Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 14 июля 2006 г. N КА-А40/6417-06
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2006 г.
Муниципалитет Некрасовка в г. Москве (далее - Муниципалитет) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы России N 21 по г. Москве (далее - Инспекция, налоговый орган) от 30.08.2005 г. N 17-10/88-83 и требования об уплате налога N 17-10/88-83 от 30.08.2005 г.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.01.2006 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного суда от 20.04.2006 г., заявленные Муниципалитетом требования удовлетворены.
Не согласившись с судебными актами, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление судов и в удовлетворении требований отказать.
В кассационной жалобе налоговый орган указывает, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права (статьи 217, 237, 238 НК РФ), что Муниципалитет необоснованно не включил в объект налогообложения по единому социальному налогу (ЕСН) и налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) компенсационные выплаты на санаторно-курортное лечение.
На заседание суда стороны по делу не явились, будучи извещены надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 284 АПК РФ кассационная инстанция считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей сторон.
Законность принятых судебных акта проверена Федеральным Арбитражным судом Московского округа в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка Муниципалитета по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты ЕСН и НДФЛ. По результатам проверки налоговым органом вынесено решение N 17-10/88-83 от 30.08.2005 г. о привлечении Муниципалитета к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и направлено требование об уплате налога от 30.08.2005 г. N 17-10/88-83.
Муниципалитет привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 11 919 руб. за неуплату налога и статьей 123 НК РФ в виде штрафа в размере 4353 руб. за неправомерное не перечисление сумм налога на доходы физических лиц. Одновременно Муниципалитету предложено уплатить суммы налоговых санкций, не перечисленных и неуплаченных налогов, а также пени. Кроме того, налоговым органом в адрес налогоплательщика выставлено требование N 17-10/88-83 об уплате налога по состоянию на 30.08.2005 г.
Посчитав свои права нарушенными, Муниципалитет обратился с заявлением в арбитражный суд о признании недействительными ненормативных правовых актов налогового органа.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Московского округа не нашел оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 НК РФ объектом обложения ЕСН для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Согласно пункту 1 статьи 237 НК РФ, облагаемая ЕСН база организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 НК РФ, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат обложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со статьей 1 Закона г. Москвы от 21.10.98 N 24 "О муниципальной службе в районах г. Москвы", действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что муниципальная служба в районах города Москвы - это профессиональная деятельность граждан Российской Федерации на постоянной основе по обеспечению полномочий Управ, осуществляемая на муниципальной должности, не являющейся выборной.
В соответствии со статьей 15 названного Закона муниципальному служащему гарантируется денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные Федеральными законами и законами субъектов РФ.
Также, пунктом 3 названной статьи настоящего Закона установлено, что законами субъектов РФ и уставом муниципального образования могут быть предусмотрены дополнительные гарантии для муниципального служащего.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 22 Закона г. Москвы от 21.10.98 N 24 "О муниципальной службе в районах г. Москвы", муниципальному служащему гарантируются предоставление ежегодно бесплатной или льготной путевки с оплатой проезда к месту отдыха и обратно или соответствующей компенсации.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что выплата муниципальному служащему на санаторно-курортное лечение, по существу, является компенсационной, а, следовательно, не облагаемой ЕСН и НДФЛ, в связи с чем, довод налогового органа о том, что Муниципалитет не включил в объект налогообложения по ЕСН и НДФЛ компенсационные выплаты на санаторно-курортное лечение, является несостоятельным.
Кроме того, частью 9 статьи 226 НК РФ предусмотрено, что уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов, не допускается. В связи с чем, суд обоснованно сделал вывод о незаконном доначислении Муниципалитету НДФЛ, не удержанного с доходов налогоплательщиков.
Все доводы жалобы были предметом проверки судебных инстанций и получили соответствующую оценку, исходя из обстоятельств данного дела.
Доводы жалобы не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о незаконности судебных актов.
У суда кассационной инстанции в силу пределов полномочий, установленных пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, не имеется оснований к переоценке оцененных судом обстоятельств.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права не установлено.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение арбитражного суда г. Москвы от 27 января 2006 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2006 г. N 09АП-2890/06-АК по делу N А40-73764/05-139-620 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России N 21 по г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На основании подп.2 п.1 ст.238 НК РФ не облагаются ЕСН все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат.
Муниципалитет посчитал необоснованным начисление налоговым органом ЕСН с сумм оплаты муниципальным служащим стоимости санаторно-курортного лечения, поскольку данные выплаты признаются компенсационными и не должны облагаться ЕСН в силу подп.2 п.1 ст.238 НК РФ.
Суды двух инстанций поддержали доводы Муниципалитета.
Кассационная инстанция оставила без изменения принятые по делу судебные акты.
В соответствии с п.3 ст.15 Закона г. Москвы от 21.10.98 N 24 "О муниципальной службе в районах г. Москвы" для данной категории муниципальных служащих гарантируются предоставление ежегодно бесплатной или льготной путевки с оплатой проезда к месту отдыха и обратно или соответствующей компенсации.
Следовательно, по мнению суда, оплата муниципальному служащему стоимости санаторно-курортного лечения, по существу, является компенсационной, и, в силу подп.2 п.1 ст. 238 НК РФ, не облагаемой ЕСН.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанция признал доводы налогового органа, изложенные в жалобе, необоснованными.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 июля 2006 г. N КА-А40/6417-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании