А33-496/2009-03АП-2681/2009
г. Красноярск
31 августа 2009 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Первухиной Л.Ф.,
судей: Дунаевой Л.А., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,
при участии:
от заявителя (открытого акционерного общества "Таймыргаз"): Сванидзе Н.А., представителя по доверенности от 19.12.2008 N 168/2008-др, (после перерыва);
от ответчика (налогового органа): Ермоленко А.А., представителя по доверенности от 30.07.2009 N 04, служебное удостоверение УР N 260691; Катаргиной Н.А., представителя по доверенности от 30.07.2009 N 04, служебное удостоверение УР N 459163 (после перерыва); Прусовой В.А., представителя по доверенности от 17.08.2009 N 04, служебное удостоверение УР N 261635 (до перерыва).
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Таймыргаз"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 30 апреля 2009 года по делу N А33-496/2009, принятое судьей Л.А. Данекиной,
установил:
открытое акционерное общество "Таймыргаз" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю (далее - ответчик, налоговый орган) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю от 01.10.2008 N 570 (138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 155) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части:
- доначисления НДС в сумме 18 705 268 руб.,
- отказа в возмещении НДС в сумме 66 710 855,61 руб.
Определением суда от 22 апреля 2009 года прекращено производство по делу в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю от 01.10.2008 N 570 (138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 155) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части:
- доначисления налога на добавленную стоимость к уплате в бюджет в сумме 18 705 268 руб., в том числе: за январь 2007 года - 10 051 083 руб., за февраль 2007 года - 3 329 068 руб., за октябрь 2007 года - 5 325 117 руб.;
- отказа в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 66 143 770 руб., в том числе: за январь 2007 года - 12 594 142 руб., за март 2007 года - 4 106 136 руб., за апрель 2007 года - 2 654 944 руб., за май 2007 года - 5 517 275 руб., за июнь 2007 года - 5 905 277 руб., за июль 2007 года - 8 269 018 руб., август 2007 года - 6 123 952 руб., за сентябрь 2007 года - 3 866 371 руб., за октябрь 2007 года - 4 132 349 руб., за ноябрь 2007 года - 7 151 460 руб., за декабрь 2007 года - 5 822 846 руб.
Таким образом, предметом заявленных требований является признание недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю от 01.10.2008 N 570 (138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 155) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 567 085,61 руб.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30 апреля 2009 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось с апелляционной жалобой и дополнением к ней, мотивируя следующими доводами:
- вывод суда первой инстанции о правомерности отказа в возмещении НДС в сумме 7 675,37 рублей, уплаченного в составе стоимости услуг по авиадоставке работников ОАО "Таймыргаз" до Пеляткинского газоконденсатного месторождения не основан на нормах налогового законодательства,
- вывод суда первой инстанции о правомерности отказа в возмещении НДС в сумме 559410,24 рублей, уплаченного в составе стоимости подрядных работ, противоречит нормам Налогового кодекса Российской Федерации,
- судом первой инстанции в нарушение пункта 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не дана оценка доводу заявителя относительно отсутствия в налоговом законодательстве запрета на предъявление налоговых вычетов по НДС в более позднем периоде; налогоплательщик может воспользоваться указанным правом в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором соблюдены все условия для применения вычета налога.
Налоговый орган не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
До начала исследования доказательств заявителем представлено ходатайство от 17.08.2009 о перерыве в судебном заседании в связи с болезнью представителя до 18 августа 2009 года.
Руководствуясь статьей 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции удовлетворил заявленное ходатайство и в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявил перерыв в судебном заседании до 17 час. 40 мин. 19 августа 2009 года.
После перерыва судебное заседание продолжено в 18 час. 00 мин. 19 августа 2009 года с участием представителей:
заявителя (ОАО "Таймыргаз") - Сванидзе Н.А. по доверенности от 19.12.2008 N 168/2008-др;
ответчика - Ермоленко А.А. по доверенности от 30.07.2009 N 04, служебное удостоверение УР N 260691; Катаргиной Н.А. по доверенности от 30.07.2009 N 04.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю проведена камеральная налоговая проверка представленных открытым акционерным обществом "Таймыргаз" уточненных деклараций по налогу на добавленную стоимость N 2 за январь 2007 года, N 2 за февраль 2007 года, N 3 за март 2007 года, N 1 за апрель 2007 года, N 1 за май 2007 года, N 1 за июнь 2007 года, N 1 за июль 2007 года, N 1 за август 2007 года, N 1 за сентябрь 2007 года, N 1 за октябрь 2007 года, N 1 за ноябрь 2007 года, N 1 за декабрь 2007 года в ходе которой установлено следующее.
1. В декларации по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2007 года обществом к вычету предъявлены суммы налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам:
- N 107 от 28.02.2005, НДС - 991,17 руб.,
- N 455 от 30.06.2005, НДС - 1 365,33 руб.,
- N 518 от 31.07.2005, НДС - 1 635,41 руб.,
- N 627 от 31.08.2005, НДС - 1 210,46 руб.,
- N 701 от 30.09.2005, НДС - 1 290,54 руб.,
- N 797 от 31.10.2005, НДС - 1 182,46 руб.
по услугам, оказанным в 2005 году.
По мнению налогового органа, общество при исчислении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, в налоговой декларации за декабрь 2005 года должно было отразить сумму НДС на объем строительно-монтажных работ для собственного потребления, выполненных в течении 2005 года, а также принять к вычету суммы НДС, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг), использованных при выполнении указанного объема работ.
На основании изложенного, инспекция пришла к выводу о том, что налогоплательщиком неправомерно заявлен вычет по налогу на добавленную стоимость в размере 7 675,37 руб. в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2007 года.
2. Налоговый орган посчитал, что общество неправомерно предъявило к вычету налог на добавленную стоимость в размере 559 410,24 руб. в налоговой декларации за декабрь 2007 года, уплаченный контрагентам при приобретении работ (услуг) по следующим договорам:
- договор подряда N 2837СС от 03.12.2001 на создание научно-технической продукции, НДС - 78 284,20 руб.;
- договор N 2837 ПК-10/280/05 от 15.07.2005 на выполнение проектно-изыскательских работ, НДС - 13 508,56 руб.;
- договор подряда N 182/04-2837ПК-8 от 26.05.2004 на выполнение проектных работ, НДС - 174 324,48 руб.;
- договор N 459/2004 от 26.08.2004 возмездного оказания услуг по обслуживанию объектов Пеляткинского газоконденсатного месторождения, НДС - 225 423,53 руб.;
- договоры N N 155, 156, 157 от 18.11.2003 на создание научно технической документации, НДС - 35 294,12 руб.;
- договор возмездного оказания услуг N 148/04 от 21.05.2004 по оказанию услуг по очистке от снега территорий ОАО "Таймыргаз", НДС - 32 575,35 руб.
Так как услуги оказаны подрядчиками при осуществлении заявителем капитального строительства, неразрывно связаны со строительно-монтажными работами, инспекция считает, что суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику с 01.01.2005 по 31.12.2005 подрядными организациями и уплаченные им при проведении капитального строительства и не принятые к вычету в установленном порядке, подлежат вычетам равными долями в течение 2006 года.
Указанные обстоятельства отражены в акте камеральной налоговой проверки N 79 от 14.07.2008, который 18.07.2008 получен заместителем главного бухгалтера Щетининой Т.А. по доверенности N ТГ/18/2008-др от 10.01.2008.
Уведомлением N 08-05/05214 от 18.07.2008 инспекция пригласила общество на 14.08.2008 для рассмотрения материалов налоговой проверки. Уведомлением N 08-05/06371 от 28.08.2008 налоговый орган вызвал представителей общества на 15.09.2008 для дополнительного рассмотрения материалов камеральной проверки, продленных по решениям от 14.08.2008 N 469, N 470.
В связи с невозможностью прибытия представителей общества на рассмотрения материалов проверки 15.09.2008, общество направило письмо от 02.09.2008 N ТГ/3709/11 о переносе дополнительного рассмотрения на 25.09.2008.
Уведомлением N 08-05/06558 от 08.09.2008 налоговый орган сообщил заявителю о назначении дополнительного рассмотрения материалов камеральной проверки на 25.09.2008.
Согласно протоколу от 14.08.2008 - 25.09.2008 рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки состоялось в присутствии представителей налогоплательщика: Главного бухгалтера Бардецкой В.В., заместителя главного бухгалтера Щетининой Т.А., ведущего бухгалтера Царьковой И.А., по результатам которого принято решение N 570 (138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 155).
Не согласившись с указанным решением налогового органа в части доначисления НДС в сумме 18 705 268 руб., отказа в возмещении НДС в сумме 66 710 855,61 руб., общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы с жалобой, по результатам которой Управлением вынесено решение N 12-0246 от 13.04.2009 о частичном удовлетворении жалобы. Решение налогового органа от 01.10.2008 изменено в части: пункт 2 резолютивной части решения в части начисления в лицевой карточке налогоплательщика налога на добавленную стоимость исключен; пункт 2 резолютивной части решения в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость изложен в следующей редакции: "отказать в возмещении налога на добавленную стоимость по сроку уплаты 21.01.2008 - 745 205 руб.".
Открытое акционерное общество "Таймыргаз", считая решение налогового органа N 570 (138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 155) от 01.10.2008 в части отказа в возмещении НДС в сумме 567 085,61 руб. нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения N 570 (138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 155) от 01.10.2008 в указанной части.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции установил основания для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки соблюдена инспекцией.
Из материалов дела следует, что акт камеральной налоговой проверки N 79 от 14.07.2008 получен 18.07.2008 заместителем главного бухгалтера Щетининой Т.А. по доверенности N ТГ/18/2008-др от 10.01.2008.
Уведомлением N 08-05/05214 от 18.07.2008 инспекция пригласила общество на 14.08.2008 для рассмотрения материалов налоговой проверки. Уведомлением N 08-05/06371 от 28.08.2008 налоговый орган вызвал представителей общества на 15.09.2008 для дополнительного рассмотрения материалов камеральной проверки, продленных по решениям от 14.08.2008 N 469, N 470.
В связи с невозможностью прибытия представителей общества на рассмотрения материалов проверки 15.09.2008, общество направило письмо от 02.09.2008 N ТГ/3709/11 о переносе дополнительного рассмотрения на 25.09.2008.
Уведомлением N 08-05/06558 от 08.09.2008 налоговый орган сообщил заявителю о назначении дополнительного рассмотрения материалов камеральной проверки на 25.09.2008.
Согласно протоколу от 14.08.2008 - 25.09.2008 рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки состоялось в присутствии представителей налогоплательщика: главного бухгалтера Бардецкой В.В., заместителя главного бухгалтера Щетининой Т.А., ведущего бухгалтера Царьковой И.А., по результатам которого принято решение N 570 (138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 155). Заявителем данный факт не оспаривается.
Учитывая, что налогоплательщик извещен о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, суд приходит к выводу о соблюдении установленного абзацем 2 пункта 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации права общества участвовать в процессе рассмотрения материалов лично или через своего представителя, а также установленного пунктом 4 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации права налогоплательщика давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов (право, которого налогоплательщик не может быть лишен даже в связи с отсутствием его письменных возражений по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля).
В силу статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации общество в спорный период являлась плательщиком налога на добавленную стоимость.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.
Пунктом 2 статьи 159 Кодекса предусмотрено, что при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение.
Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты (пункт 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации).
Вычетам подлежат, в частности, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи (пункт 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ) налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171Кодекса. Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 Кодекса, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Следовательно, условиями применения налоговых вычетов при исчислении налога на добавленную стоимость являются приобретение товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, фактическая уплата сумм налога продавцу (до 01.01.2006), принятие на учет указанных товаров (работ, услуг) и наличие соответствующих первичных документов.
Согласно договору N 285/2004 от 20.12.2003 ОАО "Норильскгазпром" оказывало ООО "Таймыргаз" услуги по авиадоставке работников заявителя до Пеляткинского газоконденсатного месторождения, на котором общество осуществляло работы капитального характера по строительству скважин для добычи газа, то есть осуществляло строительно-монтажные работы в обеспечение основной деятельности общества для собственного потребления.
Услуги по организации авиаперевозок были оказаны ОАО "Таймыргаз" в течение 2005 года. Налог на добавленную стоимость в размере 7 675,37 руб., уплачен заявителем платежными поручениями от 12.04.2005 N 659, от 26.08.2005 N 902, от 13.09.2005 N 87, от 05.10.2005 N 287, от 24.11.205 N 743, от 16.12.2005 N 989 по счетам-фактурам: N 107 от 28.02.2005, N 455 от 30.06.2005, N 518 от 31.07.2005, N 627 от 31.08.2005, N 701 от 30.09.2005, N 797 от 31.10.2005.
Поскольку услуги по авиадоставке осуществлялись в отношении работников ОАО "Таймыргаз" для осуществления ими на Пеляткинском газоконденсатном месторождении строительно-монтажных работ для собственных нужд, то расходы по их осуществлению относятся к формированию расходов по СМР для собственного потребления.
Согласно пункту 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, установленных пунктом 3 статьи 172 Кодекса, сумма налога, исчисляемая на основании пункта 6 статьи 166 Кодекса.
При этом пунктом 2 статьи 173 Кодекса предусмотрена возможность возмещения налогоплательщику положительной разницы между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по правилам статьи 166 Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Условия и порядок возмещения налога на добавленную стоимость определены статьей 176 Кодекса.
Следовательно, само по себе то обстоятельство, что общество заявило налоговые вычеты в налоговой декларации за иной налоговый период, а не представило уточненную налоговую декларацию, не может служить правовым основанием для лишения его права на обоснованную налоговую выгоду. Данный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 30.06.2009 N 692/09.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 62, со дня размещения Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное Постановление, для арбитражных судов считается определенной.
Моментом определения налоговой базы в данном случае является 31.12.2005. Общество вправе было в декабре 2005 года исчислить суммы налога на добавленную стоимость по оказанным услугам и, ввиду уплаты налога в бюджет, предъявить их к вычету.
Фактически заявитель предъявил к вычету сумму налога на добавленную стоимость в размере 7 675,37 рублей в декларации за декабрь 2007 года.
Вывод суда первой инстанции о неправомерности предъявления к вычету в декларации за декабрь 2007 года налога на добавленную стоимость в размере 7 675,37 руб., уплаченного в течении 2005 года ОАО "Норильскгазпром" за услуги по авиадоставке работников заявителя до Пеляткинского газоконденсатного месторождения, является ошибочным с учетом вышеприведенной позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Право заявителя на предъявление налога на добавленную стоимость к вычету из бюджета в указанной сумме налоговым органом не оспаривается, спор касается периода применения права. Следовательно, решение налогового органа от 01.10.2008 N 570 (138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 155) в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 7 675,37 рублей не соответствует закону.
Из материалов дела следует, что открытым акционерным обществом "Таймыргаз" заключены следующие договоры подряда на выполнение проектных работ, геофизических работ, изготовление проектно-сметной документации:
- ОАО "ВНИПИгазодобыча" договор подряда N 2837 СС от 03.12.2001 на создание научно-технической продукции;
- ОАО "ВНИПИгазодобыча" договор N 2837 ПК-10/280/05 от 15.07.2005 на выполнение проектно-изыскательских работ;
- ОАО "ВНИПИгазодобыча" договор подряда N 182/04-2837ПК-8 от 26.05.2004 на выполнение проектных работ;
- ОАО "Норильскгазпром" договор N 283/05 от 18.07.2005 на приобретение проектно-сметной документации на обустройство Пеляткинского газоконденсатного месторождения;
- ООО "Норильскгазгеофизика" договоры N N 155, 156, 157 от 18.11.2003 на создание научно технической документации;
- ООО "Норд-Даймонд" договор возмездного оказания услуг N 148/04 от 21.05.2004 по оказанию услуг по очистке от снега территорий ОАО "Таймыргаз".
В адрес ОАО "Таймыргаз" были выставлены счета-фактуры:
- N 570 от 10.08.2005 на сумму 11 841 460 руб., в том числе НДС - 1 806 324 руб.;
- N 80 от 01.04.2005 на сумму 8 618 395,50 руб., в том числе НДС - 1 314 670,50 руб.;
- N 6 от 31.01.2005 на сумму 609 666,67 руб., в том числе НДС - 93 000 руб.;
- N 7 от 31.01.2005 на сумму 649 999 руб., в том числе НДС - 99 000 руб.;
- N 8 от 31.01.2005 на сумму 708 000 руб., в том числе НДС - 108 000 руб.;
- N 37ф от 24.02.2005 на сумму 688 198,42 руб., в том числе НДС - 104 979,42 руб.;
- N 493ф от 15.12.2005 на сумму 1 025 992,30 руб., в том числе НДС - 156 507,30 руб.;
- N 315ф от 04.11.2005 на сумму 177 112,10 руб., в том числе НДС - 27 017,10 руб.;
- N 88ф от 03.05.2005 на сумму 7 385 469,74 руб., в том числе НДС - 1 126 597,08 руб.
Оплата произведена обществом по платежным поручениям: N 148 от 20.09.2005, N 497 от 04.07.2005; N 302 от 24.02.2005, N 303 от 24.02.2005, N 304 от 24.02.2005, N 869 от 16.08.2005; N 128 от 27.12.2005, N 146 от 27.12.2005, N 41 от 24.05.2005, по акту на проведение взаимозачета от 15.02.2005.
Налоговый орган, отказывая в возмещении вычета по налогу на добавленную стоимость по указанным работам в сумме 559410,24 рублей, пришел к выводу о том, что данный вычет должен быть заявлен равными частями в течение 2006 года.
Вывод суда первой инстанции о том, что налоговый орган обоснованно не принял к вычету налог на добавленную стоимость в размере 559 410,24 руб., уплаченный открытым акционерным обществом "Таймыргаз" в течении 2005 года по договорам N 2837 СС от 03.12.2001, N 2837 ПК-10/280/05 от 15.07.2005, N 182/04-2837ПК-8 от 26.05.2004, N 283/05 от 18.07.2005, NN 155, 156, 157 от 18.11.2003, N 148/04 от 21.05.2004 и предъявленный заявителем к вычету в налоговой декларации по НДС за декабрь 2007 года, является ошибочным. При этом суд посчитал неправомерной ссылку заявителя на пункт 5 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацу первому пункта 5 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычеты сумм налога, указанных в абзаце первом и втором пункта 6 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся в порядке, установленном абзацем первым и вторым пункта 1 настоящей статьи.
В пункте 6 статьи 171 Кодекса идет речь о вычетах сумм налога по услугам, приобретаемым налогоплательщикам для выполнения строительно-монтажных работ; в абзаце первом пункта 6 статьи 171 Кодекса - об общих условиях применения налоговых вычетов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику с 1 января 2005 года до 1 января 2006 года подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении капитального строительства и не принятые к вычету в установленном порядке, подлежат вычетам в течение 2006 года равными долями по налоговым периодам. При этом в случае принятия объекта завершенного капитального строительства на учет в 2006 году или при реализации в 2006 году объекта незавершенного капитального строительства суммы налога на добавленную стоимость, не принятые ранее к вычету в порядке, установленном настоящей частью, подлежат вычетам по мере принятия на учет объекта завершенного капитального строительства или при реализации объекта незавершенного капитального строительства.
Указанное положение касается сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных налогоплательщику и уплаченных им при проведении капитального строительства подрядными организациями.
Таким образом, вычет по налогу на добавленную стоимость применяется в отношении сумм налога, уплаченных налогоплательщиком подрядным организациям (заказчикам-застройщикам) при проведении капитального строительства, при выполнении работ, связанных с капитальным строительством, осуществляемым самим налогоплательщиком.
В данном случае капитальное строительство для собственных нужд осуществлялось силами работников заявителя, указанные услуги приобретались для осуществления строительно-монтажных работ, следовательно, подлежит применению пункт 6 статьи 3 Федерального закона N 119-ФЗ от 22.07.2005.
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона N 119-ФЗ от 22.07.2005 суммы налога, не исчисленные налогоплательщиком по 31 декабря 2005 года (включительно) по строительно-монтажным работам для собственного потребления, выполненным с 1 января 2005 года, подлежат исчислению исходя из фактических расходов на объем работ, выполненных по 31 декабря 2005 года (включительно). Моментом определения налоговой базы является 31 декабря 2005 года. При исчислении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им по товарам (работам, услугам), использованным при выполнении указанного объема работ. Вычеты сумм налога, исчисленных налогоплательщиком, производятся после уплаты в бюджет налога в соответствии со статьей 173 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку общество ранее не заявляло вычет по налогу на добавленную стоимость в сумме 559 410,24 рублей (в декабре 2005 года), а указало данную сумму в налоговой декларации за декабрь 2007 года в пределах трехлетнего срока давности, оно имеет право на получение оплаченного налога из бюджета.
Следовательно, решение налогового органа от 01.10.2008 N 570 (138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 155) в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 559 410,24 рублей не соответствует закону.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции от 30 апреля 2009 года следует отменить на основании части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права и принять новый судебный акт о признании недействительным решения от 01.10.2008 N 570 (138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 155) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме (7675,37 + 559410,24) 567 085,61 рублей.
В соответствии со статьей 331.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче в арбитражный суд заявления о признании ненормативного акта недействительным государственная пошлина для юридических лиц составляет 2000 рублей.
Как следует из материалов дела, заявителем оспаривается один ненормативный правовой акт, следовательно, государственная пошлина составляет 2000 рублей. При подаче заявления обществом по платежному поручению N 677 от 24.12.2008 оплачена государственная пошлина в размере 2000 рублей, по платежному поручению N 145 от 26.01.2009 оплачена государственная пошлина в размере 2000 рублей.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью.
С учетом изложенного, государственная пошлина в размере 2000 рублей, уплаченная по платежному поручению N 677 от 24.12.2008, подлежит возврату заявителю как излишне уплаченная.
При подаче апелляционной жалобы обществом уплачена государственная пошлина в размере 1000 рублей.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с тем, что заявленные обществом требования удовлетворены, государственная пошлина в размере 3000 рублей подлежит взысканию с налогового органа в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 апреля 2009 года по делу N А33-496/2009 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным решение от 01.10.2008 N 570 (138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 155) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 567 085,61 рублей.
Вернуть открытому акционерному обществу "Таймыргаз" из дохода федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 677 от 24.12.2008.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю в пользу открытого акционерного общества "Таймыргаз" оплаченную государственную пошлину в сумме 3000 рублей.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий |
Л.Ф. Первухина |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-496/2009
Истец: ОАО "Таймыргаз"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3662/10
19.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3662/10
03.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N А33-496/2009
31.08.2009 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2285/2009