г. Владивосток |
|
30 июня 2008 г. |
Дело N А59-530/08-С15 |
05П-219/2008
Резолютивная часть постановления оглашена в судебном заседании "26" июня 2008 г., мотивированное постановление изготовлено "30" июня 2008 г. на основании статьи 176 АПК РФ.
Пятый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего: О.Ю. Еремеевой,
судей: Н.В. Алферовой, Г.А. Симоновой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ворожбит Я.А.
при участии в заседании:
от заявителя: представитель Виноградный О.Н. по доверенности от 20.07.2007 N 310 сроком действия 3 года со специальными полномочиями;
Территориальное управление Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору в Сахалинской области: не явилось извещено надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Сахалинский государственный колледж бизнеса и информатики"
на решение Арбитражного суда Сахалинской области от 28.04.2008 по делу N А59-530/08-С15, принятое судьей Белоусовым А.И.
по заявлению Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Сахалинский государственный колледж бизнеса и информатики"
к Территориальному управлению Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору в Сахалинской области
о признании частично недействительным предписания от 29.12.2007 N 61-03/127,
установил:
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Сахалинский государственный колледж бизнеса и информатики" (далее тексту - "заявитель", "Учреждение" или "колледж") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области (далее - "Управление") о признании незаконным требования в предписании от 29.12.2007 N 61-03/127 "В установленном порядке восстановить за счет внебюджетных средств расходы по бюджетной деятельности в общей сумме 1.431.806 тыс. руб. в том числе: 856.914 тыс. руб. - оплаченные за счет бюджетных средств коммунальные услуги по переданному в аренду имуществу (в проверяемом периоде возмещенными арендаторами на внебюджетный счет); 574.892 тыс. руб. - оплаченные за счет бюджетных средств коммунальные услуги по зданиям общежития (возмещенные жильцами, проживающими в общежитии на внебюджетный счет)" с учетом уточнения предмета спора.
Решением от 28.04.2008 в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным требования Управления в предписании от 29.12.2007: "В установленном порядке восстановить за счет внебюджетных средств расходы по бюджетной деятельности в общей сумме 1.431.806 тыс. руб., в том числе 856.914 тыс. руб. - оплаченные за счет бюджетных средств коммунальные услуги по переданному в аренду имуществу (в проверяемом периоде возмещенными арендаторами на внебюджетный счет); 574.892 тыс. руб. - оплаченные за счет бюджетных средств коммунальные услуги по зданиям общежития (возмещенные жильцами, проживающими в общежитии на внебюджетный счет)", отказано. В остальной части производство по делу прекращено в соответствии с подпунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ в связи с отказом заявителя от требований.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований, Учреждение просит его отменить.
В обоснование заявленных требований Учреждение указало следующее.
Заявитель считает незаконной ссылку Управления в обоснование неправомерного расходования колледжем средств на нарушение Учреждением пункта 5 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 21.06.2001 N 46-н, который регулирует только действия главного распорядителя средств федерального бюджета - Федерального агентства по образованию при оформлении генерального разрешения и отношения к направлениям использования внебюджетных средств не имеет.
Вывод Управления и суда первой инстанции о том, что колледж обязан был включить статью 223 "Коммунальные услуги" в смету доходов и расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на 2006 год, заявитель апелляционной жалобы считает необоснованным.
При этом в разделах 2 и 9 Генерального разрешения от 25.03.2005 N 073004 на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в территориальных органах Федерального казначейства главному распорядителю средств федерального бюджета и подведомственных ему учреждений и соответствующего ему разрешения N 0739899438 от 30.03.2005., выданного колледжу, указаны источники и направления использования внебюджетных средств. В указанных направлениях перечисляются все виды расходов, входящие в состав статей и подстатей экономической классификации, которые могут включаться в смету. При этом эти направления являются только правом колледжа включать в смету расходы по указанным направлениям, но не обязанностью Учреждения включать в смету расходы только по статье 223, как того требует Росфиннадзор.
В связи с этим считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что колледж не предусмотрел в смете расходов подстатью 223 "Коммунальные услуги" экономической классификации расходов бюджетов в соответствии с Указаниями "О порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 21.12.2005 N 152н, действующий в проверяемый период. Данные указания только раскрывают какие расходы относятся на статью 223 и любую другую статью бюджетной классификации, а не определяют обязательность включения статьи 223 "Коммунальные услуги" в смету расходов колледжа.
Заявитель считает, что имел право внести в смету расходов суммы из источников формирования по разделам 2 и 9 разрешения на эксплуатационные расходы (статья 225) и он внес и израсходовал эти средства согласно смете.
Это право колледжа подтверждает и абзац 2 пункта 9 Порядка составления, утверждения смет доходов и расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, утвержденного приказом Рособразования N 4 от 12.01.2006, согласно которого в расходной части сметы доходов и расходов приводятся только те коды экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, по которым Учреждение предусматривает затраты.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель Учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в судебное заседание не явилось, письменный отзыв на жалобу не представило. В соответствии со статьей 158 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя Управления.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
Материалами дела установлено, что Управлением в соответствии с приказами от 15.11.2007 N 51-р и от 30.11.2007 N 58-р проведена плановая ревизия финансово-хозяйственной деятельности учреждения за 2006 год.
По результатам ревизии 25.12.2007 составлен акт N 61-03/127 и 29.12.2007 вынесено предписание N 61-03/127 по устранению выявленных нарушений, в резолютивной части которого в том числе указано требование: "В установленном порядке восстановить за счет внебюджетных средств расходы по бюджетной деятельности в общей сумме 1.431.806 тыс. руб. в том числе: 856.914 тыс. руб. - оплаченные за счет бюджетных средств коммунальные услуги по переданному в аренду имуществу (в проверяемом периоде возмещенными арендаторами на внебюджетный счет); 574.892 тыс. руб. - оплаченные за счет бюджетных средств коммунальные услуги по зданиям общежития (возмещенные жильцами, проживающими в общежитии на внебюджетный счет)".
Не согласившись с вынесенным Управлением предписанием в указанной части (с отказа от части заявленных требований), Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Из материалов дела следует, что согласно договорам по возмещению затрат и актам сверок (стр. 14, 18 акта ревизии) за 2006 год начислено к возмещению за административно-хозяйственные нужды, коммунальные, эксплуатационные услуги 2.161.912 тыс. руб., оплачено арендаторами 2.197.789 тыс. руб. (с учетом кредиторской задолженности на начало года).
Оплата за оказанные коммунальные услуги перечислялась арендаторами на лицевой счет Учреждения по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Возмещение затрат за коммунальные услуги проживающими в общежитиях учреждения (г. Южно-Сахалинск, ул. Горького, 30А и пр. Победы, 25А), оплачивалось в кассу колледжа, после чего сдавалось в банк на внебюджетный счет.
Оплату коммунальных услуг за переданное в аренду имущество и общежитий колледж произвел за счет средств федерального бюджета.
По суммам расходов средств федерального бюджета по возмещению затрат в сумме 856.914 тыс. руб. и 574.892 тыс. руб. у лиц, участвующих в деле, спора нет.
Как обоснованно становил суд первой инстанции, спор между учреждением и управлением сводится к тому, правомерно ли колледж в 2006 году, при наличии внебюджетных средств, полученных за коммунальные услуги переданного в аренду имущества и общежитий, фактически произвел оплату коммунальных услуг за счет средств федерального бюджета, использовав внебюджетные средства на возмещение эксплуатационных и административно-хозяйственных затрат.
В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.06.2001 N 46н "О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными получателями средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности" на основании решения от 25.10.2006 N 0739899438 на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в территориальных органах Федерального казначейства (главный распорядитель - Федеральное агентство по образованию), оформлено генеральное разрешение N 073004 (получатель - Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Сахалинский государственный колледж бизнеса и информатики), в котором определены источники формирования и направления использования внебюджетных средств Учреждения.
Согласно пункту 2 Инструкции "О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными получателями средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности" (Приложение N 1 к приказу Минфина РФ от 21.06.2001 N 46н) - (далее Инструкция) средства, полученные от приносящей доход деятельности, - средства, полученные клиентами из внебюджетных источников, образование и использование которых установлено законодательными актами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а в отдельных случаях - нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и учредительными документами (уставами) получателей средств федерального бюджета (далее - внебюджетные средства).
Разделом 2 генерального разрешения установлено, что средства полученные образовательными учреждениями, находящимися в ведении Рособразования, от физических и (или) юридических лиц в виде платы за: проживание, пользование коммунальными и хозяйственными услугами в общежитиях, в том числе в жилых домах и жилых помещениях (источники формирования) направляются на расходы находящихся в ведении Рособразования образовательных учреждений, входящие в состав статей и подстатей экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации в соответствии со сметами доходов и расходов, утвержденными в установленном порядке (направления использования).
Разделом 9 генерального разрешения определено, что средства, поступающие от арендаторов, субарендаторов, абонентов, субабонентов на возмещение эксплуатационных, коммунальных и необходимых административно-хозяйственных услуг (источники формирования) направляются на возмещение затрат на эксплуатационные, коммунальные и необходимые административно-хозяйственные услуги в соответствии со сметами доходов и расходов, утвержденными в установленном порядке (направления использования).
Согласно пункту 9 Инструкции для проведения операций на лицевом счете по учету внебюджетных средств клиент представляет в орган Федерального казначейства смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год, утвержденную в порядке, установленном главным распорядителем средств, на бумажном носителе и информацию о смете доходов и расходов по средствам, полученным получателем средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности в электронном виде.
Пунктом 2 Инструкции определено, что смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности представляет собой документ, составляемый клиентом на текущий финансовый год, утверждаемый в порядке, установленном главным распорядителем средств и определяющий объемы поступлений внебюджетных средств с указанием источников образования и направлений использования этих средств по коду главного распорядителя средств федерального бюджета и коду классификации операций сектора государственного управления.
Из материалов дела следует, что при составлении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности, Учреждением в источниках образования внебюджетных средств учтено поступление денежных средств, предусмотренных разделами 2 и 9 генерального соглашения. При этом направления использования данных средств не предусматривают подстатью 223 "Коммунальные услуги" экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации в соответствии с Указаниями "О порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2005 N 152н, действующим в проверяемый период, которые устанавливают правила применения бюджетной классификации Российской Федерации участниками бюджетного процесса на всех уровнях бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая требования вышеизложенных норм права, действующих в спорном периоде, коллегия считает обоснованным вывод Управления и суда первой инстанции о том, что Учреждение должно было предусмотреть оплату спорных коммунальных услуг за счет средств, полученных из внебюджетных источников, в соответствии с генеральным разрешением по коду 223 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, а не за счет средств федерального бюджета по этому же коду.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что смета высылалась для проверки и контроля главному распорядителю - Федеральному агентству по образованию и у него не возникло никаких претензий и замечаний по её составлению, на правомерность выводов суда не влияет, поскольку в данном случае осуществлялась проверка сведений, указанных самим получателем бюджетных средств, учитывая, что согласно пункта 9 Приказа Рособразования от 12.01.2006 N 4 "Об утверждении порядка составления, утверждения смет доходов и расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и внесения в них изменений на 2006 год" в расходной части сметы доходов и расходов приводятся только те коды экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, по которым учреждение предусматривает затраты.
При этом в силу пункта 9 Инструкции "О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными получателями средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности" утвержденная смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности в течение финансового года может уточняться в порядке, установленном главным распорядителем средств, и представляться клиентом в орган Федерального казначейства на бумажном носителе с одновременным представлением в электронном виде информации об изменениях к смете доходов и расходов по средствам, полученным получателем средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности. Однако Учреждение данным правом не воспользовалось.
В силу вышеизложенного, коллегия считает правомерным вынесенное правлением в адрес Учреждения предписание с требованием "В установленном порядке восстановить за счет внебюджетных средств расходы по бюджетной деятельности в общей сумме 1 431.806 тыс. руб. в том числе: 856.914 тыс. руб. - оплаченные за счет бюджетных средств коммунальные услуги по переданному в аренду имуществу (в проверяемом периоде возмещенными арендаторами на внебюджетный счет); 574.892 тыс. руб. - оплаченные за счет бюджетных средств коммунальные услуги по зданиям общежития (возмещенные жильцами, проживающими в общежитии на внебюджетный счет)".
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 28.04.2008 по делу N А59-530/08-С15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края.
Председательствующий: |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.В. Алферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-530/2008
Истец: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Сахалинский государственный колледж бизнеса и информатики"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору в Сахалинской области
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2008 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-219/2008