Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 28 июля 2006 г. N КГ-А41/6477-06
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2006 г.
Открытое акционерное общество "Ростелеком" (далее - ОАО "Ростелеком") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) о взыскании за счет казны Российской Федерации 17.430 убытков в виде недополученной суммы бюджетного финансирования по льготам, предоставленным ветеранам в части 50% скидки по абонентской плате за пользование телефоном и его бесплатной установке в 2004 году.
В обоснование иска указывалось на то, что предоставленные льготы, размер которых подтвержден актами сверки между истцом и Комитетом социальной защиты населения г. Ивантеевка Московской области (далее - Комитет соцзащиты), в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 г. N 963, неправомерно не возмещены за счет бюджетных средств Российской Федерации, поскольку не были предусмотрены Минфином России в проекте бюджета, в связи с чем в бюджет не вошли.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Минздравсоцразвития России), Министерство социальной защиты населения Московской области (Министерство соцзащиты МО) и Комитет соцзащиты.
Решением от 24.11.2006 г., оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.04.2006 г., иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы неправомерностью бездействия Российской Федерации в лице финансового органа.
В кассационной жалобе Минфин России просит указанное решение отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование жалобы заявитель ссылается на неприменение судами подлежащей применению ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой распределение бюджетных средств по ведомственным распорядителям осуществляется главным распорядителем, в данном случае Минтруда и соцразвития России. Поскольку в федеральном бюджете на 2005 г. предусмотрены денежные средства, направляемые на исполнение судебных решений по искам, предъявленным к упраздняемому Минтруда и соцразвития России, за оказанные операторами связи услуги ветеранам и инвалидам в 2000-2004 гг., и распорядителем данных средств является Минздравсоцразвития России, Минфин России не может считаться надлежащим ответчиком. Кроме того, заявитель указывает на отсутствие с его стороны неправомерных действий (бездействия).
В отзывах ОАО "Ростелеком" и Минздравсоцразвития России просят оставить кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам и правильность применения судами норм материального права.
Министерство соцзащиты МО и Комитет соцзащиты отзывы на кассационную жалобу не представили.
В заседании суда кассационной инстанции представители ОАО "Ростелеком", Минздравсоцразвития России и Министерство соцзащиты МО возражали против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзывах.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания Минфин России и Комитет соцзащиты явку представителей не обеспечили.
Изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм процессуального и материального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судами, ОАО "Ростелеком" в 2004 году на основании Федерального закона "О ветеранах" предоставило при оказании услуг связи льготы отдельным категориям населения на сумму 22.035 руб.
В соответствии с указанным законом финансирование расходов, понесенных операторами связи, производится за счет федерального бюджета. При этом согласно Правилам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 г. N 963, финансирование расходов производится через Минтруда и соцразвития России, которое обязано на основании бюджетных заявок органов социальной защиты населения производить распределение денежных средств по получателям.
Между тем, в 2002 году расходы истца компенсированы лишь частично на сумму 4.605 руб., убытки истца составили 17.430 руб.
Установив, что Минтруда и соцразвития России все предусмотренные бюджетом денежные средства на компенсацию льгот распределены, суд пришел к выводу о неправомерности бездействия Российской Федерации в лице финансового органа - Минфина России, не включившего в проект бюджета денежные средства на компенсацию льгот в достаточном размере, и удовлетворил иск за счет казны Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции считает указанные выводы соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в силу которой вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Доводы заявителя о том, что Минфин России является ненадлежащим ответчиком, поскольку главным распорядителем средств федерального бюджета, в данном случае являлся Минтруда и соцразвития России, а настоящее время распорядителем выступает Минздравсоцразвития России, несостоятельны, поскольку отыскиваемая сумма взыскана судом не с Минфина России, а с обязанного лица - Российской Федерации за счет казны, чьи интересы в данном случае представляет финансовый орган.
По смыслу Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация обязала операторов связи предоставлять льготы ветеранам в отношении стоимости оказываемых им услуг и приняла на себя обязательства по возмещению операторам расходов по предоставлению данных льгот.
Таким образом, невключение в бюджет Российской Федерации денежных средств на возмещение расходов операторам связи в достаточном размере не освобождает Российскую Федерацию от исполнения указанной обязанности, а отказ от ее исполнения противоречит ст. 309 ГК РФ, в силу которой обязательства, в том числе установленные нормативным актом, должны исполнятся надлежащим образом.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает удовлетворение иска основанным на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствующим положениям закона.
Оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, предусмотренных ст. 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286-289 АПК РФ, суд постановил:
решение от 24 ноября 2005 г. Арбитражного суда Московской области и постановление от 7 апреля 2006 г. Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-К1-19593/05 оставить без изменения, кассационную жалобу Минфина России - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 июля 2006 г. N КГ-А41/6477-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании