г.Владивосток |
Дело N А24-6581/2006 |
22 июля 2008 г. |
N АП-329/2008 |
Резолютивная часть постановления оглашена в судебном заседании 16.07.2008. Постановление в полном объеме изготовлено 22.07.2008.
Пятый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Л.Ю. Ротко
судей С.В. Шевченко, Н.А. Скрипки
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.В. Сапега
при участии:
от истца -Каныгин А.А. (гр.п. 3003 280885, дов. от 18.12.2008);
от ответчика - Матвеенко А.В. (уд. адвоката N 55 от 16.10.2007, дов. N 1 от 08.02.2008), Светличный А.В. (гр.п. 30 01 058838);
от третьего лица - представитель не явился (извещен);
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Корякавтогруз"
на решение Арбитражного суда Камчатской области
от 16.05.2008 по делу N А24-6581/2006, принятое судьей Е.В. Лосевой
по иску общества с ограниченной ответственностью "Дайвер"
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Корякавтогруз"
третье лицо: Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства по чрезвычайным ситуациям России по Камчатскому краю
о признании договора недействительным, взыскании 11 786 000 руб.,
установил: общество с ограниченной ответственностью "Дайвер" обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Корякавтогруз" о признании недействительным договора купли продажи Большого судна снабжения БСС 79200 "Азимут" от 07.08.2006, как заключенного под влиянием заблуждения, и применении последствий недействительности сделки в виде взыскания 11 286 000 руб. 20 коп.
Исковое заявление мотивировано тем, что спорная сделка совершена под влиянием заблуждения. Истец заблуждался относительно тождества и качеств предмета сделки, которые значительно снижают возможность его использования по назначению. Так, воля истца и намерение были направлены на приобретение большого судна снабжения (БСС) 79200 "Азимут", бортовой номер РУМ 44-50, валовая вместимость 391 тн, чистая грузоподъемность 260 тн, длина 54,5 м, ширина 7,7 м, число мест для экипажа 10, место постройки Россия, судовой билет Г N 022202 от 12 мая 2006 г., согласно которому год постройки судна 1988, а фактически истец получил по сделке прогулочное судно, которое, как оказалось, уже было списано из состава флота на металлолом и имеет год постройки 1968, то есть судно на 20 лет старше, чем указано в судовом билете. Если бы истец знал, что судно 1968 года постройки, является прогулочным, списано на металлолом, то любого из этих обстоятельств самостоятельно хватило бы для отсутствия намерения заключить данную сделку.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства по чрезвычайным ситуациям России по Камчатскому краю.
Решением Арбитражного суда Камчатской области от 10.05.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.08.2007, в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Дайвер" отказано. Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции исходили из того, что общество с ограниченной ответственностью "Дайвер", не имея претензий к техническим характеристикам передаваемого ему судна, проверило и знало, что оно приобретало и не заблуждалось относительно качеств предмета сделки.
Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции (Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа) от 04.12.2007 N ФОЗ-А24/07-1/5425 решение суда от 10.05.2007 и постановление апелляционной инстанции от 22.08.2007 по делу N А24-6581/06-19 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, суд кассационной инстанции указал, что арбитражный суд не проверил мотивы, по которым отклонил доводы истца в отношении продажи судна, как объекта постройки 1968 года, а также не исследовал обстоятельства, подтверждающие факт исключения спорного судна из состава флота и передачи его как неразделанного лома для реализации на внутреннем рынке. В случае если при новом рассмотрении будет установлено, что параметры и характеристики судна не соответствуют данным, указанным в документах, исследованию и оценке подлежит вопрос: знали или не знали и не должны были знать общество с ограниченной ответственностью "Дайвер" и общество с ограниченной ответственностью "Корякавтогруз" об этом несоответствии.
Решением суда от 16.05.2008 договор продажи БСС 79200 от 07.08.2006, заключенный между обществом с ограниченной ответственностью "Дайвер" и обществом с ограниченной ответственностью "Корякавтогруз" признан недействительным. Производство по делу в части 4 030 руб., от которых отказался истец, прекращено.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец заблуждался относительно качеств предмета сделки и не знал, и не мог знать о несоответствии фактических характеристик судна характеристикам, заявленным в документам. Приобретенное истцом у ответчика судно БСС 779200 "Азимут", 1968 года постройки, ранее являлось металлоломом, воля истца при заключении договора купли-продажи была направлена на приобретение судна 1988 года постройки для его длительной эксплуатации, а не судна 1968 года постройки, уже списанного на металлолом.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что Государственная инспекция маломерных судов Российской Федерации по Камчатскому краю произвела первичную регистрацию судна БСС 79200 без предоставления документов на судно (паспорта и другой технической документации), а лишь на основании одного договора купли продажи судна, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью ТП "Аляска" и обществом с ограниченной ответственностью "Корякавтогруз". Информация о судне внесена в судовую книгу без технических документов на судно на основании договора купли продажи между обществом с ограниченной ответственностью ТП "Аляска" и обществом с ограниченной ответственностью "Корякавтогруз".
Обжалуя в апелляционном порядке состоявшееся по делу решение суда, общество с ограниченной ответственностью "Коряавтогруз" просит его отменить, как незаконное и необоснованное. В обоснование своих доводов заявитель апелляционной жалобы указал, что выводы суда первой инстанции о ненадлежащем техническом состоянии судна в момент совершения сделки несостоятельны и документально не подтверждены. По мнению общества с ограниченной ответственностью "Корякавтогруз", истец знал о дате постройки судно еще до заключения оспариваемого договора купли-продажи, возраст судна не повлиял на его эксплуатацию, так как причиной аварии послужило нецелевое использование судна и выход в рейс без соответствующего разрешения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Представитель истца по апелляционной жалобе возразил, указал на законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного акта.
Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства по чрезвычайным ситуациям России по Камчатскому краю, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку своего представителя в суд не обеспечил.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы и возражения сторон, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, судно БСС-79200, зав. N 4, проект 106-К, 1968 года постройки (том3, л.д.29), находилось в составе Тихоокеанского флота. Приказом Командующего краснознаменным Тихоокеанским флотом N 482 от 09.06.2005 "Об исключении из состава флота катеров и рейдовых судов обеспечения", рейдовая баржа (самоходная) сухогрузная БСС - 79200, пр. 106, зав. N 4, 1968 года постройки, исключена из состава флота и направлена на реализацию в порядке, предусмотренном Правительством РФ.
Согласно предписанию N 030.160.5. 1345 от 05.12.2005 "О передачи на реализацию высвобождаемого движимого военного имущества в 2005 на внутреннем рынке", уведомлению начальника 358 ОРВВИ "О передаче реализованного движимого военного имущества СВФ Тихоокеанского флота" от 03.03.2006 на реализацию передан неразделанный лом от БСС - 79200, 1968 года постройки.
Во исполнение уведомления N 8-УВ о проведении оценки высвобождаемого движимого имущества от 21.12.2005, в соответствии с предписанием ФГУ "ЦУМР и ВЭС МО РФ" N 030.160.5.1345 от 05.12.2005 открытое акционерное общество "Эртранс" провело оценку высвобождаемого военного имущества,- неразделанного лома от БСС-79200 1968 года постройки. Качественное состояние согласно названному документу -"неразделанный лом на плаву", а место нахождения - "Камчатская область, г.Вилючинск-3, бухта Крашенинникова в/часть 62695". По договору на проведение оценки имущества от 06.12.2005 (л.д. 146 том 2), заключенному между открытым акционерным обществом "ЭРТРАНС" и обществом с ограниченной ответственностью "ПКД-АУДИТ", произведена оценка неразделанного лома от БСС 79200, 1968 года постройки с целью установления рыночной стоимости для реализации.
По договору купли продажи N 08-МО/ВИ/12-05 от 08.12.2005 общество с ограниченной ответственностью "ТПП "Аляска" приобрело у открытого акционерного общества "ЭРТРАНС" неразделанный лом металлов, а именно неразделанный лом от судна БСС - 79200 1968 года постройки. Стоимость товара составляет 175 000 рублей (пункт 2.2. договора). Согласно уведомлению генерального директора открытого акционерного общества "ЭРТРАНС" N 7-УВ о поступлении денежных средств по договору купли продажи N 08-МО/ВИ/12-05 от 08.12.2005 за неразделанный лом от БСС 79200, 1968 года постройки от покупателя /общество с ограниченной ответственностью "ТПП "Аляска"/ поступили денежные средства в размере 175 000 рублей.
Следовательно, судно БСС 79200, 1968 года постройки, было исключено из состава флота, затем переведено в разряд неразделанного лома для реализации на внутреннем рынке в качестве металлолома, и реализовано как неразделенный лом.
По договору купли продажи БСС79200N 11 от 12.12.2005, заключенному между обществом с ограниченной ответственностью "ТПП "Аляска" (продавец) и обществом с ограниченной ответственностью "Корякавтогруз", общество с ограниченной ответственностью "Корякавтогруз" приобрело у общества с ограниченной ответственностью "ТПП "Аляска" базовое судно снабжения БСС 79200; валовая вместимость 391тн.; чистая грузоподъемность 260тн.; длина 54,5м.; ширина 7,7м.; высота борта у миделя 3,5м.: число мест для экипажа 10; место постройки Россия; год постройки 1988. По акту приема передачи от 30.12.2005 судно, находящееся на плаву в бухте Крашенинникова г.Вилючинск, передано ответчику. Стоимость судна составила 190 000 руб.
Обществу с ограниченной ответственностью "ТП "Аляска" выписан счет-наряд N 1 от 17.01.2006 на груз - неразделанный лом от БСС-79200 пр. 106К, зав. N 4, год постройки 1968, содержащий ссылки на уведомление N 7-УВ от 21.12.2005, предписание ЦУМР и ВЭС N 030.160.5.1345 от 05.12.2005 и договор купли продажи N 08-МО/ВИ/12-05 от 08.12.2005.
10.12.2006 между закрытым акционерным обществом "Судоремсервис" (подрядчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Корякавтогруз" (заказчик) заключен договор N 121/09 на доковый ремонт судна БСС-79200 ООО "Корякавтогруз", условиям которого подрядчик обязался провести доковый ремонт судна с заменой наружной обшивки корпуса. Срок ремонта с 11 мая по 10 октября 2006 г. Стоимость ремонта составила 423 728 руб.
Общество с ограниченной ответственностью "Корякавтогруз" обратилось в Государственную инспекцию маломерных судом Российской Федерации по Камчатской области с заявлением о регистрации БСС - 79200 "Азимут" в качестве судна с указанием года постройки - 1988 (т.3, л.д.163). В качестве документов, подтверждающих свое право собственности на судно, ответчиком в инспекцию маломерных судов представлен договор купли-продажи, заключенный между обществом с ограниченной ответственностью "Корякавтогруз" и обществом с ограниченной ответственностью ТПП "Аляска". На основании данного договора судно было зарегистрировано в инспекции маломерных судов за обществом с ограниченной ответственностью "Корякавтогруз", как за судовладельцем", выдан судовой билет N 022202, в котором указан год постройки-1988.
Согласно письму "Судоремсервис" от 03.04.2007, обществу с ограниченной ответственностью "Дайвер" по окончанию выполненного ремонта судна переданы документы, в том числе ксерокопия паспорта судна БСС 79200, полученная от ООО "Корякавтогруз". То есть, фактически общество с ограниченной ответственностью "Корякавтогруз" приобрело у общества с ограниченной ответственностью "ТПП "Аляска" неразделанный лом металлов от судна БСС 79200 пр.106К, заводской номер N 4, 1968 года постройки, который был отремонтирован, в том числе, заменена наружная обшивка корпуса, проведена государственная регистрация судна. При этом, как правильно указал суд первой инстанции, инспекция маломерных судов по Камчатскому краю, при первичной регистрации судна БСС 79200 за обществом с ограниченной ответственностью "Корякавтогруз" не выполнены требования, статьи 18 Правил государственной регистрации маломерных судов, утвержденные приказом МЧС РФ N 500 от 29.06.2005. Регистрация судна произведена без предоставления документов на судно (паспорта и другой технической документации), а лишь на основании одного договора купли продажи судна. Информация о судне внесена в судовую книгу без технических документов на судно, лишь на основании договора купли продажи между ООО ТП "Аляска" и ООО "Корякавтогруз".
Между обществом с ограниченной ответственностью "Корякавтогруз" (продавец) и обществом с ограниченной ответственностью "Дайвер" (покупатель) заключен договор купли продажи БСС 79200 от 07.08.2006, по условиям которого продавец обязался продать, а покупатель принять в собственность большое судно снабжения БСС 79200 "Азимут", бортовой номер судна: РУМ 44-50, длина 54,5 м., ширина 6 7,7 м., чистая грузоподъемность 260 тонн, число мест для экипажа 10, копия судового билета ГN 022202 от 12.05.2006. Стоимость судна составила 11 000 000 руб.
В соответствии с пунктами 4.1 и 4.2 договора судно передается покупателю на плаву и принимается им в том состоянии, в котором находится в момент приема передачи судна. Покупатель подтверждает, что не имеет претензий к техническим характеристикам покупаемого судна.
По акту приема передачи N 1 от 07.08.2006 судно передано обществу с ограниченной ответственностью "Дайвер". В пункте 2 акта приема передачи покупатель подтвердил, что претензии к техническим характеристикам переданного судна у него отсутствуют.
Согласно копии судового билета ГN 022202 от 12.05.2006, судовладельцем является ООО "Корякавтогруз", год постройки судна 1988. Копия судового билета заверена 07.08.2006 руководителем общества с ограниченной ответственностью "Корякавтогруз". Государственной инспекцией маломерных судов МЧС России по Камчатской области проведено техническое освидетельствование судна РУМ45-31 БСС-79200 "Азимут" и выдано новому владельцу /ООО "Дайвер"/ акт технического освидетельствования маломерного судна. Согласно акту судно 1988 года постройки, формула класса указывает, что судно прогулочное.
Таким образом, истец приобрел у ответчика судно БСС 779200 "Азимут", 1968 года постройки, ранее списанные на металлолом. Продавец /ООО "Корякавтогруз"/, путем внесения изменений в регистрационные документы, вновь присвоил движимому имуществу (металлолому) статус действующего судна и организована его последующая реализация в гражданский оборот с целью получения прибыли. Так, цена судна по договору от 07.08.2006 значительно превышает фактическую стоимость судна 1968 года постройки с учетом произведенного ремонта. Судно продано в качестве металлолома за 175 000 руб., приобретено ответчиком за 190 000 руб., затраты на ремонт судна составили 423 728 руб. Между тем, судно продано истцу за 11 000 000 руб.
Судовой билет, предоставленный при продаже судна, согласно действующему законодательству России подтверждает право собственности на судно и разрешает плавание под государственным флагом РФ. Судовой билет является правоустанавливающим документом на товар (судно), соответственно покупатель, проверив его, не запросил дополнительные документы на судно, будучи уверенным в добросовестности продавца.
Истец, получив правоустанавливающий документ на судно - судовой билет N Г022202 от 12.05.2006 с указанием года постройки 1988, не имел объективных оснований не доверять информации, которая указана в договоре купли продажи в момент ее совершения, и подтверждалась судовым билетом, выданным государственным регистрирующим органом.
Материалами дела установлено, что, заключая договор купли-продажи судна от 07.08.2006, истец не имел намерения приобрести судно 1968 года постройки, ранее уже списанного на металлолом, имея достоверную информацию о действительной дате постройки судна - 1968, сделка купли-продажи не состоялась бы.
Согласно статье 178 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, может быть признана судом недействительной. Для признания сделки недействительной существенное значение имеет заблуждение относительно природы сделки либо тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению.
Заблуждение относительно условий сделки должно иметь место на момент совершения сделки.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Следовательно, для признания судом недействительным договора купли продажи Большого судна снабжения БСС 79200 "Азимут" от 07.08.2006 истец обязан доказать, что сделка совершена им под влиянием заблуждения: либо относительно природы сделки; либо тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению.
Оценив в соответствии с частью 1 статьи 71, частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что они подтверждают факт заблуждения истца относительно качеств предмета сделки, несоответствие фактического качества предмета сделки качеству, указанному в спорном договоре.
Главным признаком заблуждения в существенных качествах предмета сделки является значительное снижение вследствие наличия того или иного свойства предмета, возможности его использования в соответствии с предполагаемым при совершении сделки назначением.
Истец, принял судно по акту, и не имел претензий к товару, так как состояние судна оценивалось на основании предоставленных продавцом документов, а именно: оспариваемого договора купли продажи и судового билета, в которых были заведомо искажены сведения о дате постройки судна. На момент совершения сделки истец (покупатель) не знал и не мог знать, что судно было переведено в разряд металлолома в связи с его непригодностью к эксплуатации и на двадцать лет старше, чем это указано продавцом.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что судно, имеющее срок эксплуатации больше заявленного на 20 лет, более подвержено износу и поломкам вследствие износа и усталости материалов, требует более бережной эксплуатации, тщательных ремонтов, ремонтные работы должны быть более глубокими и капитальными, чем у более нового судна. Приобретенное по спорному договору судно не подлежит эксплуатации без капитального ремонта, что обусловлено ограничением ресурсной возможности техники, ввиду чего значительно снижены возможности использования судна по предполагаемому прямому назначению.
Год постройки судна, и соответственно возраст судна, проданного по оспариваемому договору купли продажи, относятся к качеству предмета. В связи с этим заблуждение относительно возраста судна является заблуждением относительно качеств предмета сделки, которые значительно снижают возможность его использования по назначению, что, в свою очередь, является основанием для применения статьи 178 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Изложенные обстоятельства являются достаточными для признания сделки недействительной по основаниям статьи 178 Гражданского кодекса Российской Федерации. В связи с этим, доводы апелляционной жалобы не имеют существенного значения для рассмотрения настоящего спора.
Суд апелляционной инстанция считает, что при повторном рассмотрении дела судом первой инстанции полно и всесторонне в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы все обстоятельства по делу, надлежащими образом в соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выполнены указания суда кассационной инстанции, правильно применены нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатской области от 16.05.2008 по делу N А24-6581/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Корякавтогруз" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Камчатской области.
Председательствующий: |
Л.Ю. Ротко |
Судьи |
С.В. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-6581/2006
Истец: ООО "Дайвер"
Ответчик: ООО "Корякавтогруз"
Третье лицо: ГИМС МЧС РФ по Камчатскому краю, Арбитражный суд
Хронология рассмотрения дела:
22.07.2008 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-329/2008