК РФ, обоснованно отклонены судами, т.к. деятельность заявителя по промышленной разработке Харасавэйского ГКМ направлена на получение дохода, а расходы на содержание служб, осуществляющих добычу и подготовку газа на Харасавэйском ГКМ, осуществляются в целях развития и подготовки к промышленной эксплуатации этого месторождения. Как правильно установлено судом первой инстанции, указанные расходы заявителя непосредственно связаны с деятельностью налогоплательщика, направленной на получение дохода в будущем.
Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28.08.2003 г. N 1234-р, (т. 2 л.д. 4-20) предусматривает, что стратегически приоритетным регионом добычи газа на долгосрочную перспективу станет полуостров Ямал, освоение месторождений этого региона требует значительных объемов инвестиций в связи с удаленностью от существующей системы магистральных газопроводов, необходимостью решения ряда сложнейших задач в области сооружения скважин и газопромысловых объектов.
Из Протокола N 45-р/2003 заседания секции по разработке Комиссии газовой промышленности по разработке месторождений и использованию недр по рассмотрению "Проекта разработки залежей Харасавэйского ГКМ" следует, что по информации предоставленной, ООО "ВНИИГАЗ" структура Харасавэйского ГКМ характеризуется газоносностью "почти всего вскрытого разреза" (стр. 2 Протокола). При этом величина запасов газа на месторождении определена в количестве 1086,1 млрд. м.куб. (стр. 3 Протокола). При годовой добыче газа 32 млрд. м. куб. чистый доход в соответствии с представленными ООО "ВНИИГАЗ" расчетами составит более 3736 млн. дол. США (таблица 10, прилагаемая к Протоколу). При этом срок окупаемости Харасавэйского ГКМ составит 10 лет.
В соответствии с Планом капитального строительства на 2006 г., утвержденным Решением Совета директоров ОАО "Газпром" от 20.02.2006 г. N 807 в составе инвестиционной программы ОАО "Газпром" на 2006 г., в котором содержится в том числе лимит капитальных вложений на 2006 г. на обустройство Бованенковского и Харасавэйского ГКМ п-ва Ямал.
Из чего следует, что деятельность заявителя по промышленной разработке Харасавэйского ГКМ, направлена на получение дохода, а расходы на содержание служб, осуществляющих добычу и подготовку газа на Харасавэйском ГКМ, осуществляются в целях развития и подготовки к промышленной эксплуатации этого месторождения.
Разработка и поддержание в эксплуатационном состоянии объектов инфраструктуры Харасавэйского ГКМ необходимы для обеспечения разработки и эксплуатации Бованенковского ГКМ, что инспекцией не оспаривается.
Доводы инспекции о том, что не был организован раздельный учет расходов Харасавэйского и Бованенковского месторождений, затраты (расходы) по Харасавэйскому месторождению необходимо распределять пропорционально объемам добычи газа на Харасавэйском и Бованенковском месторождениях, противоречит НК РФ, поскольку ст.ст. 252, 272 НК РФ не устанавливают обязанность налогоплательщика учитывать затраты (расходы) пропорционально объему произведенной продукции (пропорционально объемам добытого газа), в т.ч. на каждом из филиалов налогоплательщика, либо участках (местах) производственной деятельности.
Не могут быть приняты во внимание доводы налогового органа о том, что заявитель необоснованно включал в состав расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, затраты на оплату арендной платы за пользование имуществом по договору аренды N 9-Д-25/2001 от 31.12.2001 г., а также договору аренды N 99-Д-20/2002 от 30.12.2002 г.
Как правильно установлено судами, заявитель арендует у ОАО "Газпром" производственные мощности на всех месторождениях, эксплуатируемых ООО "Надымгазпром", что подтверждается приложением N 1 к договорам аренды, заключенным между заявителем и ОАО "Газпром", а также балансом заявителя за 2001 год со справкой о забалансовых счетах (т. 6 л.д. 1-4). В соответствии с приложением N 2 к договору аренды N 9-Д-25/2001 и приложением N 3 к договору аренды N 99-Д-20/2002 ОАО "Газпром" передал в пользование заявителю комплекс имущества в целом, а арендная плата установлена ОАО "Газпром" за все арендованное имущество (имущественный комплекс в целом, без разбивки по отдельным объектам).
Экономическая необходимость аренды рассматриваемых объектов имущества Бованенковского месторождения и Харасавэйского месторождения в 2002 и 2003 гг. вызвана тем, что владение и пользование указанным имуществом являлось необходимым для выполнения условий лицензионных соглашений на разработку Бованенковского и Харасавэйского месторождений; согласно постановлению Правления ОАО "Газпром" от 07.02.2002 г. N 10 "О мерах по увеличению добычи газа" ввод в эксплуатацию месторождений полуострова Ямал запланирован на 2007 год, в то же время, отсутствие рассматриваемого имущества во владении и пользовании заявителя не позволило бы ему осуществлять инвестиции в обустройство указанных месторождений, обеспечивать их поддержание в эксплуатационном состоянии и осуществлять подготовку к их разработке.
Являются несостоятельными доводы налогового органа о неправомерности применения заявителем вычетов "входного" НДС в части затрат по уплате арендной платы по указанным договорам аренды, в связи с тем, что спорные расходы правомерно учтены в целях налогообложения прибыли, следовательно, обязанности доначислить суммы НДС по основаниям, предусмотренным п.п. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ, а также п.п. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ, у заявителя не возникло.
Доводы инспекции о том, что заявитель необоснованно не включил в налоговую базу по налогу на имущество в 2002-2003 г.г. затраты по стройкам с истекшими сроками строительства в части строительства объектов, которые в дальнейшем планировались к использованию, как объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, правомерно не приняты во внимание судом первой инстанции.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" налогом на имущество предприятий облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика.
Согласно п.п. "а" п. 4 Инструкции ГНС РФ от 08.06.1995 г. N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" в налоговую базу по налогу на имущество включаются затраты организации, отражаемые в бухгалтерском учете на счете 08 "Капитальные вложения" (субсчет 08-3 "Строительство объектов основных средств", 08-4 "Приобретение отдельных объектов основных средств", 08-6 "Приобретение нематериальных активов").
При этом расходы организации по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство, включаются в расчет среднегодовой стоимости имущества организации по состоянию на 1 число месяца квартала, следующего за истечением срока строительства (монтажа), установленного договором подряда в соответствии с проектно-сметной документацией (проектом организации строительства).
Суды правомерно указали, что затраты организации на строительство учитываются для целей налогообложения после окончания нормативного срока строительства, определяемого на основании строительных правил и нормативов, проектно-сметной документации и сроков на строительство, установленных соответствующими договорами подряда. В аналогичном порядке подлежат включению в налоговую базу затраты на строительство объекта, производимое собственными силами (хозяйственным способом). При этом нормативный срок строительства определяется в указанном порядке на основании строительных нормативов, проектно-сметной документации и установленного в соответствии с ней графика работ. В связи с этим является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что затраты организации на строительство объектов основных средств, учтенные на счете 08 "Капитальные вложения", в период строительства налогом на имущество предприятий не облагаются.
Не могут быть приняты во внимание доводы инспекции о том, что заявителем в нарушение п.п. 1 п. 1 ст. 10 Закона N 110-ФЗ от 06.08.2001 г. при расчете налоговой базы переходного периода не включены в состав доходов суммы дебиторской задолженности, учитываемой за балансом, в размере 3686044 руб.
Положениями п.п. 1 п. 1 ст. 10 Федерального закона N 110-ФЗ от 06.08.2001 г. установлено, что по состоянию на 1 января 2002 года налогоплательщик, переходящий на определение доходов и расходов по методу начисления, обязан провести инвентаризацию дебиторской задолженности по состоянию на 31 декабря 2001 года включительно, в процессе инвентаризации выделить дебиторскую задолженность за реализованные, но не оплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, а также отразить в составе доходов от реализации выручку от реализации, определенную в соответствии со ст. 249 НК РФ, которая ранее не учитывалась при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
Как следует из материалов дела, до 1 января 2002 г. заявитель определял выручку от реализации в целях налогообложения прибыли по оплате, в этой связи, при формировании налоговой базы 06.08.2001 г. Как следует из оспариваемого решения (т. 1 л.д. 43), данная задолженность является списанной.
Всем доводам налогового органа суды дали надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущего безусловную отмену судебных актов, судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 12.01.2006 по делу N А40-58806/05-140-369 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 04.04.2006 Девятого арбитражного апелляционного суда по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу МИФНС РФ по КН N 2 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 июля 2006 г. N КА-А40/6455-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании