г. Владивосток |
|
28 августа 2008 г. |
Дело N А51-12286/2007 33-281/28 |
05АП-530/2008
Резолютивная часть постановления оглашена в судебном заседании "26" августа 2008 г., мотивированное постановление изготовлено "28" августа 2008 г. на основании статьи 176 АПК РФ.
Пятый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего: О.Ю. Еремеевой,
судей: Г.А. Симоновой, Т.А. Солохиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ворожбит Я.А.
при участии в заседании:
от ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока: ведущий специалист-эксперт юридического отдела Терехова О.В. по доверенности N 10-12/36524 от 05.12.2006 сроком действия 3 года, удостоверение N 262176 сроком действия до 20.11.2009;
от ГАТЭВК в форме ОАО "Узвнештранс": представитель Тарасенко И.И. по доверенности N 13499 от 07.12.2007 сроком действия 3 года;
от Управления федерального казначейства по Приморскому краю: главный специалист-эксперт юридического отдела Стрельникова О.В. по доверенности N 20-11-29/3 от 14.01.2008 сроком действия до 31.12.2008, удостоверение 25 N 0221 от 21.04.2008;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока
на решение Арбитражного суда Приморского края от 13.05.2008 по делу N А51-12286/2007 33-281/28, принятое судьей А.А. Фокиной
по заявлению Государственно-акционерной транспортно-экспедиторской внешнеэкономической компании в форме открытого акционерного общества "Узвнештранс"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока
третье лицо Управление Федерального казначейства по Приморскому краю
о признании незаконными действий налогового органа по отказу в возврате излишне уплаченной государственной пошлины и обязании произвести возврат излишне уплаченной государственной пошлины,
установил:
Государственно-акционерная транспортно-экспедиторская компания в форме открытого акционерного общества "Узвнештранс" (далее по тексту - "заявитель" или ГАК "Узвнештранс") обратилась в Арбитражного суда Приморского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока (далее по тексту - "налоговый орган" или "Инспекция") с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о признании незаконными действий налогового органа по отказу ГАК "Узвнештранс" в возврате из бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в размере 1 616 599, 80 руб. и обязании Инспекцию произвести возврат излишне уплаченной госпошлины в сумме 1 616 599, 80 руб.
Решением от 13.05.2008 заявленные требования удовлетворены.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда, Инспекция просит его отменить как незаконное и необоснованное. Налоговый орган считает, что его действия, оспариваемые заявителем, соответствуют закону. На момент обращения ГАК "Узвнештранс" в Инспекцию с заявлением о возврате госпошлины спорные отношения регулировались главами 12 и 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В соответствии с пунктом 3 статьи 333.40 НК РФ Инспекция отказал в возврате госпошлины в связи с истечением 3-х летнего срока со дня её уплаты. При этом законодательством о налогах и сборах не установлены обстоятельства, позволяющие продлить срок подачи заявления о возврате государственной пошлины. В связи с этим Инспекция считает, что её действия в данном случае соответствуют законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя, поэтому у суда в соответствии с пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы считает недостаточно обоснованным вывод арбитражного суда первой инстанции о доказанности факта поступления госпошлины в бюджет. При этом ссылается на то, что спорные платежные поручения датированы 1998 годом, плательщиком является иностранная организация, платеж произведен иностранным банком, и в настоящее время ни Инспекция, ни Управление Федерального казначейства по Приморскому краю объективно не могут подтвердить поступление в бюджет спорной суммы госпошлины в связи с истечением пятилетнего срока хранения документов.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя в письменном отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, решение суда считает законным и обоснованным за исключением вывода суда о неприменении Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" с момента введения в действие с 1 января 2005 года главы 25.3 НК РФ, поскольку спорные суммы госпошлины были уплачены до 1 января 2005 года.
Представитель Управления Федерального казначейства по Приморскому краю письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, отношения к позиции сторон не выразил.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как установлено материалами дела, ГАК "Узвнештранс" платежными поручениями N 74 от 12.05.1998, N 164 от 30.11.1998, N 165 от 30.11.1998, N 181 от 29.12.1998 на основании Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" перечислил в доход федерального бюджета РФ госпошлину по делу N А51-7453/98 8-252 в общей сумме 1 716 599, 80 руб.
На основании решения Арбитражного суда Приморского края от 01.06.2005 по делу N А51-7453/98 8-252, оставленного без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.04.2006, ГАК "Узвнештранс" возвращена из федерального бюджета госпошлина в сумме 1 616 599, 80 руб. 12.04.2006 ГАК "Узвнештранс" выдан исполнительный лист N 058189 на возврат из федерального бюджета РФ госпошлины в сумме 1 616 599, 80 руб.
Определением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.04.2006 по делу N Ф03-А51/06-1/1759 и определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.08.2006 N 10238/06 исполнение решения от 01.06.2005 по делу N А51-7453/98 8-252 приостанавливалось и возобновлено соответственно 04.07.2006 и 31.10.2006.
24.05.2007 Общество обратилось в ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока за возвратом излишне уплаченной госпошлины, предъявив исполнительный лист N 058189.
Письмом от 05.07.2007 N 08-10/22164 Инспекция вернула исполнительный лист N 058189 заявителю со ссылкой на пункт 3 статьи 333.40 НК РФ. Также налоговый орган указал заявителю на необходимость представления копии решения (определения) Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-7453/98 8-252, оригинала справки арбитражного суда по делу на возврат государственной пошлины, оригинала платежного поручения, а также реквизитов банка и расчетного счета, открытого в банке Российской Федерации.
25.07.2007 заявитель вновь обратился в Инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченной госпошлины, предъявив подлинный исполнительный лист N 058189, к которому приложил справку на возврат госпошлины и подлинные платежные поручения.
В ответ на поданное ГАК "Узвнештранс" заявление налоговый орган письмом от 02.08.2007 N 08-10/25693 отказал заявителю в возврате из бюджета госпошлины на основании пункта 3 статьи 333.40 НК РФ в связи с истечением трехлетнего срока с момента фактической оплаты денежных средств.
Не согласившись с отказом Инспекции в возврате излишне уплаченной государственной пошлины, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С 01.01.1999 отношения по возврату госпошлины из бюджета регулируются положениями статьи 78 НК РФ, а с 01.01.2005 главой 25.3 НК РФ.
Согласно пункту 7 статьи 78 НК РФ (в редакции от 02.02.2006) заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Пункт 3 статьи 333.40 НК РФ предусматривает, что заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.
К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.
Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который произведена переплата, в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате. (в редакции Федерального закона от 31.12.2005 N 201-ФЗ).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 173-О от 21.06.2001, норма статьи 78 НК РФ не препятствует в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК Российской Федерации). Таким образом, статьи 78 НК РФ, адресованной налоговым органам, не содержит оснований для ограничения конституционных прав граждан, в том числе права на судебную защиту. Данная позиция Конституционного Суда Российской Федерации применима и при применении нормы пункта 3 статьи 333.40 НК РФ.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 01.06.2005 по делу N А51-7453/98 8-252, вступившим в законную силу 05.04.2006, уплаченная ГАК "Узвнештранс" по данному делу в 1998 году госпошлина в сумме 1 616 599, 80 руб. по результатам рассмотрения спора признана судом излишне уплаченной. 12.04.2006 Арбитражным судом Приморского края выдан заявителю исполнительный лист N 058189 на возврат из федерального бюджета РФ госпошлины в сумме 1 616 599, 80 руб. и 20.07.2007 выдана справка на возврат из федерального бюджета госпошлины.
Сам факт уплаты госпошлины подтверждается подлинными платежными поручениями N 74 от 12.05.1998, N 164 от 30.11.1998, N 165 от 30.11.1998, N 181 от 29.12.2007 с отметкой о зачислении госпошлины в доход федерального бюджета РФ.
При обращении в налоговой орган с заявлением о возврате госпошлины ГАК "Узвнештранс" представил полный пакет документов.
Оставляя заявление ГАК "Узвнештранс" без удовлетворения, налоговый орган сослался на истечение установленного пунктом 3 статьи 333.40 НК РФ трехлетнего срока со дня уплаты госпошлины.
Между тем излишняя уплата заявителем госпошлины сложилась только в 2006 году с момента вступления в законную силу решения суда от 01.06.2005 по делу N А51-7453/98 8-252, и налоговому органу об этом было известно. Факт излишней уплаты госпошлины по результатам спора признан судом только 01.06.2005 и, соответственно, право и реальная возможность обратиться в порядке пункта 3 статьи 333.40 НК РФ в налоговый орган с заявлением о возврате госпошлины возникли у заявителя только после вступления решения суда от 01.06.2005 по делу N А51-7453/98 8-252 в законную силу, то есть 05.04.2006, а не с даты уплаты госпошлины платежными поручениями в 1998 году. То есть только с момента вынесения судом решения по делу N А51-7453/98 8-252, подлежащего обязательному исполнению, и вступления его в законную силу заявитель узнал о наличии у него излишне уплаченной госпошлины и соответственно - о нарушении его законных прав и интересов. В связи с этим срок на обращение в налоговый орган с заявлением в порядке статей 78 и 333.40 НК РФ, с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации в определении от 21.06.2001 N 173-О, ГАК "Узвнештранс" не пропущен.
На основании вышеизложенного, арбитражный суд первой инстанции в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ правомерно и обоснованно удовлетворил заявленные ГАК "Узвнештранс" по настоящему делу требования.
Ссылка заявителя на необходимость применения в спорном случае соответствующих положений Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине", действовавшего в период уплаты госпошлины в 1998 году, является несостоятельной, поскольку в спорной ситуации действовала норма статьи 333.40 части 2 НК РФ как закона, подлежала применению на момент установления факта излишней уплаты госпошлины и возникновения у заявителя права на обращение в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченной госпошлины.
При этом не имеет значения в данном случае довод заявителя апелляционной жалобы на то, что законодательством о налогах и сборах не предусмотрены обстоятельства, позволяющие продлить срок подачи заявления о возврате государственной пошлины.
Ссылка налогового органа на недоказанность факта поступления госпошлины в бюджет и указание на то, что настоящее время ни Инспекция, ни Управление Федерального казначейства по Приморскому краю, достоверно не могут подтвердить поступление в бюджет спорной суммы госпошлины в связи с истечением пятилетнего срока хранения документов, подтверждающих поступление доходов на счет казначейства, для целей применения пункта 3 статьи 333.40 НК РФ значения не имеет, так как госпошлина подлежит возврату в силу решения суда.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", действовавшего на момент уплаты заявителем госпошлины, и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации в постановлении от 12.10.1998 N 24-П обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, которой считается списание кредитным учреждением платежа с расчетного счета плательщика независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет. В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-О данное положение распространяется только на добросовестных налогоплательщиков. При этом доказательств недобросовестности заявителя налоговым органом не представлено.
Пунктом 2 статьи 45 части 1 НК РФ, вступившей в действие с 01.01.1999, также предусмотрено, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.
Управление Федерального казначейства по Приморскому краю подтвердило факт открытия счетов, указанных в платежных поручениях. Спорные платежные поручения имеют отметки о зачислении госпошлины в доход федерального бюджета РФ. В платежных поручениях плательщиком указан РХВО "Узвнештранс", в дальнейшем преобразованный в акционерное общество ГАК "Узвнештранс" - правопреемника РХВО "Узвнештранс".
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что в спорных платежных поручениях плательщиком является иностранная организация, платеж произведен иностранным банком, коллегией не принимается, поскольку согласно статье 6 Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киев, 20 марта 1992 г.), подписанного между правительствами государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ), участником которого является республика Узбекистан, документы, выданные или засвидетельствованные учреждением или специально уполномоченным лицом в пределах их компетенции по установленной форме и скрепленные официальной печатью на территории одного из государств-участников СНГ, принимаются на территории других государств-участников СНГ без какого-либо специального удостоверения. Таким образом, оформленные в установленном порядке в Национальном банке внешнеэкономической деятельности республики Узбекистан платежные поручения на оплату госпошлины являются надлежащими доказательствами ее уплаты в федеральный бюджет РФ.
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.05.2008 по делу N А51-12286/2007 33-281/28 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края.
Председательствующий: |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Г.А. Симонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-12286/2007
Истец: Государственно-акционерная транспортно-экспедиторская внешнеэкономическая компания в форме ОАО "Узвнештранс"
Ответчик: ИФНС РФ по Ленинскому району
Третье лицо: Министерство финансов в лице Управления Федерального Казначейства по ПК