г. Красноярск
"30" июня 2009 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "23" июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "30" июня 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Бычковой О.И., Первухной Л.Ф.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.
при участии:
от учреждения: Юшковой А.А., директора, Герасяновой Т.Б., представителя по доверенности от 23.06.2009, Загурской В.А., представителя по доверенности от 31.03.2009,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения "Комплексный Центр социального обслуживания населения"
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "27" апреля 2009 года по делу N А33-5449/2009, принятое судьей Ивановой Е.А.,
установил:
прокурор города Дивногорска (далее - прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к муниципальному учреждению "Комплексный Центр социального обслуживания населения" (далее - учреждение, ответчик) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ( далее КоАП).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27.04.2009 учреждение привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением от 27.04.2009 не согласно, поскольку правонарушение неправомерно квалифицировано по ч. 2 ст. 14.1 КоАП, поскольку учреждение не осуществляет предпринимательской деятельности, учреждение оказывает социальные услуги бесплатно, на условиях частичной и полной оплаты, не учтены уставные цели учреждения, в которых отсутствует направленность на систематическое получение прибыли; основной источник финансирования - краевой бюджет; отсутствует риск осуществления деятельности, так как деятельность учреждения регламентируется только законом.
Прокурор в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие прокурора.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Муниципальное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания населения" зарегистрировано в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1052464077654, является некоммерческой организацией, созданной по решению администрации г. Дивногорска в результате реорганизации Комитета по социальной защите населения администрации г. Дивногорска в форме выделения службы социальной помощи на дому в самостоятельное юридическое лицо.
В период с 17.03.2009 по 24.03.2009 прокуратурой г. Дивногорска проведена проверка соблюдения МУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" законодательства о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, в ходе которой установлен факт осуществления медицинских услуг без лицензии.
Усмотрев в действиях учреждения признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП, прокурор вынес постановление от 24.03.2008 о возбуждении в отношении ответчика производства по делу об административном правонарушении и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении учреждения к административной ответственности по указанной статье.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Согласно статье 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Статья 14.1 КоАП находится в главе 14 КоАП "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности". Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 14.1 КоАП являются правоотношения в области предпринимательской деятельности.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП, образуют действия по осуществлению предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
Следовательно, для того, чтобы привлечь к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП необходимо доказать факт осуществления предпринимательской деятельности без лицензии.
Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.03.2009, прокурором в ходе проведения проверки установлено осуществление учреждением медицинской деятельности без специального разрешения (лицензии). Поскольку в соответствии с п. 96 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию, то прокурор пришел к выводу о том, что в действиях (бездействии) учреждения имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП. Необходимость наличия лицензии на осуществление медицинских услуг учреждением не оспаривается.
Однако, прокурором в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено наличие всех признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП, а именно: осуществление учреждением предпринимательской деятельности.
Исследовав материалы дела и доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП, по следующим основаниям.
Согласно пункту 1.1 Устава (т. 1 л.д. 46-51) учреждение является некоммерческой организацией, созданной по решению администрации муниципального образования г. Дивногорск в результате реорганизации Комитета по социальной защите населения администрации г. Дивногорска в форме выделения службы социальной помощи на дому, состоящей из трех отделений, в самостоятельное юридическое лица.
В соответствии с частями 1и 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Согласно абз. 3 ч. 1 ст 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Как следует из материалов дела, ответчик организуется и содержится за счет средств, предусмотренных краевым бюджетом, доходов, полученных в результате оказания платных услуг населению и других внебюджетных поступлений, разрешенных действующим законодательством (п. 1.8 Устава).
В пункте 2.1 Устава указаны цели учреждения, в том числе: реализация гарантированных государством экономических и правовых мер по социальному обслуживанию и социальной защите граждан пожилого возраста, ветеранов, инвалидов, граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию и других социально не защищенных категорий граждан. Из пункта 2.1 Устава не следует, что целью деятельности учреждения является систематическое получение прибыли.
Пунктом 2.2.7 Устава предусмотрено, что учреждение оказывает платные услуги гражданам, проживающим на территории муниципального образования г. Дивногорск в соответствии с положением, утвержденным администрацией г. Дивногорска.
Согласно п. 3.1 Устава учреждение организуется и содержится за счет бюджетных средств, предназначенных для реализации целей деятельности учреждения, доходов от оказания платных услуг населению, предусмотренных Уставом, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, других доходов и поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Доходы учреждения, полученные от оказания платных услуг населению, и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе (пункт 3.6 Устава).
В соответствии с пунктами 2.4 Порядка и условий оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях учреждениями социального обслуживания и типового договора на оказание платных социальных услуг, утвержденного Постановлением Совета администрации Красноярского края от 10.02.2005 N 45, социальные услуги предоставляются бесплатно, на условиях частичной оплаты, на условиях полной оплаты.
Статья 31 Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" предусматривает, что основным источником финансирования государственного сектора системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов являются бюджеты субъектов Российской Федерации (часть 1).
Дополнительными внебюджетными источниками финансирования мер по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов являются, в том числе:
- доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности предприятий, учреждений и организаций системы социальной защиты населения, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- средства, поступившие от граждан пожилого возраста и инвалидов в качестве платы за социальные услуги (часть 2).
Следовательно, для учреждения по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов предусмотрены различные внебюджетные источники финансирования: средства, поступающие в качестве платы за социальные услуги и доходы от предпринимательской деятельности.
Из имеющихся и представленных с дополнением к апелляционной жалобе (копии дополнения и приложенных к нему документов представлены в прокуратуру согласно штампу 22.06.2009) следует, что заявитель имеет лицевой счет, на который зачисляются средства от оплаты стоимости социальных услуг.
Комитетом по социальной защите населения администрации г. Дивногорска учреждению выдано разрешение на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, от 12.01.2006, согласно которому лицевой счет открыт по следующим направлениям использования: платные социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам (оплата стоимости социальных услуг оказываемых учреждением); целевые поступления (Дивногорский Городской Центр занятости населения).
Доходов от предпринимательской деятельности лицевой счет не предусматривает в качестве источника финансирования учреждения.
Бюджетная роспись предусматривает только расходы за счет доходов от платных услуг (за счет средств, поступивших от граждан пожилого возраста и инвалидов в качестве платы за социальные услуги) на 2008, 2009 годы. Доходы от предпринимательской деятельности учреждения бюджетной росписью не предусмотрены.
В представленных в материалы дела налоговых декларациях за 2008 год, 1 квартал 2009 года получение учреждением прибыли не отражено.
Пункт 3.9 Учетной политики учреждения предусматривает учет только средств, поступающих от граждан пожилого возраста и инвалидов в качестве платы за социальные услуги.
Решением Дивногорского городского Совета от 22.12.2005 N 10-52-ГС утвержден Порядок оказания и установления цен и тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений в муниципальном образовании г. Дивногорск, согласно пункту 2.1.6 которого муниципальные учреждения самостоятельно разрабатывают перечень платных услуг, исходя из своих возможностей (наличие материальной базы, кадрового состава) и уровня потребительского спроса населения. Примерные перечни платных услуг муниципальных учреждений утверждаются приказом руководителя соответствующего учреждения и направляются для согласования в комитет экономического развития, торговли и предпринимательства администрации города. Оказание платных услуг муниципальными учреждениями производится при условии наличия утвержденного администрацией города Положения о платных услугах.
Согласно письму администрации г. Дивногорска от 18.06.2009 N 1647 правовые акты о согласовании учреждению Перечня платных услуг сверх объемов гарантированных государством услуг и об утверждении Положения о платных услугах в период с 01.01.2006 по 17.06.2009 не принимались.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предпринимательскую деятельность учреждение не осуществляет, доходов от осуществления предпринимательской деятельности не получает.
Каких-либо пояснений и доказательств осуществления учреждением предпринимательской деятельности прокурором в материалы дела не представлено.
Поскольку прокурором не доказан состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП, в виде осуществления учреждением предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), то в удовлетворении заявленных требований прокурора о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП, следует отказать.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п. ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "27" апреля 2009 года по делу N А33-5449/2009 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления прокурора г. Дивногорска Красноярского края о привлечении муниципального учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
О.И. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-5449/2009
Истец: Прокурор г. Дивногорска
Ответчик: МУ Комплексный центр социального обслуживания населения